Главная Информация Символика Тайна ритуалов

Тайна ритуалов

Автор: Людмила Венгерская   
16.10.2016 г.


Эта статья не моя. Я лишь решила исследователь великолепное произведение известного индийского учителя новой эпохи, йога, целителя Э. Кришнамачарья, книгами которого зачитывается весь мир. Так случилось, что имея на полке две книги этого учителя, одну я изучила («Духовная астрология»), а вторая каким-то образом ускользнула от внимания. Недаром говорят, что всё приходит в нужное время и эта книга буквально выпала мне в руки, когда я пыталась найти хоть что-то о символике хобота Ганеши. Мало того, как оказалось, у меня две такие книги, правда под разными названиями, т.к. издавались в 2008 и в 2010 году. Следовательно, зов уже давался два раза, когда я покупала эти книги, и вот на третий раз он был услышан. Истинно говорят: «Трижды позванный», а тройной зов указывает на чрезвычайную важность вести.

 Трижды позванный = 206 = Важный знак для всех = Вселенское сознание = Наша задача понимать = Победить невежество = Ваше время истекло = Тайна жизни моего духа = Фиолетовое Пламя!

 Да, Фиолетовое Пламя в расчёте – это стало откровением, т.к. подтвердило собственные мысли. Дело в том, что наступает Эпоха Водолея под управлением Фиолетового Луча – Седьмого Луча Посвящения, который связан с церемониальной магией. Не просто связан, а церемония или ритуал являются его стержневой силой. Когда я читала книгу М. и Э. Профет «Лучи и Посвящения», то эта фраза: «церемониальная магия» всегда меня удивляла, т.к. я считала, что церемонии и ритуалы отживают свой век. Скажу честно, я не углублялась в это понятие, и поэтому была невежественна в вопросах церемоний и ритуалов, но пришло время победить невежество в этом вопросе. 

Книга Э. Кришнамачарья «Ведические символы и традиции (Сакральный смысл мировых учений)» или «Трактат о ритуалах», как она названа в другом издании, меня потрясла. Я, в очередной раз, поняла, насколько надо быть осторожным в своих суждениях и исследовать тему, прежде чем делать какие-либо выводы. Оказывается, вся наша обыденная жизнь – это ритуал, но он не осознаётся спящим сознанием. Все наши световые и мистериальные работы – это ритуал. Все наши исследования, которые мы проживаем в Школе в форме игр – тоже ритуал, но уже осознанный.

Это произведение стало откровением, что потребовало выражения, и мне захотелось поделиться с вами той мудростью, которая, возможно, не сразу будет принята и понята, но оставит след в сознании. Моего личного текста в этой статье будет очень мало, в основном выдержки и цитаты, но лучше автора никто не сможет донести глубину его мысли и любой пересказ исказит истину.

 В предисловии к своей книге, которую автор определяет, как краткий трактат о ритуалах Религии Мудрости, он пишет: «Этот труд предлагается, как приношение божественному свету человеческого восприятия читателей…», лучше не скажешь. Мне так понравилось это обращение к нашему божественному свету, что захотелось с него начать эту статью.

 Религия Мудрости = 217 = Единство всех религий = Ключ к мудрости = Алхимическая наука = Вечное Слово Мастера = Вернуть Первообраз = Воплощённая идея = Приветствуем Бога в тебе = Соединение с Отцом = Утерянное Слово

 К теоретической стороне мудрости есть практический ключ. Без этого ключа вся теория остаётся лишь прекрасным размышлением. А то ядро мудрости, которого от неё ожидают, не познаётся без практического подхода. Жизнь человека – это внешнее выражение спящих в нём принципов… Человек думает, что он разумен, считает, что он стремится к истине, счастью и осознанию ещё неосознанного. Но его разумная способность связана с его природой, которая ведёт его и заставляет откликаться на себя самого и своё окружение лишь в понятиях его нынешней стадии эволюции.

Должный самоанализ позволяет человеку понять, что к его природе (источнику его поведения) нелегко подступиться и трудно овладеть ей… Вся деятельность Вселенной содержит в себе свою подлинную тайну в виде своей сущности. Человек тоже состоит из той же сущности, но между человеком и Вселенной стоит его собственная природа…

 Субъективное сознание человека подменяет все явления Вселенной и природы в той мере, насколько может это осознать на данной ступени своей эволюции, и таких подмен множество.

 Долг человека путём обратных замен подняться выше, к всё более и более подлинным уровням мироздания. Но этому есть препятствие со стороны его собственной природы, которая служит ему защитной оболочкой. Здесь необходимо переступить свою собственную природу – только чтобы войти в более широкую природу, служившую её основанием.

Есть способ, который позволяет путём совершения некоторых вещей определённым образом перейти свою собственную природу. Это предполагает существование науки совершения этих вещей, и это – Наука Ритуалов. Ритуал работает как священнодействие, изменяющее и расширяющее природу человека. Наука священнодействий передаётся человеку высшей природой, и всегда существует во Вселенной, как ветвь безличной мудрости. Время от времени человек поднимается на этот безличный уровень, чтобы собрать часть этой ритуалистической мудрости. Затем ей начинают следовать некоторые люди, практиковать её, и постепенно она облекается в различные религиозные аллегории… Внимательное изучение общей сути этих ритуалов не нуждается в обосновании, поскольку очень помогает человеку превзойти собственную природу.

 Наука Ритуалов = 152 = Большая игра = Священная = Граф Сен-Жермен = Жизнь человека = И вверху и внизу = Люди Водолея = Новые знания = Это мысли = Явление срока

Священнодействие = 214 = Божественная основа = Открытие тайного = Богоявление в человеке = Мудрость сердца = Человек из Вечности = Новое человечество = Древняя Прародина = Знание Истинного Я = Наша новая программа = Зов Ганеши услышан = Ганеша зовёт в Ориссу!

 Чем больше человек настраивается на более широкую природу, тем больше его работа становится универсальной – она ритуализируется. Для этого Наука Ритуалов учит нас понимать деятельность мироздания и стараться имитировать его работу. Когда часть творчества или всё оно понимается, как мистерия в малом масштабе, оно служит ритуалом и имеет определённую жертвенную ценность. Так мы понимаем, почему различные ритуалы мировых религий составлены в форме драм, персонажами в которых выступают силы творения. Солнце, Луна, звёзды, свойства пространства (геометрические, числовые и физические) следуют определённому порядку. Всё мироздание – связная пьеса из следующих друг за другом актов. Вся эта последовательность составляет драму, мистерию, которую с успехом повторяет опытный ритуалист.

 Роль символизма в ритуалах.

 Символизм управляет предметным опытом человека. Вся деятельность его жизни выражается, как аллегория скрытой причины… Субъективная истина скрыта в каждой вещи через представляемую ею ценность и открывается деятельностью живого существа, работающей, как аллегория. Таким образом, каждое событие, случающееся на физическом плане – это аллегория истины. Исторические события и циклы эволюции также служат аллегориями истины скрытой в субъективной стороне человека.

Каждое живое существо - это наблюдатель, образующий свой собственный центр со своим горизонтом, который служит окружностью, а остальной предметный мир заключён между ними. Вот почему символ круга с отмеченным центром стал древнейшим символом поклонения во всем ритуалистических религиях. Вопрос и ответ о мистической архитектуре великолепия вечно раскрывающейся птицы (Супарна), центр которой везде, а окружность нигде, мы находим в Риг Веде… У каждого сознания есть свой центр и свой горизонт, очерчивающий окружность.

Многие ритуалы включают в себя символические Восток и Запад. Эти два символа на космическом плане называются Митра и Варуна, Ашвинами (Близнецами) – на плане проявления; восходом и закатом - на солнечном плане; началом и концом дня - на земном плане; пробуждением и сном (рождением и смертью) – на плане антропоморфическом. Весь день берётся, как образец для ритуала. Символическое путешествие Солнца рассматривается, как путь развивающейся души. Верхняя половина круга называется золотой чашей (Солнечной), нижняя – серебряной (Лунной). Две эти чаши содержат сок опыта человека, который в Ведах называется сома

Символизм истинного ритуалиста не включает каких-либо символов, созданных человеком, подобных письменности любого языка. Такие символы никогда не универсальны и ограничены группой людей, у которых общее понимание.

Универсальные же символы образуют язык богов, который предстоит расшифровать человеку. Они – архетипы явлений Вселенной, и они дают человеку наставления через «Вселенский алфавит». Этот алфавит включает число, образ, звук, цвет, запах, вкус, осязание и мысль человека. Все они существуют, как скрытые свойства (садхьи) и открываются наблюдателю (когда проявляются, как сиддхи). В обоих этих состояниях они существуют в виде творческих разумов (дэвов). Они составляют первичный алфавит ритуалиста и помогают ему достичь священнодейственного соответствия, нужного для осознания самого себя в окружающем.

 Далее автор объясняет разницу между оперативными ритуалами и спекулятивными. Оперативные ритуалы - это те, которые проводятся без углублённого изучения их значения, тогда как спекулятивные имеют прямое отношение к пониманию сути ритуала.

Вся обычная деятельность человека, которая не является священнодействием, называется оперативной. Но если в этом круговороте жизни человек возьмётся за проведение некоторых ритуалов, его жизнь изменится.

 Постепенно жизнь перестанет быть проблемой и станет разыгрываться подобно мистерии. Человек начинает проникать в спекулятивную часть ритуалов и глубинное осознание изменит отношение. На прежней стадии ему нужно было побуждение обуславливающее стимул (выгода, желание и т.д.), теперь у него будет лишь чувство долга, соответствующее уже существующему высшему плану. Вот объяснение Учителей Мудрости по поводу оперативных и спекулятивных ритуалов. Разница в том, что они отмечают стадии обучения человека, проходящего требуемую духовную эволюцию.

Фактически этот ритуалистический подход – неизбежный элемент в курсе подготовки изучающего, чтобы он приобрёл требуемую годность и способность сотрудничать с работой «грядущего Аватара Синтеза».

 Две колонны, стоящие при входе в ритуальный храм мистериально символизируют две великие звезды Кастора и Поллукса (Близнецы). Они – среди духовных водителей всех существ нашей системы. Они управляют голосовыми связками каждого человека, и долг учащегося – отождествить деятельность своих голосовых связок со священной мистерией этих ведущих звёзд. Функция этих звёзд – «утвердить» существ «в силе», и голосовые связки следует тренировать, чтобы настроить самовыражение (экстернализацию слова, т.е. проявление) посредством звука (область Юпитера и Урана). Это делается с помощью «языка хорошего отзыва» (посвящаемый духовно отзывчив на нужные идеалы и «верно звучит»), которого добивается ученик. Его язык должен давать хороший отклик. Он должен подчинить свою способность суждения Всемогущему.

 P.S. «Верный голос» в Египетских ритуалах – это то же самое, что обладание «языком хорошего отклика». Это значит не то, что человек способен на ложь и лицемерие (о чём можно и не говорить), а что сам его голос открывает присущую ему духовность, и что его речь отражает стоящее за ней божественное Слово, окрашиваясь им. Нервные центры, связанные с голосом и сердцем – горловой и грудной – физиологически очень тесно связаны. Чистота или нечистота сердца изменяет тональные качества и моральную силу речи. В голосе настоящего посвящённого или святого всегда есть очарование, музыкальность, убедительность и искренность, отсутствующие у других людей, потому что он «правдив голосом»; он обладает «языком хорошего отклика».

 Нужно и устно и умственно прекратить высказывать суждения и осуждения других. Тогда ученику будет позволено пройти между колоннами – т.е. через врата, ведущие от субъективности в объектную Вселенную (т.е. Истинную Вселенную).

Как в фильме «Матрица»: какую таблетку мы выбираем – видеть или не видеть Истину?

 Ведические ритуалы.

Автор рассказывает о 4 Ведах и говорит, что до прихода чёрного века (Кали-юги) Веды были едины, но с наступлением Кали-юги Ведавьяса разделил Единые Веды на 4 книги. Автор описывает особенности всех Вед и их размер, который сам несёт очень важное символическое значение.

Риг Веда содержит мистические гимны. Слово «риг» означает луч света, равно как и эманацию звука. Там описывается тайна объектности единого имманентного сознания, называемого Космическим Огнём (Агни). Имеется описание пахтания огня, рождение Ашвинов (Близнецов), рассвет точки возгорания (Агни) Вселенной, которая распространяется в шар (Вишну). Затем идёт описание мистического шара, который называется «колобком» и содержит богов в качестве числовых сил!..

Далее описывается, как единое (отцовское) сознание убивается тремя факторами предметности (пространством, временем и сознанием) и как потомок теряет присутствие отцовского сознания в форме своего собственного самовыражения (слова).  Человек Космический – родитель человека микрокосмического, и долг последнего – пожертвовать в него себя (своё сознание). Вот происхождение Троицы во всех религиях.

 Яджур Веда имеет непосредственное отношение к ритуалу и в ней описывается процесс призывания Космического Огня и приглашение его на алтарь, описывается процесс жертвоприношения, а также устройство алтаря, места для возжигания огня, продукты для жертвоприношения (зерно, молоко, творог и т.д.). Также рассказывается о конструкции храма, алтаря и т.п. Описывается символическое жертвоприношение человека (т.е. приношение человеческого сознания в жертву Пуруше, человеку космическому). Прославляются и объясняются различные стихотворные размеры, которые являются кодами и мн. др.

Сама Веду называют мудростью музыки. Музыка отлична от звука и Риг Веда имеет дело с происхождением предметности, как звука и света, в то время, как Сама Веда интуитивно даёт нам источник музыки. Происхождение слова из сознания человека включает звук, слог и замысел (т.е. мысль, прежде чем она выделилась из полусубъективного переживания). В Риг Веде описаны все ритуалы, в Яджур Веде они воспроизводятся в свете происхождения и развития музыки, которые даёт Сама Веда.

 Если проследить происхождение звука из размышления человека, то это можно представить, как точку (бинду), а её сотворение, при котором она приходит в объектный мир (т.е. её проявление) можно описать, как линию музыки (нада). Эта линия далее развивается на 7 ветвей – 7 музыкальных гамм. Фактически эти гаммы – разумы, работающие на плане творения (риши).

На космическом плане они существуют, как 7 принципов, а во время «пахтания океана» нисходят, как 7 звуко-светов. В каждом скоплении солнечных систем они воплощаются, как 7 солнц – 7 звёзд Большой Медведицы. В каждом солнце они выходят в проявление, как 7 Лучей Посвящения. Из каждого физического тела солнца они нисходят, как 7 музыкальных гамм. Они остаются скрытыми в человеке, чтобы открыться в виде настроений, управляемых музыкой, которую открывает человек. На Земле они отрабатывают циклы 7 рас человечества.

Музыкальные силы служат тому, чтобы править высшей эмоциональной стороной человека, чтобы выстроить должный мост между сознанием человека и мудростью Вселенной. Потому они называются гандхарвами (вот что означает произведение Тома Кениона!), и эти гандхарвы принципиально не отличаются от дэвов других планов мироздания. Описание и приложение всех ритуалов ещё раз даются в Сама Веде, но на этот раз зодиакальные и астробиологические мистерии даются в терминах музыки.

Согласно Сама Веде ритуал состоит в том, чтобы выразить слово в нужной музыке.

Атхарва Веда имеет дело с приложением эти высших ритуалов к низшим, более плотным планам человека… Пока человек не подготовлен, его мирская жизнь идёт без всякого водительства… Но когда он однажды посвящается в путь древних риши, он находит для себя место в полной слаженности вещей. Тому, что требуется его личности, он находит высшие соответствия на безличных уровнях. Это даёт ему ключ к тому, как ритуализировать свою жизнь под водительством высших принципов. Для каждой своей мысли и эмоции он находит источник во Вселенной. Для каждой личной потребности он находит безличное решение. Все нерешённые проблемы его понимания найдут кульминацию в высшем. Постепенно всё низшее будет просветляться высшим, становиться выше, магнетизироваться и поглощаться в высшем. Эти два принципа высший и низший, примут форму двух великих гуру, риши и посвятителей (называемых Атхарва и Ангирас)…

В ней мы опять встречаем гимн, обращённый к Космическому Человеку. Это означает необходимость того, чтобы вся деятельность личностного человека была приношением Человеку Космическому!

 Всё, что изложено выше, очень созвучно мистериальным «играм», которые мы проводим в своей Школе. Каждая поездка, каждая экскурсия, события личной жизни – всё рассматривается с позиции «высшей перспективы», как любит говорить Любовь Семёнова, руководитель нашей Школы. Подтверждение моим словам вы находите на нашем сайте в статьях, которые там установлены. Нет снов, которые не являлись бы ключами или шифрами, которые при должном понимании, позволяют понять Высший замысел и следовать ему. Нет личных проблем, которые не являлись бы определённым преломлением общепланетарных проблем. Видеть за личным общее, за низшими проявлениями высшее, т.е. понимать, что всё лишь отражение единых принципов жизни мироздания – действительно, не просто и этому надо учиться. 

Рекламы, фильмы, новости – всё выражает определённые этапы развития и является вехами и подсказками на общечеловеческом пути эволюции. «Сыплю знаки, как лепестки роз, успевайте только подбирать» - говорит Эль Мориа в Агни Йоге. Это и есть Путь Ученичества, когда с каждым новым шагом всё твоё личностное растворяется в общекосмическом и приходит понимание: нет отдельного человека и его проблем, а есть один единый Человек Космический, которому мы все служим и которым являемся.

Именно глубокое понимание этих истин и является приношением Человеку Космическому, о чём пишет Э. Кришнамачарья, приношения опыта своего сознания, который в Ведах называется Сома. А глубокое понимание возможно только в том случае, если мы расширяем своё сознание и начинаем осознавать всю безграничную Мудрость веков и цивилизаций, живших задолго до нас и не устаём учиться этой Мудрости каждые мгновения жизни, рассматривая все её проявления через призму Высших идеалов.

Далее автор рассматривает особенности некоторых ритуалов и, в первую очередь, зодиакальные мистерии, но о них мы уже достаточно знаем, изучая особенности солнечных и звёздных циклов, разбираясь с созвездиями и их архетипами. А вот на втором месте он ставит, соответственно, планетарные ритуалы и главным из них, определяет Жертву Сомы, а что такое «сома» уже рассматривалось выше.

Планетарные ритуалы и Жертва Сомы

Аллегорически она описывается, как ритуал питься сока из корня растения сома, но это лишь экзотерическое (внешнее, общее) истолкование эзотерической (сакральной, глубинной) истины. Сома – космический принцип, который управляет явлением отражения. По этой же причине он управляет и переживанием, ибо это лишь отражение Космического Сознания на жизненный опыт человека. Наш спутник Луна служит отражающим принципом для нашей Земли, отражая на неё солнечный луч. Поэтому луна служит как бы подменой мудрости Сомы, царя космических явлений. Сома управляет также принципом ума, который существует ещё до образования мозговых клеток эмбриона и организует силы для построения этих клеток…

По мере исследования текстов четырёх Вед и соответствующих им Брахман мы начинаем понимать, что главной целью всех Вед является ритуал… Таким образом, идеал всех четырёх Вед – в Ритуале. Тот, кто изучает вопрос по-настоящему, поймёт, что ритуал существовал задолго до появления Вед… Ритуал появился с началом творения, и сам человек вышел из ритуала космических, солнечных и планетарных сил. По этой причине уместно сказать, что ритуалистическая Веда существовала ещё до нынешнего круга развития человечества, а человек периодически предпринимает попытки развить литературу о ней, и нынешняя версия Вед – лишь одна из многих таких попыток.

Единство человека существует, как синтез внутри и вокруг него, прежде чем он сможет систематизировать свои знания об этом... Имена риши, их мантры и т.п. – обозначают определённые циклические явления в природе, человеке или в них обоих… У каждого звука, каждого слога каждого размера и каждого гимна есть, как сказано, свой риши, который в некоторых местах является и возглавляющим мантру божеством. Гаятри, величайшая из всех мантр Вед, призывает присутствие в человеке того божества, которое превращает интеллект в действия человека.

Именно процесс призыва и образует главное содержание ритуала. Если человек не призван к роли риши или божества, он не может войти в дух ритуала. Труды ритуала – это мистерия или драма разыгрываемая людьми, которые, подобно актёрам, играют роли творческих сил (светов). Разыгрывается она по образцу того, как различные боги играют роль божества повсеместного присутствия во время трудов творения. Всё творение должно пониматься, как мистерия, разыгрываемая Богом. И точно так же, как сценарий драмы существует ещё задолго до того, как её разыгрывают актёры, так и ритуал творения существует ещё до того, как ритуалисты (боги или люди) приступают к игре…

Наука призыва, сама по себе, является обширным предметом в ведических исследованиях… Хорошее введение в неё было дано Алисой Бейли. Разумная вера в действие тонких сил, подготовленный общественный настрой, привлекающий эти разумы, достаточная и сознательная уверенность в равновесии своего собственного поведения должны быть синтезированы и увенчаться необусловленной надеждой и уверенностью – необходимыми условиями, чтобы произвести явление призыва Присутствия. Все эти аспекты уже существуют во всяком обычном человеке, он они плохо упорядочены и перемешаны в случайных сочетаниях. Отсутствие синтеза не даёт им служить какой-либо значительной цели на безличных уровнях.

В какой-то момент, идущий по пути, осознаёт, что не он делает какие-то вещи, а вещи совершаются через него. Мирская деятельность перестаёт для него существовать, и за его делами автоматически просматриваются высшие разумы. Это продолжается столь долго, сколько поддерживает дух смирения. Такое отношение называется позднейшими авторами, писавшими о духовных вопросах, преданным служением или отказом от самости, но это осознание всегда связано с проведением ритуалов.

 В 2011 году мы работали с древним ритуалом наших предков «Окликание звезды». Вся мистерия была проиграна 3 мая в Гималаях. До поездки была проведена колоссальная работа по осмыслению ритуала, подготовлен его процесс, на сайте стоит несколько работ на эту тему. Это действительно было служение, связанное со вскрытием земной матрицы и освобождением. В процессе этого светового мистериального служения, был осуществлён призыв Высших сил и получен отклик, что ощущалось, как на чувственном уровне через видение и переживания, так и в событиях, произошедших в дальнейшем. 

Но можно подчеркнуть, что не только эта церемония, которую я привела в качестве примера, но все другие аналогичные работы, прежде всего, требуют глубинного осмысления, подготовки и чёткого понимания, какие силы ты приводить в действие, к кому конкретно из Высших сил ты обращаешься. А главное – для чего! Оперативный ритуал, конечно же, присутствует в нашей жизни, особенно бытовой, но работа в группах, всё-таки, подразумевает на современном уровне сознания использование спекулятивного ритуала. А это значит – осмысления, а не автоматического повторения или копирования. И чем больше мы развиваем своё сознание и осмысливаем любое наше действие, и в первую очередь, ритуальное, в контексте высших законов, тем дальше мы проходим по Пути Духа.

И как нигде более, ритуальные действия связаны с работой Закона Аналогии и Закона Отражения, которые так любит упоминать Любовь Семёнова. Надо всегда помнить об этих Законах и в мистериальной работе, и в своём отношении к жизни, и в своих каждодневных «серых» и «скучных» буднях, которые воспринимаются таковыми, как только мы забываем об их высшем предназначении.

 Важный момент, который отмечает автор, это то, что творческие силы вызываются через огонь, воспроизводительные, растительные и зарождающие – через воду. Сознание самого Космического Человека, как божества ритуала призывается путём приношения человеческим существам…

…Учителями Мудрости в ходе эпохи Кали-юги отделили Посвятительные ритуалы от всех прочих типов и были учреждены различные школы храмовых посвящений, что дало разные уставы ритуалов. Правильнее будет сказать, что все ритуалы мира были обновлены, наделены новым светом приложения. С тех под основным назначением эзотерических храмовых ритуалов посвящение в сравнительно более высокие степени осознания. Посвящение человека во всё расширяющиеся слои сознания через планетарные, солнечные и космические врата стало главной целью ритуалов мира.

…У каждого ведического ритуала есть и более возвышенная идея, объединяющая все ритуалы в Единый Ритуал, т.е. посвящение человека в человеческие и солнечные мистерии. Этот возвышенный аспект и подчёркивают Учителя Мудрости. Попытка Ведавьясы переделать кодекс ритуалов, придав им форму нынешних Вед и Пуран, показывает работу Учителей в этом направлении. Господь Кришна открыл и обсудил это обновление и объединение ритуалистической мудрости в Бхагавад-гите… И лишь одна школа стоит неизменно, и это – школа посвящения человека через ритуализацию его жизни.

Именно этим мы и занимаемся в нашей Школе!

Ритуал Огня

Этот ритуал образует отправную точку почти для всех ведических ритуалов. Главные его аспекты – призывание Огня и собирание Огня.

 Сразу вспоминает сон, который был дан нашей группе несколько лет назад. В нём впервые прозвучал термин «собирание огня». В этом сне задаётся вопрос о местонахождении Любы С. и даётся ответ: «Люба едет к Собирателю Огня». Мы исследовали этот момент на том уровне, который тогда был нам доступен: через числа, осознание Огненного Мира и Огненного (Светового) тела, которое мы активируем. Возможно сейчас, через эту книгу, станут доступными ещё какие-то грани этого определения.

Огонь знаком нам лишь как явление. Тысячи наук могут объяснить явление, но вот существование огня остаётся загадкой. Это глубоко символично и даёт множество откровений тому, кто размышляет об аспектах перехода огня во внешнее проявление. Разжигание огня и изречение слова – вот два великих примера, аналога, используемых в Ведах для описания предметности Творения. Огненная жертва начинается с ритуала освящения. Здесь символизируются два явления огня – зажигание и распространение. Их возглавляют, соответственно, два божества Агни и Вишну. Первый - начало, а второй – кульминация творения божества. Сказано, что все иные божества – это Агни и в то же время Вишну. Это значит, что каждому явлению предшествует зажигание (возникновение точки или центра круга), а за ним следует распространение (окружность на одной плоскости и шар – на всех планах и плоскостях).

Этот шар (Вишну - мистический шар, который называется «колобком» и который содержит богов в качестве числовых сил) называется приношением, приготовленным из 11 составных частей. Это означает, что точка – первое число творения, Единица, а окружность – это Ноль, который завершает число Десять в виде единицы творения. В то же время есть девять чисел, которые развиваются и действуют, как творческие силы. Вот почему сказано, что Космический Человек стоит на десяти цифрах. Терминология Пуран называет действие девяти числовых сил девятью творцами Мироздания.

…Риши утверждали, что числа – это творческие силы или разумы, существующие в Вечности, как семена творения. Они развиваются в работников творения. Числа десятичной системы не созданы человеком – они существуют в пространстве, как космические мыслеформы, и каждое живое существо содержит в себе соответствующие им части в виде семян, которые должны прорасти в разум индивидуальности.

Вышеупомянутые 11 единиц, образующие шар Единого Мироздания, могут быть далее подразделены на две группы из трёх и восьми. На геометрическом плане шар развивает тройственную деятельность Вселенной. Символисты представляют это в виде равностороннего треугольника в круге. Это значит, что всё мироздание делается проявленным в основном на трёх разных планах (материальном, эфирном и идейном). Каждый из них содержит во восемь подразделений (7 планов и родительский дух). Целиком это явление описывается в размере гаятри: три строки по восемь слогов каждая (3 х 8 = 24)…

Ритуалист приготавливает шар из муки с гхи и предлагает его в жертву огню. Гхи символизирует воспроизводительную способность (женскую силу, поскольку его получают от самки животного), а рис – творческую деятельность (мужское начало, поскольку семя представляет зарождение). Вот и наш Колобок, из своей сказки проявился! Такое приношение считается началом ритуалов новолуния и полнолуния, потому что Солнце и Луна на солнечном плане представляют творящий и отражающий принцип. Соответственно, весь год и его составные части отражают определённые временные циклы движения планет, звёзд, т.е. вечность мироздания, которое периодически проходит эволюцию и инволюцию.

Далее автор описывает ритуалы освящения, которые являются точной имитацией рождения человека из утробы. Эти мистериальные ритуалы наша группа весьма успешно проигрывала. Об этом стоят работы на нашем сайте. Когда я читала описание этих ритуалов у Кришнамачарья, то поняла, что мы исследовали те же аспекты, но пользовались литературой, где описывались египетские ритуалы. Как и говорит автор, основные мистерии, связанные с творением Мироздания и человека аналогичны в разных религиях и духовных школах мира. Всё это единая Религия Мудрости, которая носит безличный характер.

После освящения следует церемония установления огня и его защиты, дабы он сохранился в течение ритуала. Огонь представляет здесь внутреннее сознание человека, которое выводится из субъектной в объектную стадию. Оно получают трением двух кусков дерева, которые вырезаны в виде гнезда и шара (вместилища и содержимого). Вместилище представляет пространство, а содержимое – время. Из этого мистического инструмента получается жизнь.

 Обратите внимание: проявление жизни из пространства и времени, о чём сейчас нам всё время говорят Высшие Учителя. Время – первичная субстанция, которая и позволяет родиться нашему миру, время вместе с магнетизмом проявляющее световолну, которая, в свою очередь, творит материю всех уровней и формирует пространство. И далее автор говорит, что проявлением этой идеи является и лингам, который установлен во всех храмах Шивы, а мы прекрасно знаем, что Шива является, как разрушающей (разрушение старого и отжившего), так и созидающей силой Вселенной.

Далее Кришнамачарья описывает вводные и завершающие ритуалы, а потом ритуал получения Сомы. Для нас интересно следующее:

Сома становится доступен, когда его привозят в телеге, которую везут два вола, один из которых запряжён, а другой отпущен на востоке, чтобы приобрести Сому. Сома принадлежит северу, но саму траву добывают на востоке. Это показывает, что всё явление мироздания в своём астрологическом символизме перемещается с севера на восток. Движение с севера на восток значит переход всего мироздания от субъектности полуночи к объектности восхода… Север представляет субъектное сознание человека, а восток – зарю предметного. Между ними лежит северо-восточный угол, где закладываются первый камень в основание всего здания.

Во всём этом заключена мудрость, открываемая учеником через правильную медитацию и ритуал… Например, один из волов, «не запряжённый», это символ мироздания в покое, а запряжённый – символ мироздания в пути. Эта фраза из писаний, если говорить языком современных ритуалистов, означает не что иное, как два конца циркуля, описывающего круг. Также это можно назвать постоянной борьбой сил света и тьмы и мн. др. Сома представляет магическую силу человека, заимствованную у космического принципа Сома. В организме человека обитель Сомы находится где-то в зазоре между шишковидной железой и гипофизом.

Согласно символизму практической магии, точка между бровями – это восток, а макушка головы – север. Обитель Индры, Рудры и Сомы, находящаяся между шишковидной железой и гипофизом, называется поэтому северо-востоком. Здесь Сома делается царём светлых сил человека, чтобы победить тёмные силы. Это сознание, призываемое как Сома в человеке, считается гостем ритуалиста, и в этом и состоит ритуал принятия Сомы!

Затем следует ритуал выдвижения Сомы для встречи Агни… С этим ритуалом Агни становится не только видим, но и слышим человеком через слово на высших планах. Девять других творящих богов вместе со своими производными следуют за Агни по пути Сомы, достигая внешнего проявления в сознании человека… Далее мы обнаруживаем, что ритуал призывания и установления Агни тесно связан с открытием и приглашением Сомы. Тут приходит необходимость пожертвовать животную природу человека. Это называется символическим жертвоприношением животных.

Одним из аспектов животных жертв является изучение символизма животных, которые окружают человека. Каждая форма живых существ, будь то растение, животное или человек – это сила, скрытая в пространстве. Видимое с Земли расположение звёздных скоплений по шару пространства предстаёт во многих образах. Материя нашей Земли образует тела живых существ по образу этих видимых форм, и оригиналом тела каждого из земных видов является образ какого-либо скопления звёзд. Этот образ называется символической жертвой животного в мироздание ради эволюции живых существ. Ритуалисту следует медитировать на таких образах всякого животного и растения, и эта медитация должна быть высоко благоговейной по отношению к этой форме. Она должна быть осознана, как одна из форм Бога. Животные зодиака являются посредниками или переводчиками между звёздными образами и телами животных на всяком глобусе.

 Большое внимание автор уделяет ритуалу жертвоприношения коня, который является одним из самых главных жертвоприношений ведического пути, т.к. образ коня связан со сферой жизнедеятельности человека и подчинив коня себе, человек подчиняет себе всю свою низшую природу и становится Царём.

Сказано, что священное дерево пипаль содержит в себе конского бога. На деятельность всей Вселенной следует медитировать, как на вышеупомянутое дерево, корни которого сверху, а ветви направлены вниз, и тогда оно образует врата между спекулятивным ритуалистом и высшей концепцией Бога…

В Ведах конь описывается, как форма Агни и представляет Космический Огонь. Тот толчок, что переводит мироздание из субъектного состояния в объектное, во многих местах символизируется ритуальным конём. Таким образом, на всех уровнях конь представляет имманентный огонь, что за пределами всех физических, ментальных, планетных и солнечных явлений пламени. Включение вечно скрытого субъектного, духовного сознания в качестве семени высшего принципа всякого живого существа – вот полное значение данного в Ведах ритуала коня. Пока в результате передовых ядерных исследований будущих десятилетий не будет превзойдена нынешняя научная концепция пламени, и не будет наведёт мост через пропасть между атомом и принципом пространства, человек не может и мечтать о полном понимании символа и ритуала коня!

Среди всех ритуалов высшим является ритуал самопожертвования. Когда человек проникается жертвенным духом, ритуал становится жертвой. Пожертвовав всех животных в себе, человек постепенно превосходит свои животные уровни, хорошо познав всех животных зодиака, и тогда он вступает на солнечный план сознания. Тогда он вступает в соприкосновение с животными пространства – формами или образцами всех существ. Превзойдя и этот уровень, он уже чувствует присутствие Космического Человека, который всё время безмолвно учит его. Затем долгом ритуалиста становится пожертвовать своё человеческое сознание чтобы погрузиться в сознание Космического Человека

 Чтобы принести себя в жертву человек должен разобраться, как мы теперь говорим, со всеми своими привязанностями и зацепками (за средства к существованию, за свою профессию и т.п.). К моменту прохождения всех этих этапов человек уже остаётся просто человеком.

И тогда он предлагает себя духу Человека Космического… В мистическом гимне Пурушасукта описывается самопожертвование Космического Человека в величие Вселенной, проводимое с помощью различных дэвов, произошедших отсечением от него самого. Эти дэвы привязали Космического Человека к вертикальному столбу и принесли его в жертву. Из его плоти и крови произошла основа и суть всей Вселенной.

 В нашей поездке в Индию, а потом в Калининград проигрывалась именно эта мистерия – первоначальная жертва Космического Человека - Пуруши, о чём тоже есть статьи на сайте. В Индии мы пришли к статуе Пуруши, а в Калининграде приехали в самую западную точку России (там же находится замок Пурше), где символически проиграли восход Солнца в точке его захода, т.е. погружения во тьму. Наша мистерия «Восход Солнца в Ночи» была очень символична, как и осознание первичной жертвы Творца для проявления материальной Вселенной.

 Следующей по порядку идёт все-жертва, при которой ритуалист предлагает призванному огню все жертвенные принадлежности. Здесь заключена кульминация мудрости человека – все мотивы, цели, надежды и побуждения сожжены, и человек живёт, как вечный принцип, отождествившись с принципом сверх космическим, тем уровнем существования, которым живёт Господь Шри Кришна. Этот ритуал проводится людьми при принятии ими санньясы.

 Далее автор пишет, что вышеперечисленные ритуалы составляют основной курс ведических ритуалов, но остаётся ещё много моментов, среди которых весьма значимым и символическим является ритуал укладки кирпича. Мы много работали с этим понятием, когда разбирались с масонством, с их ритуалами, в числе которых основным является строительство Храма Мастером-Архитектором. Укладка кирпича и сейчас присутствует в нашей религии, когда в стены церквей закладываются именные кирпичи. Мы сами в некоторых монастырях оставляли свои имена на таких кирпичах. Всё это является отзвуком великой мистерии закладки Камня.

В укладке кирпичей возможны различные расположения, образующие разные рисунки, представляющие типы деятельности мироздания. Расположение кирпичей в виде великого орла (супарны) является глубоким и непревзойдённым. Оно содержит все формы и числовые силы. Каждый кирпич и каждая группа кирпичей управляется своим дэвой, числом и именем для призыва…

 Ещё один ритуал, о котором Кришнамачарья упоминает особо. Это ритуал Сатра.

Сатра – это очень благородный и просветлённый ритуал, который включает в себя многих великих учёных и учителей, знаменитых в разных областях. Есть много типов этого ритуала и они отличаются по продолжительности. Например, есть 12,13,15,17,21-дневная сатра. Бывают сатры проводимые 12 месяцев, 12 лет, 100 и даже 1000 лет. Так этот ритуал передаётся по наследству. Сам пересказ всех Пуран делается во время сатры. Мудрецы собирались в лесах и пещерных храмах. Проведение каждой подобной сатры включало составление и редактирование различных книг мудрости, на них обсуждались различные темы и решались разные вопросы.

И данный момент (во время диктовки автором этой книги своему ученику – апрель 1967 года) проходит великая сатра, начавшаяся незадолго до прихода Кали-юги. Она продолжится до конца этой юги, и намерение проводящих её мудрецов состоит в том, чтобы преодолеть влияние эпохи Кали. В духовной утробе этой сатры были подготовлены различные Учителя и вызрели целые иерархии. Эти мудрецы развернули мощное вращающееся колесо своей совокупной мысли, чтобы держать влияние Кали-юги в стороне от себя. Разные члены этой сатры в различных группах присутствуют в 7 магических центрах этой Земли. Все огни живут в групповом контакте и осуществляют свой план – время от времени готовить учеников до уровня Учителей и Иерархий Мудрости. Одна из этих групп находится в месте между Калапой и Шамбалой. Над всей этой деятельностью стоит Ведавьяса, и согласно этому плану в нашу эпоху пришёл Господь Майтрейя под именем Христа. Идея ритуала сатра – глубокая и возвышенная и мы можем лишь понять, что это воистину величайший из всех ведических ритуалов спекулятивного устава.

 Автор продолжает рассмотрение различных ритуалов, включая применяемые в жизни обычным человеком, и объясняет их символическое значение, а потом переходи к кремации, которую определяет, как очень важный момент в освобождении души от тяжёлых, болезненных мыслеформ, самого ушедшего и его родственников. И делается это, естественно, с помощью огня.

 Огонь в человеке – вот истинное человеческое наследие, скрытое среди сияния божественности, этот огонь и есть тот светильник в руке человека, который показывает путь жизни, а время от времени и поглощает его физический проводник.

Пуранические ритуалы

Далее автор описывает символизм великого эпоса Индии знаменитой Махабхараты, которую по преданию записывал Ганеша под диктовку Ведавьясы и использовал для этого свой обломанный бивень, когда вышло из строя его перо. При исследовании нами масонских ритуалов часто встречался термин «сыновья вдовы», т.к. масоны именовали себя именно так. Честно могу сказать, настолько чёткое объяснение этого термина, как даёт Кришнамачарья я пока не встречала, поэтому привожу его объяснения, т.к. всё это продолжает оставаться в теме наших исследований.

В Махабхарате рассказывается о войне между Куру и Пандавами. Куру описываются, как сто сыновей слепого царя (т.е. «я» человека, от которого скрыта его божественная природа). Пять сыновей белого царя являются представлениями пяти чувств человека, которые принадлежат к свету в Человеке. Рождение этих пяти сыновей отмечает смерть царя, и они воспитываются, как сыновья вдовы (т.е. пока пять чувств человека действуют в мире, не имея связующего звена с сознанием отца в человеке, он именуется сыном вдовы).

Отцы этих пяти сыновей – среди дэвов, хотя проводниками последних служит физический отец. Потому материнская природа человека – не вдова в истинном смысле. Пять дэвов, стоящих над пятью чувствами человека, время от времени продолжают вести своих сынов, пока эти пятеро детей не найдут свой обратный путь в столицу и не возвратят себе утерянное царство, получив его от сыновей слепого отца. В этой миссии они добиваются того, что их товарищем становится Господь Кришна и возводится новая столица. Затем исполняется великий царский ведический ритуал Раджсуя (зачатие царя из человека). Он проводится под руководством Господа Кришны ы большом зале, возведённом Асурамаей и посвящённом пяти сыновьям вдовы. Возведение этого зала знаменует построение духовного тела человека, которое и есть антахкарана раджа-йогов и высший мост, который призывает Учитель для своих учеников. Это заполнение разрыва между познанным и непознанным мирами человека.

 Объяснив символику Махабхараты, автор говорит о восстановлении Мистерий в будущем, которые объединят все веры. Мы уже входим в Эру Водолея под Фиолетовый Луч, который определяется, как мистериальная магия и нам интересно, что же нас ждёт.

 …Христос и Учителя заняты задачей подготовки к восстановлению Мистерий. Это восстановление раскладывается на три фазы и в своём символизме покрывает все фазы человеческого раскрытия… Эти три фазы, в общем, соответствуют трём степеням символической ложи масонства, хотя аналогия и не совсем точка из-за неизбежного вырождения масонства. Но с восстановлением Мистерий масонство также придёт к своим. Эти фазы следующие:

  1. Стадия общего распознания Света во всех отделах человеческой жизни. Это подразумевается в первой станце нового Призыва (см. Призыв ниже). Если изучить ритуал ученика в свете этой информации, то явится значение. Бедный и неимущий кандидат входит в Свет.
  2. Стадия полной экономической переориентации; на ней человечество будет освобождаться от экономической озабоченности, будет свободно для получения должной заработной платы и правильной награды за своё служение, предпринятое в построении Храма Господа…
  3. …духовный статус распознаётся посредством того, что считается главным посвящением, ибо первые две посвятительные степени являются только подготовительными. Это первое великое посвящение будет осуществлено предметно, и общая публика признает его главным обрядом и ритуалом нового религиозного института этого периода…

 Призыв

Пусть Свет во мне будет светом предо мной,

И да научусь я видеть его во всём.

Пусть звук, издаваемый мною, раскроет свет во мне,

И да не потеряется он среди звуков, издаваемых другими.


Пусть тишина во мне и вокруг меня говорит сама за себя,

Та тишина, которую мы каждый миг прерываем,

И пусть заполнит она тьму производимого нами шума

И обратит его в Свет, обрамляющий фон нашей жизни.


Пусть добродетель станет силой моего ума,

А самопознание – моим достижением.

Пусть цель моя преобразуемся в цель нашей Земли,

А план мой станет олицетворением Божественного плана.


И да будем мы глаголить тишиной, не нарушая её.

И да будем жить в осознании своих истоков.

И да будем возвещать свет словами радости.

И да будем достойны места в Вечном Царстве.

ОМ.                                                                       Учитель Э.К.

Как вы прочитали в Призыве, главное, что с точки зрения Учителя определяет истинного посвящённого и человека успешно идущего по Духовному пути – это соответствие его цели и плана Высшей цели, жизни Человека Космического, что согласуется с девизом розенкрейцеров: «Ничего для себя, всё во имя Твоё, Господи!».

После исследования символики пуранических ритуалов связанных не только с Господом Кришной, Индрой, Нарадой и историей Рамы, в которой представлен весь год, а темой является нисходящий и восходящий пути воды, Кришнамачарья говорит, что независимо от кажущихся различий ритуалистического символизма существует прирождённое единство. Именно его и нужно изучать, прослеживая аналогичные черты в разных традициях. Автор говорит, что просматривается 4 основных традиции, которые и следует изучать.

А) Традиция умирающего Бога;

Б) Традиция вечной борьбы между змеем и орлом;

В) Традиция человека, побеждающего змею;

Г) Традиция укладки кирпичей и строительство Храма.

 Традиция умирающего Бога уже упоминалась выше. Во всех четырёх Ведах говорится о Космическом Человеке, будь то Пуруша, который пожертвовал себя на ритуализацию всей Вселенной. Его жертва дала начало всей существам Вселенной, произошедшим из него. В Махабхарате – это царь Панду умирающий сразу после рождения 5 сыновей и т.д. Традиция «умирающего и возрождающегося бога» присутствует и в египетских мистериях (путешествие Бога Солнца на ладье), и в Христианстве, когда Христос распинается на кресте, а потом возносится, и в митраизме. Эта традиция отражается в разных религиях по-разному, но в своей сути едина для всего человечества.

С первой традицией более-менее понятно, а вот вторая нами уже исследовалась и не раз, но в изложении Кришнамачарьи она зазвучала по-новому и очень интересно, поэтому не могу не остановиться на ней.

У птицы и змеи подобное происхождение – обе вышли из яйца… сказано, что у праджапати Кашьяпы, возглавляющего верхнее полушарие видимого космоса (небосвод) было две жены: рассвет и закат. Он предложил даровать им детей. Жена – закат хотела иметь детей с долговечными телами и родить 1000 сыновей. Жена – рассвет пожелала двух сыновей, которые были бы более могучими, чем сыны заката. Патриарх выполнил их желание. Сыны заката научились углубляться в пропасти земли, а сыны рассвета – подниматься на крыльях в небеса. Очевидно, что эта история представляет собой солнечный миф со многими значимыми моментами.

Змеи, дети заката, представляют мудрость, связанную временем, которая закрыта. Птицы представляют мудрость, освобождённую от ограничений и выведенную на свет. Эти две мудрости называются, соответственно, низшей и высшей деятельностью в человеке. На низшем полюсе мудрость скрыта в человеке и схоронена в его природе. Её следует поднять в высший полюс, тогда конфликт человека решается, и жизнь его становится просветлённой. Орёл описывается в Ведах в качестве высшей формулы раскрытой мудрости в человеке…

Риг Веда описывает ритуалистического орла, как орла двойственного (человека в человеке и бога в человеке) на дереве (дерево всего мироздания, произошедшее зарождением от семенного принципа и принципа распространения).

 Хочу напомнить, что эти два принципа были великолепно проиграны в церемонии открытия Олимпийских Игр в Бразилии 5 августа (у нас в ночь на 6-е, но в Бразилии это именно 5 августа – день гелиакического восхода Сириуса в этом году). Спортсмены всех стран выходили с ростками в руках, и каждый получил ещё и семя, которое повезёт в свою страну, чтобы посадить Древо. Вот проявленные в реалиях Олимпиады семенной принцип и принцип распространения.

Итак, двойственность орла: одна птица ест плоды дерева и радуется этому, тогда как другая птица радуется, не поедая их. Эта двойственная птица соответствует эмблеме двуглавого орла. История мистической птицы феникс, сжигающей своё тело в пламени и снова возрождающейся из пепла при падении на него капли дождя, встречается в разных описаниях. Это тоже означает периодическое растворение мироздания и возвращение его сути. Эта аллегория говорит о бессмертии птицы, принимающей различные тела. В аллегории Махабхараты сказано, что орёл Гаруда принёс каплю бессмертия с небес на Землю (как же много мы работали с Гарудой, ездовым животным бога Вишну!). Что за чудесное доказательство того, что истина, скрывающаяся в подспудной мысли человека разных веков и религий, по сути, одна!

Драгоценная эмблема двуглавого орла, украшавшая нагрудную пластину жреца, показывала, что его высшая природа, которая подняла змею на высшие уровни, пребывает в качестве любви в его сердце. Писание Господа Шивы, который носит змею, как шейное украшение, имеет тот же смысл кундалини, поднятой на уровень горлового центра после возвращения её из высших центров ради блага этого мироздания.

 Кадуцей Гермеса, также, как и рисунок изображают тот же самый принцип подъёма кундалини до высших чакр. В результате формируются, так называемые, крылья лебедя, или крылья орла, символизирующие полную активацию двух полушарий головного мозга через шишковидную железу. Другими словами, обретение космического сознания. Можно сказать, что бог майя - пернатый змей Кетцалькоатль является отражением того же принципа. Орёл, держащий в когтях змею и взлетающий в небеса (часто это изображается, как сражение) отражает принцип восхождения человека по Пути Духа. И, действительно, это имеет право быть изображённым, как битва, потому что все мы, идя к Духу, ведём борьбу со своей низшей природой и, не всегда, к сожалению, побеждаем.

Традиция человека, побеждающего змея, нами уже неоднократно рассматривалась в разных вариантах, и через иконы Георгия Победоносца, и через египетские мистерии победы над змеем Апопом, остановившем ладью бога Солнца в подземном царстве и во многих других вариантах.

Существование низшего полюса есть космическая необходимость, и в нём нет ничего плохого или неправильного. В лучшем случае человек может превзойти и нейтрализовать его, но он никогда не сможет его уничтожить. Сотворённая Вселенная, воплощённая в материю, столь же истинная в своём божественном содержании, как и не сотворённая тонкая суть, не спустившаяся ещё в творение… Во всех писаниях мира есть истории о героях побуждающих змея или дракона, и все они имеют отношение к тому процессу, когда человек превосходит нижний полюс, чтобы нейтрализовать его и поднять в высший.

Традиция укладки кирпичей и строительство Храма нами также неоднократно исследовалась. Особенно много мы работали с основополагающей легендой масонов: строительство Храма Соломона Мастером-каменщиком Хирамом Абифом и его символическое убийство. О Камне в северо-восточном углу Храма и именных кирпичах также упоминалось выше. Кришнамачарья рассказывает о символике размеров, форм используемого для строительства Храма и Алтаря материалов, об их числовой символике, но нас больше всего интересует главное, которое выражено автором в нескольких предложениях:

Основатели разных религий и открыватели разных духовных и ритуалистических школ образно называются каменщиками Вселенной. Полировка камня – выражение, используемое для обозначения молчаливого духовного роста кандидата, выравнивающего шероховатости и угловатости своей личности. Он каждого ритуалиста ожидается, что он придаст своему кирпичу окончательную форму, пусть его кирпич и отличается по виду от всех других кирпичей, используемых в строительстве Храма Мироздания. Поэтому каждый ритуалист должен запечатлеть в размере и форме своего кирпича собственную ноту добродетели, и он может быть уверен, что когда-нибудь и его кирпич Мастерам Строителям для завершения здания, хотя на ранних стадиях он и мог много раз отвергаться.

 Как пример глубокого символизма подготовки к ритуальному строительству приведу ещё небольшой отрывок текста из книги, произведший на меня большое впечатление, тем более, что он касается поля Курукшетры, на котором и происходила великая битва Махабхараты, о которой говорилось выше.

Сказано, что лунный царь Куру пропахал борозду пространства, чтобы взрастить всё Мироздание, и поэтому с тех пор эта полоса называется Курукшетрой, полем Куру. Это название было позаимствовано составителями Пуран, и говорится, что история Махабхараты произошла на Курукшетре. Оно названо полем Закона (бытия). «Это тело воистину названо полем для возделывания», говорит в Бхагавад-гите Господь Кришна, прилагая этот ритуал к микрокосмическому уровню.

Ритуалист освобождает поле от камней и сорняков, выравнивая его с помощью уровня (это чувство равенства в человеке, на основе которого должны встретиться два ритуалиста). В центре подготовленного места отмечается 7 точек и соединяются в три горизонтальных ряда следующим образом – две в верхнем ряду, три – в среднем, две – в нижнем. Получается правильный шестигранник из точек.

Ведическими ритуалистами эта фигура называется Великой Ритуальной Птицей Супарна, которая является Великим Орлом современных ритуалистов. Верхний ряд в две точки – голова, средний ряд в три точки – тело и нижний ряд в две точки – разглашающий хвост птицы. Той же фигуре поклоняются как эмблеме человека, стоящего на двух противоположных треугольниках с горизонтально простёртыми руками, указывающими на восток и запад и образующими крест с зенитом и надиром… Затем вокруг этой фигуры выстраивается всё ритуальное ограждение, причём голова ритуала находится на месте Огня - на востоке. Главный вход обращён к востоку или северу… В храмах разных религий оформление внутреннего и внешнего Храма варьируется, но как правило, существует вертикальный столб, который увенчан Великим Орлом. Это представляет ту идею, что деятельностью позвоночного столба человек поднимается с земных уровней на уровень Орла (об этом мы говорили чуть выше по поводу крыльев Орла)… Внешний и внутренний залы имеют лишь одни врата для входа и выхода, тогда как остальные три стены – глухие. Так обстоит и с храмами всех религий мира. Весь этот символизм подробно обсуждается и раскрывается Еленой Петровной Блаватской в «Тайной Доктрине» под заголовком «Святая святых»…

Храмы позднейших индусов посвящаются отдельно мужскому и женскому аспекту Бога. В храмовом поклонении женскому аспекту Бога этот аспект называется сила (шакти), и многие западные востоковеды этого не понимают. Истина состоит в том, что согласно традиции Вед и Пуран сила, или мощь, является женской, в то время, как крепость или стойкость – мужской. Силе, в обоих её аспектах – и духовном, и механическом – требуется тот, кто будет её направлять. Эта зависимость силы от стойкости делает этот аспект женским. В Ведах сила слова или изречения называются Дэви или Сарасвати, тогда как само слово принимает роль Брахмы. Одно является неполным без другого. По этой причине почти все ведические и пуранические ритуалы требуют присутствия женщин, дабы проявить и усилить свет ритуала.

Мистический смысл этих двух аспектов в нумерологическом значении ритуала творения объяснён Е.П. Блаватской в «Тайной Доктрине» следующим образом. Число мужчины – 9, а число женщины – 10. Да и на физическом плане у мужчины – 9, а у женщины 10 функциональных отверстий. И в духовном и в фаллическом значении 9 + 10 = 19, и это число представляет Колесо Мироздания. Две цифры числа 19, 1 и 9 в сумме снова дают 10, число способное воспроизводить (1, Бог) и 9 числовых сил. Этот аспект истины высоко символичен, и чтобы представить значимость всего этого, требуется состояние глубокого духовного размышления.

Строительство Храма почти во всех религиях мира имеет то же значение. В Библии книга Левит даёт конструкцию христианского иудейского храма, как модификацию храма египетского, а книга Соломона даёт все подробности сооружения более поздней модели Храма Оба этих Храма скрывают мудрость возведения нравственного и духовного зданий человека, которые строятся в тишине, которую не нарушает ни один удар молотка.

 Далее автор рассказывает о воздействии архитектуры и внутреннего устройства Храма на человека, который начинает путь к Духу, о переходе со ступени ученика на ступень подмастерья, что мы уже изучали в масонстве. Но один момент в этом описании, хотя всё оно чрезвычайно интересно, меня особенно заинтересовал, потому что Кришнамачарья раскрывает ещё одну грань великой формулы майя: «Время Есть Искусство»! Мне кажется, это будет интересно всем.

…Тот факт, что разные расы человечества на протяжении веков изобретают различные формы искусства, доказывает, что искусство и красота – необходимые средства ритуальной стороны Мироздания, нужные для поднятия человека от дочеловеческих до божественных уровней. Все изящные искусства древних рас и народов были обязательно посвящены поклонению божественному и храмовой службе. Чувство приличия и понятие красоты – это два богоданных дара человеку, и на протяжении веков они служат неиссякаемым источником лучших открытий и изобретений человека.

Жизнь существует, как вибрация, и тоника жизни – это симпатия. Человек встречает улыбающееся лицо улыбкой, а мрачное – мрачным выражением. Жизнь в нём старается выровнять его собственный уровень с уровнем другого человека. Все лучшие черты человеческого лица собираются в уме скульптора в творческом синтезе, и тогда их совокупность выражается в прекрасном и облагораживающем лице идола; этот идол становится настоящим образом бога и действительно может сообщить столь мощный образ бога тому, кто в восхищении ему поклоняется. Вот почему в древних индийских, египетских и греческих храмах устанавливались образы. Изображения животных служили той же цели, что и животные жертвенные.

Боги с головой слона (Ганапати, Ганеша), льва (Нрисимха), обезьяны (Хануман) обычны в индуистских храмах. В египетских, греческих, вавилонских и ассирийских храмах такие символы богов также встречаются в изобилии (в христианстве мы знаем только Христофора). Они представляют очеловеченные и облагороженные эмоции, служащие высшим целям в Мироздании. У обычного поклоняющегося благодаря мистифицирующему действию ума они вызывают преданность и восхищение.

Для подготовленного же ритуалиста внутреннего храма они служат зодиакальными и архетипическими символами Мироздания. Например, образ богини Дурги, сидящей на льве (с этим образом мы много работали), представляет деятельность знака Девы и предыдущего знака Льва, когда направление вращения Колеса уже обращено. Бог с головой льва (или львицы – богиня Сехмет в Египте) представляет деятельность знаков Льва и Водолея. Для истинного ритуалиста физический храм представляет великолепие физического плана Мироздания во всей его целостности, как закона бытия, включая его происхождение, скрытое в виде мыслеформы внутри таблицы более тонких планов материи. Поэтому внешний храмовый ритуал – лишь выражение деятельности внутреннего храма.

 В завершении темы о строительстве Храма своей души, Кришнамачарья говорит о трёх стадиях духовного пути, как о строительстве трёх храмов, можно сказать трёх частей Великого Храма (внешнего, внутреннего и Святая Святых, что часто выражается через три кольца) или вех на пути восхождения.

Индивидуальное развитие включает в себя очищение эмоционально, интеллектуального и интуитивного уровней человека. На этой стадии происходит очищение физического, эфирного, астрального и буддхического планов. Это отмечает завершение строительства первого храма. В течение второй стадии ритуалист прилагает свои очищенные и облагороженные свойства миру, с которым он связан через рождение, брак, дружбу и профессию. Он учится стать годным для служения тем существам, которые принадлежат в его окружению. Это отмечает начало и завершение второго храма. Затем наступает третья стадия, где он оставляет второй храм, чтобы служить более широкому Храму Вселенского Господа (из ранее сказанного понятно, что это уже стадия Человека Космического, когда микросознание человека земного переходит на уровень космического макросознания).

Ему будет нудно разорвать все узы, которые связывают его отношения лишь с одним каким-то рядом существ. Символически его учат оставить свои прежние ритуальные обязанности, чтобы вступить в тот ритуал, где он предложит себя существам всей Вселенной (хочу заметить, что наши общие планетарные световые работы, как раз и являются ритуальным служением такого рода). Он станет поистине источником материнской силы Мироздания. На этой стадии он подобен пеликану, кормящему семь своих птенцов кровью собственного сердца (с этим символом у нас тоже шла большая работа, и у Менли Холла этот принцип рассматривается в том же ключе, хотя и выражен другими словами). Он ни отец, ни сын, ни муж, ни жена. У него нет собственной обители, где он мог бы укрыться. Его сердце – это роза, ароматом источающая вселенскую любовь, и он несёт крест (ответственность и страдания) всех существ. Вся его жизнь становится ритуальной чашей, наполненной его кровью, которая, как святая вода, должна утолить жажду путников жизни. Он становится един со Спасителем, раздавая страдающим свою кровь, как вино, и своё сердце – как хлеб. В ведических эта стадия отмечается ритуалом, именуемым «священной жертвой человека».

Цвета символизирующие три вышеописанные стадии развития – голубой, красный и белый!

 Тантрические и агамические ритуалы

В этой главе Кришнамачарья объясняет, что термин «тантра» означает мастерство, а термин «агама» - святой орден, перечисляет их группы и даёт краткие характеристики каждой.

а) Ритуалы поклонения

б) Ритуалы покаяния

в) Ритуалы исцеления

г) Ритуалы достижения

д) Ритуалы искупления

е) Ритуалы йоги

 Главное ядро всей тантрической литературы образует йогический тип ритуалов, который связан с активацией кундалини. Автор замечательно чётко описывает суть этого процесса и мне кажется, что это будет интересно всем.

 …Бога и силу, проникающую миры называют Господом и его супругой. В человеке престол Бога-Творца находится в головном центре (сахараре), а престол Дэви в человеке, где она пребывает в латентном состоянии, находится в виде кундалини в центре основания (муладхаре). Она описывается, как свёрнутая змея (потенциальная энергия), которую нужно пробудить сознательными усилиями человека. Весь путь кундалини от муладхары до сахасрары составляет главное содержание описаний внутренних миров в тантрической литературе. Бог, расположенный в сахасраре описывается, как Абсолют без всяких атрибутов, а потому у человека нет к нему прямых подходов, и единственно возможный способ приблизиться к нему – это через кундалини.

К ней же можно подойти через различные силы, действующие в человеке. И долг человека в том, чтобы поклоняясь женскому аспекту божества, осуществить подход к мужскому аспекту (термины «мужской» и «женский» означают здесь лишь абсолютный и относительный аспекты бога вездесущности). Потому путь таков: путь в высшему богу – через силу слова. А этому пути в свою очередь можно следовать лишь путём кундалини.

Приход кундалини из муладхары в сахасрару позволяет человеку встретить высшего творящего бога целого мира. На этой стадии человек превосходит все личностные уровни существования и может жить, как осознанная искра божья. Завершение и кульминация этого осознания заключается в последнем шаге йога, который приносит пары противоположностей (которые уже должны встретиться в его сахасраре) обратно в сердечный центр (анахату), и живёт там в присутствии этого двойного божественного начала силой вселенского принципа любви-воли.

 Именно об этом процессе активации своего сакрального сердца говорят все учителя в настоящее время. Эта активация позволяет проводить любые световые работы из своего сердечного пространства, в котором живут все Силы, все Огни, вся Вселенная. Именно через своё сакральное сердце мы ощущаем единство со всем сущим, обретаем способность соединить несоединимо - две противоположности, обретаем гармонию и статус творцов.

Итак, почему Кришнамачарья говорит о пути к Высшему через слово?

В гимнах Риг Веды можно встретить представление о Дэви, как о молодой девушке, истоке реки, источнике изречённого слова и т.п. Сила творения, поддерживающая всё Мироздание, подобна тому, как желание говорить поддерживает исхождение слова из человека, описывается в Риг Веде в виде представления о Сарасвати. Тройственный аспект этой силы слова также описывается в виде трёх богинь – Иды, Сарасвати и Лакшми. Эти идеи выделились в тантрическую школу поклонения, и составляют часть йогической практики. Фактически символизм Пуран, имеющий дело с тремя аспектами бога (творящим, поддерживающим и кульминирующим) и соответствующими им силами, или жёнами, одна из которых – на языке (выражение слова), другая в сердце (любовь, сохраняющая выражение на протяжение вечности), а третья – половина самого божества, соответствует тантрическому символизму двух аспектов тройственного бога.

 Исходя из вышеизложенного получаем, что творящая сила – это Слово. Вот почему Учителя так настаивают на нашем грамотном использовании этой силы. Поддерживающая сила – это Любовь, и мы прекрасно знаем, что это именно так. А третья сила – это уже та гармония двух противоположностей, о которой говорилось выше и которая обретается при полной активации кундалини и шишковидной железы.

Кришнамачарья описывает путь Слова, т.е. источник человеческого слова и возникновение звукового связующего звена между сознанием и звуком, а также символику необыкновенно красивого ритуала осмысленного сотворения Слова, что является составной частью практики пранаямы и предписанной для этого медитацией на возникновении слова. Я уделяю этому такое внимание, потому что мы работаем именно со словом, и все наши построения и расчёты используют проявленную энергию слов, отсюда так важно понимать процесс сотворения Слова.

«Из непроявленного точка появляется. Из точки бытия возникает точка сияния. Из неё – точка понимания, а из тройственной единой точки прорастает замысел. Из него – разнообразие, а из этих различий изрекается всё Слово – как это существующее Мироздание», говорится в тантрическом тексте. Рассвет точки – это рассвет её окружности. Эта окружность, открытая для центра существует, пока в человеке существует этот центр.

 Вы понимаете, что точка в круге – это символ, о котором мы уже говорили выше, являет собой начало творения, его разворачивание. И важно знать, что при произношении слова ментальный звук предшествует физическому. Эта первичная точка живёт в нас, и периодически то погружается в непроявленное, то возникает, как проявленность. И само изречение звука слова проходит через семь стадий, но подробно об этом процессе смотрите уже в самой книге.

 Ритуалы и мистерии в сравнении

У человеческого ума множество слоёв, в которых скрыта память природы и воспоминания об эволюции человека на протяжении многих стадий, и когда бы атмосфера ни оказалась подходящей, эти воспоминания стимулируются, собираясь в упорядоченную память… Это общее достояние людей свойственно сверхчеловеческой душе, которая путём постепенного раскрытия всегда передаёт его, как формулу мудрости. В свете этой мудрости деятельность человека постепенно упорядочивается, а результатом этого становится орден подготовленных душ, которые потом почитались в легендах, как первые наставники человечества и которым поклонялись.

Мудрость переданная такими людьми своим последователям содержит некоторые аллегории, беседы и драматические представления. Сделано это было по причине абстрактной природы предмета и необходимости передачи его через устную традицию… Позже весь курс этих знаний был оформлен в ритуалистические формулы, в которые сначала посвящали в лесах и пещерах. Термины брахма-видья, мистерии, каббала и т.п. означают то же самое, т.е. устную передачу от человека к человеку. Основным объектом изучения и наставления был сам человек. Человек обнаружил, что его роль в Мироздании имеет значение, и концепция роли, которую он играет среди других живых существ, дала идею драмы или мистерии, в которой человек формулировал всю известную ему мудрость.

Через некоторое время наступил этап просветлённых людей, посвящавших других в тайны и мистерии жизни. Сформировались разные тайные культы, и людей, допущенных в школы этих культов, обучали готовить свой ум к расширению в тайны Мироздания. Среди старейших из этих культов мы находим ведическую и египетскую традицию; это самые ранние представители, известные человечеству.

Моисей со своими людьми вышел из Египта и установил ту же традицию мистерий с некоторыми изменениями. На протяжении веков у разных народов в школах мистерий поддерживалась та же традиция, и мы видим, что жрецы и правители Греции давали тот же тип посвящений. Мистерии Диониса, Трофониоса, Элевсина и т.д. передавали тот же смысл через разные ритуалы на разных уровнях.

С временем в учение школ мистерий была включена мудрость, касающаяся звёзд и планет, химии, биологии и столь неверно понимаемого ныне предмета – алхимии… Постепенно Учителя придали всем культам чисто метафизическое и духовное направление. Пифагор собрал несколько учеников и возобновил самую благородную сторону мистерий, посвятив своих последователей в геометрический и числовой символизм Вселенной и человека. Этот орден втайне непрерывно сохранялся с тех времён до современности с помощью разных учителей мудрости, которые стараются помогать эволюции человека на этой Земле.

Один из таких учителей – это граф Сен-Жермен, который помимо Калиостро посвятил многих учеников в традицию тех же ритуалов, но под новыми названиями. Отрывок текста, посвящённый нашему Учителю Сен-Жермену привожу целиком.

О божественном свете ритуалистических посвящений и натуре человека, посвящённого в этот свет, Сен-Жермен даёт такой комментарий: «…и вот, я услышал о божественности этого храма. Я соединился своей сутью с теми, кто вокруг меня. Я не избегаю тех, кто со мной, но избегаю тех, кто были… оказалось, что чрезвычайно прекрасно – знать всё, не изучая ничего, располагать всеми сокровищами земли без соизволения монархов, управлять скорее элементами, чем людьми. Небеса сделали меня либеральным, я имею достаточно для удовлетворения своего вкуса, и всё, что окружает меня – изобильное, любящее, предназначенное».

Господи, какая фраза! Просто до самого сердца прошла! Если бы могли так относиться ко всему, что нас окружает, мы уже сейчас жили бы в раю: …всё, что окружает меня - изобильное, любящее, предназначенное!!!

Для достижения такой цели этот учитель возобновил древний устав масонства, омолодил ордена розенкрейцеров и рыцарей-тамплиеров и, наконец, учредил новый устав ритуалов, которые он назвал Святейшей Тринософией! У него были ученики из трёх ритуалистических орденов, стремившихся к той же цели – осознанию! Действуя через столь многие организации, этот учитель остаётся таинственной фигурой, всё ещё возглавляющей различные священные ордена ритуалов. Многие ритуалистические школы современности в большом долгу перед ним.

Тем временем древними евреями был основан отдельный устав храмовых ритуалов, которому они следовали до начала нашей эры. Происхождение этого ордена можно проследить к их древнему пророку, пастуху, который путешествовал по полям со своими музыкальными инструментами… Он обещал снова вернуться на землю и дал им знаки своего возвращения. И когда в обстановке тайны из еврейской жизни произошло духовное рождение дитя, явился знак Вифлеемской Звезды. Рождение этого духовного ребёнка (что означает высший порядок посвящения в роль спасителя) положило начало ритуальному уставу, который даёт ученику второе рождение в коллективную духовную жизнь Христа через групповой контакт с помощью благодати и любви…

Под руководством нынешних Учителей Мудрости изначальная форма древних ритуалов и мистерий будет восстановлена. Сейчас для этой цели подготавливаются ученики, и в течение предстоящих пятидесяти лет школы мистерий начнут действовать открыто. (Хочу напомнить, что это произведение диктовалось Кришнамачарьей своему ученику в 1967 году и в апреле 2017 года исполнится ровно 50 лет с момента передачи нам этих знаний).

Человек снова будет подвергнут вековым методам подъёма через ритуализированные ценности своей жизни. Через пропасть между наукой и духовностью будет наведён мост, когда будут исполнены цель и назначение современной цивилизации. Нынешняя Эпоха Водолея, ведущая человека к прямому общению с космосом и его невидимыми разумами, как раз подходит для того, чтобы стать веком такого достижения. Недостающее звено между ядерными явлениями и пространством будет найдено, и это положит конец эпохе войн. Тогда наступит время для полного введения древних мистерий, которые ритуализируют всю жизненную деятельность в человеке.