Главная Зеркало мира Индия Тринадцать дней в Гималаях – День восьмой

Тринадцать дней в Гималаях – День восьмой

Автор: Лариса Чернышова   
02.02.2012 г.

Холодные ночи, жаркие дни. Ярко-пёстрые украшения монастырей. Терпкий аромат разнообразных фруктов. Крутые виражи горного серпантина. Приветливые лица людей, величественные статуи Будды. Вечерняя усталость и лёгкое головокружение меняются на ужин в очередном отеле. Интересные беседы об увиденном заканчивают день. Едва коснувшись подушки, проваливаешься в сон, в котором смешивается всё: лицо Будды расплывается в улыбке пятилетнего мальчугана, в монастырях на стенах растут фрукты, а крутые дороги уносят к палящему солнцу. Тебе не страшно сгореть, ведь приятная прохлада тут же рядом и ты паришь в каком-то странном ощущении полёта в одной точке…

Утром просыпаешься отдохнувшим, счастливым, готовым к новым впечатлениям и открытиям! Какой день сегодня и что он нам готовит? Это мы уже обсуждали в машине, следуя по маршруту среди гор. Информации для размышления оказалось немало. Сегодня 8 мая 2011 года — 128-й день от начала года, кин 135 – Синий Обертонный Орёл. Оказывается сегодня праздник – День Учителей. Я не знала о нём. А вот о том, что 8 мая считается днём рождения Будды, я слышала. Вспомнили – в этот день подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 8 мая 1891 года ушла Е. И. Блаватская, в этой дате скрытый смысл или знак для нас. Какой? Посмотри внимательно на год, в 11 вписано 89. Надеюсь, ты уже догадался, мой дорогой друг?!

Мы дружно считали, обсуждали и предвкушали, что же будет сегодня? Смотреть в «путеводитель нашей поездки», было бессмысленно. Там уже столько раз было всё изменено! Инесса ехала в первой машине, спросить не у кого. Поспорив и предположив маршрут следования, мы решили расслабиться и получать удовольствие от неописуемой красоты окружающего мира. На одной из вершин наш водитель, он то знал, куда нас вёз, указав рукой вдаль, произнёс: «Румтек». Мы прильнули к окнам, разглядывая приютившиеся на склоне горы строения. Глядя на них с высоты, не предполагали, что это самый большой монастырь в Сиккиме. Когда машины остановились и все собрались узнать, что же это, мы заговорщически молчали. Дальше, как всегда пешком вверх, к новым открытиям.

Монастырь Румтек, расположен в 23 км к западу от столицы Сиккима Гангтока. Он принадлежит школе жёлтошапочников Кармапа – реформистской ветви буддизма, основанной в XV веке. Первый монастырь был построен в 1717 году, но впоследствии, превратился в руины. Был отреставрирован Гялва Кармапа (16-м) в 1960 году, когда он эмигрировал из Тибета. Монастырь является точной копией или замещением святилища Цурфу в китайском Тибете, который был разрушен во время культурной революции. Здесь находится школа, в которой изучаются различные Тибетские аспекты Буддийских танк, украшающих стены этого монастыря.

К сожалению, фотографировать здесь можно только снаружи. Об этом предупреждают не только надписи на входе, но и многочисленная вооружённая охрана. Вход через рамку, проверка миноискателем, и строгий взгляд на фотоаппарат, заставляет тебя быстренько убрать его в сумку. Всех удивляет наличие усиленной охраны. Объясняется это тем, что рядом китайская граница, а здесь находится много святынь, в том числе Золотая Ступа.

Мы наслаждались прекрасными росписями монастыря. Рассматривать можно бесконечно: стены, потолки, двери, всё расписано яркими красками. «Непонятные» сюжеты то кажутся самостоятельными, то вдруг перетекают друг в друга. Мы-то с тобой уже немного разбираемся в символах!

В главном зале огромная и очень красивая статуя Будды Шакьямуни. Умиротворённое лицо, тонкие пальцы правой руки изящно спускаются как бы с небес к людям ждущим внизу. Так и хочется протянуть навстречу свою руку, но высоко. Осталось ощущение красоты, высоты, чистоты и гармонии. В Румтеке всегда многолюдно, но монахи очень дружелюбны и гостеприимны. Их терпимость и принятие всего замечаешь сразу. Куда бы ты ни пошёл, что бы ни захотел посмотреть, тебе всё покажут. Не нужно знать язык, чтобы понять друг друга. Молодой монах ходил рядом с нами. Он называл божества и указывал, где лучше пройти, что посмотреть, и куда положить подношения. Рядом с Буддой много украшений из камней. Большие и красивые подношения – торма (я о них уже рассказывала), закручивающиеся как раковина, горки из риса, в них оставляют подношения деньгами.

Впечатляет статуя Падмасамбхавы, восседающего верхом на коне. Его шею украшал синий шарф. До этого мы не видели синих ритуальных шарфов на божествах. «Синий орёл» посылал особое видение, если ты готов это принять! Здесь мы познакомились с изображением Махакалы. Чаще всего Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета. Однако известны и другие его проявления (насчитывают 72 основные формы этого божества). Махакала относится к просветлённым существам. В тибетском буддизме он – гневный аспект Авалокитешвары. На нём украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдаётся вперёд. Тантрические украшения Махакалы также включают гирлянду из человеческих голов и корону с пятью черепами, которые символизируют преображение Пяти клеш в Пять изначальных мудростей.

Клеша («бедствие, страдание») – одно из фундаментальных понятий в буддизме. Клеша обуславливает помрачение сознания, его загрязнение, аффект. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира, эгоцентрированное сознание, мешающее ощущать мир таким, какой он есть в действительности. Традиционно, к ним относят так называемые Пять клеш: страсть, агрессию, невежество, гордость, зависть. Про Пять мудростей мы с тобой уже вели разговор, а понятие клеша ввели впервые. Смысл всего этого сводится к тому, что мудрости это чувства, помогающие познавать окружающий мир, а клеша это эмоции, рождённые чувствами. Нужно научиться отделять чувства от эмоции. Не просто отделять, а уметь управлять этими эмоциями. Получается, что Махакала имеет ужасающую форму потому, что эмоции, с которыми мы учимся справляться, имеют такой же вид. Попробуй представить, как выглядит агрессия или зависть.

В буддизме Ваджраяны он охранник и защитник учения Будды (дхармапала, о них я уже рассказывала ранее). Некоторые школы тибетского буддизма рассматривают его как Йидама. Идам, также Йидам, Иштадевата (сокращение от тибетского yid-kyi-dam-tshig) – это умозрительная форма просветленного существа, воспринимая и отождествляясь с которым, буддист может реализовать свою природу Будды. Они бывают радостные, мирные или гневные, различного вида, часто со многими руками, головами и глазами. Идамы не имеют ничего общего с демонами или ангелами, охраняющими или противодействующими человеку, в христианской, иудейской или мусульманской традициях и мифологиях. Медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную и поэтапную трансформацию сознания до полного просветления. Буквально понятие yid-kyi-dam-tshig означает формирование ума, удержание сознания в состоянии спонтанной свободы и ясности, которые составляют его истинную природу. Тот или иной идам для практикующего выбирается ламой-учителем как «персональное божество» в соответствии с натурой ученика – его интеллектуальными способностями, склонностями, характером.

Постепенно большой зал монастыря стал наполняться монахами, которые рассаживались по своим местам. В буддистских монастырях длинные ряды низеньких лавок застелены коврами. Тут же лежат священные тексты, музыкальные инструменты, ваджры, колокольчики, раковины, это и есть места монахов. Справа и слева от входа вдоль стены есть такие же сиденья для гостей и приглашённых. Мы поняли, начинается служба и нас, видимо попросят удалиться, ведь нас никто не приглашал. А как хотелось посмотреть! Решили, будем тянуть до последнего, попросят – уйдём. Усевшись на места для гостей, мы наблюдали за происходящим.

Наше любопытство было связано с ритуалом Чёрной Шапки. Под пение монахов и удивительное музыкальное сопровождение (барабаны, трубы, колокольчики), мы слушали рассказы Инессы и наблюдали за происходящим. Расскажу обо всём услышанном подробно, потому как тема интересная, но сложная в изложении из-за множества имён и событий. Окунёмся в историю, для этого обратимся к нашему другу и помощнику – Интернету, который поможет найти нужную информацию.

Начиная с IV в. н. э. в Тибет проникали различные буддийские традиции из сопредельных стран. В 755 г. царь Трисонг Децен пригласил из Индии монаха Шантаракшиту из университета Наланда и мастера Ваджраяны Падмасамбхаву. Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как его называют среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма (Нингма) или «старых (переводов)». В Тибете были построены монастыри, возникла сильная монашеская сангха. Сангха — буддистская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Множество йогинов практиковали тантрические садханы в уединении. Садхана (санскр. «духовное упражнение») – программа практических действий и ритуалов по самоусовершенствованию, иными словами духовная дисциплина. Пандиты («учёные») переводили с санскрита на тибетский язык сутры и тантры.

Правление царя Ландармы обернулось катастрофой для буддийской сангхи Тибета. Монахи подвергались репрессиям, тексты уничтожались, статуи разрушались. Монахи, ученые и йогины были вынуждены скрываться в труднодоступных местах и в окраинных районах. Сильные гонения на буддизм привели к тому, что традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и обнаружены вновь спустя несколько столетий. Лишь убийство Ландармы позволило возобновить проповедь и практику буддизма. Заново были приглашены учителя из Индии, заново были сделаны переводы текстов. Начиная приблизительно с Х века, из Индии пригласили новых учителей, и в Тибет пришла другая волна буддизма. Она известна как период «новых (переводов)», когда получили развитие главные традиции: Сакья, Кагью, Джонанг и Кадам. В XIV веке традиция Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг. Новые традиции, довольно быстро приобрели черты социальных институтов, построили собственные монастыри. Окончательно же школа Ньингма сформировалась в XIV веке. Под влиянием Тибета буддизм в средние века распространился в других районах Гималаев, таких как Ладакх, Лахул-Спити, Киннуар, область Шерпа в Непале, Сикким, Бутан и Аруначал.

В Сиккиме особо поклоняются Падмасамбхаве. Его статуи наряду со статуями Будды Шакьямуни присутствуют во всех монастырях. Его считают вторым Буддой. Об этой легендарной личности мы уже говорили. Сейчас нам важно понять, что Падмасамбхава представляет древнюю школу или традицию Ньингма.

Традиция Сакья идёт от великого индийского махасиддхи Вирупы, провозгласившего принцип «плод – результат», согласно которому цель пути непосредственно реализуется в процессе его прохождения. По философским взглядам последователи Сакья придерживаются синтеза умеренной мадхьямаки и йогачары. Ох уж эти буддистские понятия для нас простых людей! Говоря проще это рассуждения о реальности и нереальности ума, а последователи Сакья придерживаются золотой середины в этих рассуждениях. Несмотря на то, что представители школы Сакья отличались учёностью и были авторами многочисленных сочинений, эта школа прославилась в первую очередь своей политической активностью в плане достаточно успешных попыток объединения Тибета в единое государство.

В традиции Кагью существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 линий, одна из них — Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа. Наиболее важными из этих 12 линий являются Друкпа Кагью, Дрикунг Кагью и Таглунг Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа Кагью, восходит к индийскому учителю Кхьюнгпо Налжор. Традиция Джонанг восходит к индийскому мастеру Соманатхе, а Кадам — к индийскому мастеру Атише, который, прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда из Индии.

Не менее интересны Учителя, чьи имена названы выше, но в рамках нашего путешествия они прозвучали вскользь. Мы не были в местах связанных с ними, не сталкивались с событиями говорящими о них. Поэтому я также немного о них рассказываю. Но это совсем не значит, что кто-то важнее и значимее, а кто-то нет. Помни: всё имеет место быть в этом мире, и мы принимаем всё! Однако немного о них упомяну, так как с ними связаны традиции, в которых мы с тобой разбираемся.

Тилопа – великий индийский тантрик, один из 84 буддийских махасиддх, почитаемый как основоположник линии Кагью тибетского буддизма. Биографические сведения о Тилопе противоречивы и содержат много фантастических элементов, как впрочем, у многих Учителей. Тилопа родился в семье брахманов, по некоторым источникам – в царской семье. Отказавшись от обычной жизни, ушёл в монастырь. Получив указания от дакини, он покинул монастырь, и стал вести странствующий образ жизни. Тилопа поселился в Бенгалии, и выжимал масло из семени кунжута, откуда и получил своё прозвище – «Тилопа» («кунжунтик»). Согласно традиции, Будда Ваджрадхара пришёл к нему во время медитации, и он получил мгновенное просветление и прямую передачу учения Махамудры. Получив передачу, Тилопа перестал странствовать и стал обучать учеников. Он считается автором изречения: «Проблема состоит не в наслаждениях, а в привязанности».

Наиболее примечательный из его учеников Наропа, выдающийся учитель буддизма, монах, а впоследствии йогин стал его последователем. Наропа также считается одним из основателей линии Кагью. Он проявил себя как выдающийся учёный и мастер медитации. В соответствии с учением, которое дал ему Тилопа, он развил практическую систему, дающую ученикам ощутить Просветление. В дальнейшем учителя линии Кармапы особенно ценили и развивали эти практики.

Согласно традиции, Наропа родился в царской семье. По другим источникам, он родился в семье виноторговца. В возрасте восьми лет он испросил разрешения отправиться в Кашмир, чтобы углубить там своё образование. Он учился там у самых выдающихся наставников искусствам, наукам, грамматике, риторике и логике. В 28 лет Наропа уехал из Кашмира в Пуллахари. Там он поступил в университет Наланда, которым руководили тогда четыре великих буддийских учителя. После кончины одного из них Наропу избрали на освободившийся пост. Получив имя Абхаякирти, он стал одним из настоятелей Наланды – «Стражем северных врат». Слава его распространилась широко и имела следствием многочисленные обращения в буддизм.

Однажды, когда он изучал книги, перед ним появилась страшная и безобразная старуха. Будучи воплощением Ваджрадакини, она раскрыла ему бесполезность книжного знания и рассказала, что её «брат» Тилопа мог бы передать ему особое истинное знание. Наропа оставил своё высокое положение в университете, забросил книги и пустился на поиски Учителя. Тилопа подверг его двенадцати тяжёлым испытаниям, каждое из которых завершалось передачей важного поучения. Всего Наропа пробыл под учительством Тилопы около двадцати лет. К Наропе два раза приезжал из Тибета паломник-переводчик Марпа, получивший от него посвящения в глубокие тантры и наставления по Махамудре. Наропа же до конца жизни оставался в Пуллахари, где и умер в возрасте 85 лет.

Марпа Чокьи Лодрё или Марпа Лоцзава (тиб. переводчик) – лама-мирянин, который принёс из Индии в Тибет многие элементы буддийского учения Ваджраяны, включая Махамудру, в дальнейшем сформировавшие линию Кагью. Марпа родился на юге Тибета, в семье зажиточных землевладельцев. По сравнению со старшими братьями отличался необузданным и упрямым нравом, однако быстро выучился чтению и письму. После этого родители отправили его к известному тибетскому переводчику Дрогми, где Марпа в течение трёх лет в совершенстве выучил письменный классический санскрит и разговорные индийские диалекты. Повзрослев, вопреки желанию родителей, продал полагающуюся ему часть наследства с намерением совершить путешествие в Индию. Вначале он отправился в Непал. Там он встретил учеников Наропы, своего будущего гуру. Марпа не сомневался, что эта встреча была не случайной. Для него это было восстановлением давней связи. Он учился под их руководством и подготавливал себя к встрече с их Учителем. Их встреча вскоре состоялась. Получив от великого гуру Наропы глубокую Дхарму, Марпа изучил это учение. Несмотря на то, что Наропа сам мог научить Марпу всему, он следовал традиции, в которой учитель посылал своего ученика к другим учителям, сведущим в определенных практиках Ваджраяны. Марпа совершил три путешествия в Индию. Очередной раз, путешествуя в Непал, он узнал, что Наропа готовится к смерти, и поспешил встретиться с ним. Наропа передал ему учение устной линии дакинь и дал посвящения. После этого Марпа вернулся в Тибет, сопровождаемый учениками. К концу жизни Марпа стал одним из авторитетнейших переводчиков и учителей Тибета. Среди его многочисленных учеников лучшим был Миларепа.

Миларепа Шепа Дордже – учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы Кагью. Он родился в богатой тибетской семье, но его отец внезапно умер, и дом, поле и всё имущество забрал его дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. Мать Миларепы не в силах терпеть издевательства, настояла, чтобы он пошёл учиться магии, чтобы отомстить своему дяде. Прежде чем Миларепу приняли на учебу, мастера магии проверили, что его история правдива, и он действительно нуждается в освоении их науки. К счастью он быстро понял, что месть ложный путь. Миларепу направили к Марпе переводчику. Марпа перед приходом Миларепы увидел сон, что к нему принесли большой твёрдый алмаз для огранки. Специально по отношению к Миларепе Марпа вёл себя чрезмерно строго и сурово, заставлял его делать тяжёлую работу и отказывался давать ему буддийские посвящения. Миларепа строил дома, к которым Марпа всё время придирался и заставлял их разрушать и строить заново. Утверждается, что Марпа преднамеренно создавал поначалу для Миларепы тяжелые условия, чтобы помочь ему быстрее освободиться от негативной кармы. После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния ваджрадхары (полного просветления). Про Миларепу говорят, что он – первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях. С 45 лет он обосновался в пещере, а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные практики медитации и йогические практики, которые передал своим ученикам. Наиболее знаменитым из его учеников был Гампопа, который стал его основным преемником и развил его традицию.

Гампопа или Дакпо Римпоче – выдающийся учитель тибетского буддизма, автор многих авторитетных сочинений, один из основателей школы Кагью. Гампопа был доктором из Дагпо. Сначала он обучался в традиции Кадампа и получил учение Ламрим. Затем стал разыскивать Миларепу, в котором признал своего Учителя. Поиски заняли много лет, Миларепа его принял с большой радостью и посвятил в высшие практики. Став преемником Миларепы, основал монастырь, стал активно преподавать и развивать основы монашеской практики. Он написал большое количество сочинений и провёл огромную организаторскую работу, у него было большое количество учеников. Гампопа свёл воедино учения Кадампы и Махамудру, полученные от Миларепы, и определил основы учения Кагью в том виде, в каком оно сохранилось до настоящего времени.

Традиция Новая Кадам, или Гелуг (Гэлуг) – традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цзонхавой. В разных источниках его имя пишется по-разному, в зависимости от перевода – Цзонхава, Цонкапа, Цонгкхава. О нём и его учении я уже рассказывала тебе, мой дорогой друг, когда мы впервые посетили монастырь «жёлтошапочников».

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цзонхава. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной учёностью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всём мире. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу. Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Цзонхава, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Цзонхава, которого в Тибете почтительно называют Чжэ Ринпоче, никогда не хвалился личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Один выдающийся учитель нашего времени, называл Ламу Цзонхаву «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гэлуг имя Цонгкхавы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Кадам — школа тибетского буддизма, основанная великим индийским учителем Атишей и его учеником Дромтонпой. Эта школа развила и сформулировала учение о Бодхичитте, которое впоследствии привело к появлению учений Лоджонг и Ламрим Атиши.

Лоджонг — это тренировка ума, практика в тибетском буддизме, основанная на наборе афоризмов тибетского геше (буддийская монашеская учёная степень) XII века Чекава Еше Дордже. Практика состоит в переработке и очищении мотивации и отношения человека. Приблизительно пятьдесят один афоризм, составляющий первоначальный текст, создан как набор противоядий от нежелательных умственных привычек, влекущих страдания. По сути это фразы направленные к открытию собственного сознания и для общения с внешним миром (например «Будь благодарен всем» и «Когда всё вокруг идёт не так, трактуй несчастье как путь к пробуждению»).

Ламрим («этапы пути») – текстуальная форма руководства к ступеням Пути и к полному Пробуждению, в соответствии с учением Будды, распространённая среди тибетских буддистов.

Личность Атиши не менее загадочна. Он родился в богатой царской семье, но с юных лет проявлял глубокое почтение к божествам. Его не интересовали удовольствия и развлечения. Однажды Атише во сне явилась Тара. Она сказала ему, что пятьсот жизней подряд он был нищенствующим монахом, и именно поэтому его совсем не влечет к преходящим удовольствиям этого мира. Тара объяснила, что спасти обычного человека, пленённого ими, было бы относительно легко – как козла, попавшего в ловушку зыбучих песков. Но вытащить царского принца так же тяжело, как слона. Атиша оставил дворец и все богатства, посвятив свою жизнь Пути Просветления. Прибыв в Тибет в возрасте 53 лет, много сделал для распространения учения о Просветлении среди тибетцев. В общей сложности Атиша провел в Стране снегов семнадцать лет. Он покинул этот мир в возрасте 72 лет, как и было предсказано Тарой. Тело Атиши было забальзамировано и сохранено в Ньетанге, как реликвия, позже почтенный мирянин Дромтонпа основал уединенный монастырь Радренг, который стал центром традиции Кадам и продолжил линию передачи учений мастера.

Реформатор буддизма лама Цонкапа собрал воедино учения трёх линий Кадампа, привлёк элементы учений школ Сакья, Кагью и других направлений, и сформулировал доктрину, последователи которой стали называться Новые Кадампа или Гелуг, в то время как его предшественники стали называться старые Кадампа или просто Кадампа.

Остальные школы тибетского буддизма также интегрировали Лоджонг в своё учение. Гампопа изучал традицию Кадампа в течение шести лет до того, как стал учеником Миларепы, он создал традицию Карма Кагью, в которую включил Лоджонг и Ламрим.

Вернёмся ещё раз к традиции Кагью. Итак, она была создана великим йогином Тилопой, который получил четыре особые передачи и в совершенстве овладел ими. Именно поэтому название «Кагью» иногда интерпретируется как сокращение от «кабабжиигью па» — Линия Четырёх Передач. В каждую линию входит мантра и практика. Мантры я писать не буду, если тебе, мой друг это интересно, найди сам. А вот практики имеют интересные названия: «Иллюзорное Тело» или «Перенос Сознания», «Осознанный Сон», «Ясный Свет», «Внутреннее Тепло». Эти учения Тилопа передал Наропе, и они были систематизированы, как Шесть Йог Наропы, которые считаются одним из центральных учений в Линии Кагью. Наропа передал свои знания Марпе. Его ученик Миларепа, обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности. Передачу Миларепы продолжил Гампопа. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью. Полную же передачу Махамудры от Гампопы получил именно первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали последователи другого ученика Гампопы. Различные линии Кагью не считаются большими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны. Четыре Великие линии названы так потому, что они происходят от самого Гампопы, в то время как Восемь Малых линий идут от более поздних поколений мастеров. В наше время из Четырёх Великих линий Кагью, только Карма Кагью остаётся распространённой. Из Восьми Малых – только Таглунг Кагью, Друкпа Кагью и Дрикунг Кагью всё еще существуют независимо.

Друкпа Кагью – одно из главных подразделений школы тибетского буддизма Кагью, в настоящее время базируется в Бутане. Традиция Друкпа Кагью началась с Лингчен Репы, ученика Пхагмо Друкпы. Считается, что Лингчен Репа достиг реализации мгновенно. Цангпа Гьярэ был его учеником. Он получил титул первого Друкчен-ринпоче, духовного лидера школы. Именно после него Друкпа Кагью сформировалась как традиция. Название «Друкпа» возникло после того, как в монастыре Нам, основанным им между Лхасой и Цурпху в 1205 году, было явление девяти драконов в небесах. Этот монастырь стал именоваться Нам Друк, а традиция, основателем которой он стал, – Друкпа Кагью.

Другой аспект линии Карма Кагью – промежуточные управляющие делами, заботящиеся о монастырях Кармапы между перерождениями. Эти люди – не держатели линии. Например, IV Кармапа, Тхегчог Дордже назначил 9-го Другчена Мипам Чёкьи Гьямцо промежуточным управляющим делами. Шестнадцатый Кармапа, согласно индийскому законодательству, учредил юридический орган, Благотворительный Фонд Кармапы и назначил его попечителей.

Тибетский термин «кармапа» буквально означает «человек активности». Также этот термин означает первого сознательно перерождающегося Ламу Тибета и духовного главу Кагью. Кармапы воплощают активность всех Будд и были предсказаны Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Перед смертью каждый Кармапа оставляет письмо, содержащее точные условия его следующего перерождения.

Кармапы являются держателями Чёрной Короны, поэтому Кармапу иногда называют Ламой в Чёрной Короне или Шапке. Традиционно говорится, что эту корону («самосветящаяся корона») соткали дакини из своих волос и подарили Кармапе в знак признания его реализации, как просветленного мастера медитации. Материальная копия Чёрной Шапки-короны была изготовлена и подарена V Кармапе одним из китайских императоров, его учеником. Этот ученик увидел над головой своего учителя энергетическое поле, оно напоминало шапку или корону. Когда корона, инкрустированная драгоценными камнями и увенчанная огромным рубином, была сделана, V Кармапа начал традицию Церемонии Чёрной Короны, которая выполнялась всеми последующими инкарнациями Кармапы вплоть до XVI Кармапы. Готовясь к церемонии, Кармапа медитировал, чтобы стать неотделимым от Авалокитешвары (по-тибетски Ченрези), Будды Сострадания. Производилось подношение мандалы, за которым следовала семичастная молитва. Это делалось с целью накопления хороших результатов для совершаемой затем церемонии. После этого Кармапа возлагал корону себе на голову, повторяя мантру: «Ом Мани Падме Хум», передавая благословение каждому участнику церемонии в той мере, в которой они способны принять его. Сказано, что тот, кто просто увидит Чёрную Корону на церемонии, станет Бодхисаттвой 1-го бхуми (Бодхисаттвы 1-го Бхуми уже не являются существами Сансары) в течение трёх жизней. Это одна из причин, по которой Чёрная Корона так важна для линии Кагью.

В начале 60-х годов 20 века, XVI Кармапа привез Чёрную Корону и другие ценные реликвии линии Кагью в монастырь Румтек, в котором мы сейчас находимся. Там они хранились в безопасности до 1993 года после смерти XVI Кармапы. Последовавший за этим раскол в его линии вызвал конфликт в монастыре между сторонниками двух претендентов на титул Кармапы. Говорится, что с того времени множество ценных предметов исчезли из монастыря. 5 июля 2004 года Верховный суд Индии вынес окончательное решение о передаче монастыря Румтек в Благотворительный доверительный фонд, являющийся основным источником средств для поддержки Тхайе Дордже, одного из кандидатов на титул XVII Кармапы. С этого момента составляется опись ценностей. По существу, о местонахождении Чёрной Короны в настоящий момент можно найти две версии: первая – о её местонахождении и сохранности не известно, вторая – она хранится в Румтеке.

Сегодня монастырь Румтек является официальным местом пребывания трона духовного лидера ордена Кагью (черношапочников), Кармапы XVII Огьена Тринлей Дордже, бежавшего из Тибета. Не запутаться бы с цветами школ?! Думаю, ты, мой друг, понял, традиция Кагью – «жёлтошапочники», а Кармапы (сознательно перерождающиеся ламы (тулку) Тибета) – «чёрношапочники».

Что же за раскол произошёл в линии Кагью, между XVI и XVII Кармапой? Мне это показалось очень интересным. Если заинтересован, читай дальше. В конце 1981 года XVI Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже скончался. После кончины главного держателя линии Карма Кагью, четыре его основных ученика – Шамар Ринпоче, Тай Ситу Ринпоче, Джамгон Конгтрул Ринпоче и Гошир Гьялцаб Ринпоче – приняли совместную ответственность за продолжение работы XVI Кармапы по распространению учения Будды, а также по нахождению его следующей реинкарнации. Для нахождения следующего перерождения предыдущий Кармапа еще при жизни дает указания своему главному ученику, как отыскать свое новое воплощение. Почти во всех случаях эта инструкция передается в виде письма с предсказанием об обстоятельствах рождения. Так, первый Кармапа, оставил письмо, содержащее подробную информацию об обстоятельствах своего следующего воплощения своему ученику Дрогону Решену.

Линия тех, на ком лежит ответственность за нахождение нового воплощения Кармапы, возведение его на трон, а также за передачу необходимых посвящений и наставлений новому воплощению (вместе с самими Кармапами) называется «Золотая Гирлянда Кагью». Это крупнейшая подшкола линии Кагью тибетского буддизма. Выражение «Золотая Гирлянда Кагью» относится к мастерам, которые являются держателями линии, основное учение которой — Махамудра. Это индийские мастера линии, последовательность перерождений Кармап и их наиболее важные ученики, сохраняющие непрерывность передачи. Держатели линии выбираются самим Кармапой, который обеспечивает целостность и чистоту учений. Подобным же образом, именно Кармапа всегда выбирает учителя, чьей задачей будет передача линии ему в его будущем воплощении. Он – великий бодхисаттва, обладающий способностью видеть реализацию и качества других. Посредством этой способности он и выбирает своих гуру. Нет фиксированных правил, определяющих учителя заранее. В некоторых случаях держатели линии – это видные перерожденцы, в других – исключительные практикующие, не обладающие высоким статусом в религиозной иерархии.

После смерти XVI Кармапы годы были проведены в поисках его инструкций о нахождении следующего перерождения. Тем не менее, определить их местонахождение не удавалось. И вот почему. Ещё в начале 1981 года, XVI Кармапа, дал своему «сердечному сыну» (так в тибетском буддизме обозначают главных учеников), Тай Ситупе завернутый в парчу защитный амулет. Как правило, подобные амулеты содержат различные реликвии (мантры, священные пилюли и т. д.) и остаются запечатанными. Поэтому Ситу Ринпоче, всегда носил его с собой, но не распечатывал его в течение длительного времени, поскольку XVI Кармапа не указал, что его следует раскрыть. Прошли годы, в течение которых так и не удалось обнаружить письмо с предсказанием. Однажды Ситу Ринпоче все-таки решил открыть амулет. Внутри оказалось письмо с предсказанием о следующем воплощении Кармапы.

Совет Четырех Держателей линии провел совещание для исследования письма. Истолковать текст письма оказалось не просто. И ранее подобные указания носили не прямой, а иносказательный смысл. Это письмо заставило Держателей линии немало потрудиться. Не буду вдаваться в точный смысл перевода и толкования, хотя это действительно интересно. Подробная информация есть, найди в Интернете.

Основательно изучив письмо, совет Держателей линии принял решение направить на поиски в Тибет делегацию, возглавляемую Джамгоном Ринпоче. Но вскоре последний трагически погиб в автокатастрофе в Сиккиме. Поэтому Тай Ситу Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче (Шамар Ринпоче отсутствовал в это время Румтеке) уполномочили Аконга Ринпоче и Шераба Тхарчина возглавить поисковую экспедицию.

Также, информация о священном завещании, наряду с его интерпретацией Держателями линии, была направлена Друпону Дечену Ринпоче в монастырь Цурпу – главную резиденцию Кармап в Тибете. Друпон Дечен Ринпоче направил поисковую группу, которая должна была представить доклад о своих результатах. Вскоре поисковая группа из Цурпу приехала в деревню Бакор. Там они нашли семью, на которую указывали знаки из священного письма. В этой семье был маленький сын. Родители и местные жители отмечали, что на третий день после рождения мальчика, по всей долине распространился звук раковины и был слышен около одного часа. Это было знаком из письма.

Обстоятельства рождения ребенка сопровождались многими особыми знаками, а также настоятель местного монастыря указал, что мальчик, бесспорно, является тулку. Родители не стали давать ребёнку официального имени, решив, что лучше будет если он получит имя после распознания, чьей реинкарнацией является. В семье его называли «Апо Гага», что означает «счастливый брата» – прозвище, которое дала ему его сестра.

Как распространено в Тибете, Апо Гага отдали в монастырь в юном возрасте. Там его считали реинкарнацией, но не было определено, какого именно тулку. В 1992 году семилетний, еще не узнанный Кармапа покинул монастырь, чтобы провести некоторое время со своей семьей. Он попросил семью переехать на летние пастбища на месяц раньше, чем планировалось, сказав при этом, что ожидает визита странствующих монахов.

Удостоверившись, что жизнь этого молодого кочевника соответствует указаниям в письме с предсказанием Кармапы XVI, отцу Кармапы была показана копия этого письма. После празднований в семье, монахи сопроводили молодого Кармапу в монастырь Га Лег, где стали дожидаться прибытия Аконга Тулку Ринпоче и Шераба Тхарчина.

Вскоре они отправились в Дхарамсалу, чтобы проинформировать верховного лидера Тибета, Его Святейшество Далай-ламу о нахождении XVII Кармапы. Поскольку в то время, Далай-лама находился в Бразилии, они передали имеющуюся у них информацию через его офис в Дхарамсале. В ответ на это Его Святейшество дал свое неофициальное подтверждение, что кандидат Апо Гага является реинкарнацией XVI Кармапы. После детального рассмотрения всех доказательств и дополнительной встречи Тай Ситу Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче и Шамара Ринпоче, Далай-лама предоставил также официальное уведомление о своем подтверждении XVII Гьялванга Кармапы. После этого в монастыре Га Лег, Апо Гага стали готовить для поездки в Цурпу, традиционную резиденцию Кармап.

Позже Апо Гага получил официальное имя – Пал Кхьябдак Огьен Гьялве Ньюгу Дродул Тинлей Дордже Цал Чокле Нампар Гьялве Де. 27 Сентября 1992 года Кармапа был возведен на трон в монастыре Цурпу, главной резиденции Кармап с XII века. Перед началом церемонии ему преподнесли официальный сертификат правительства Пекина о признании его в качестве реинкарнированного ламы. Этим жестом был официально восстановлен столь важный и характерный для тибетской культуры институт тулку. Дюсум Кхьенпа, первый Кармапа, основал в XII веке в Тибете традицию лам-перерожденцев тулку, которая продолжалась около 800 лет, но приостановилась после вступления китайской армии в Тибет в 1959 году. С согласия правительства Китая, эта традиция была восстановлена снова благодаря Кармапе, теперь семнадцатому. Данное событие было чрезвычайно важным для поддержания тибетской культуры и религии в Тибете.

Также во время церемонии возведения на трон Тай Ситу Ринпоче представил Огьену Тринле Дордже подтверждающее письмо, написанное Его Святейшеством Далай-ламой и признание оракула Нечунга – одного из главных оракулов Далай-ламы, который по ходатайству религиозного представителя правительства Сиккима подтвердил выбор Кармапы. Два дня спустя Огьен Тинлей начал свою деятельность в качестве XVII Кармапы, проведя посвящение Красного Авалокитешвары.

Однако со временем китайские власти начали ограничивать его возможности свободно передвигаться, учить своих последователей и получать передачи от своих учителей. К примеру, главный учитель Кармапы, Тай Ситу Ринпоче, не мог посетить его в течение нескольких лет. Ввиду этого, Гьялванг Кармапа принял решение бежать из Тибета.

1 января 2000 года, когда западный календарь отметил новое тысячелетие, и монастыри и дхарма-центры Кагью по всему миру ознаменовали этот момент молитвами за мир во всём мире и благоденствие просветлённой деятельности Кармапы, Его Святейшество начал новое путешествие. Всего за несколько дней до того, 28 декабря, четырнадцатилетний Огьен Тинлей Дордже, XVII Гьялванг Кармапа, покинул монастырь Толунг Цурпу с небольшой группой помощников. 5 января он в целости и сохранности прибыл в Дхарамсалу в Индии, где был встречен XIV Далай Ламой. С тех пор Его Святейшество Кармапа временно живёт в тантрийском универститете Гьюто Рамоче близ Дхарамсалы, где продолжает изучать буддийскую философию и получать наставления, передачи и посвящения ваджраянских практик Карма Кагью от учителей линии преемственности. Его главный учитель – Кхенчен Трангу Ринпоче, знаменитый учёный линии Кагью.

Кармапа пишет стихи, которые учёные его линии считают необычайно сложными и утончёнными для его возраста. Некоторые стихи были положены на музыку Тибетским Институтом Исполнительных Искусств, который выпустил запись этих песен под названием «Мелодия Истины». 2 февраля 2001 года правительство Индии дало Его Святейшеству Кармапе формальный статус беженца.

Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама; Далай-лама I был учеником Цонкапы. Когда его III-е «воплощение» прибыло в Монголию, ему присвоили титул «Далай», по-монгольски «океан», а предыдущие его рождения были задним числом признаны Далай-ламами I и II. Далай-лама IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама является главой традиции Гелуг; её возглавляет Гандэн Три Ринпоче. Далай-лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего тибетского буддизма.

Помимо Кармапы, Далай-ламы есть у буддистов Панчен-лама. Первый Панчен-лама был одним из учителей Далай-ламы V. В отличие от Далай-ламы, Панчен-лама занимается исключительно духовными делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, один из них мог стать учителем другого. Реинкарнацию Далай-ламы ищут также как и Кармапу. Это также очень интересная история. Про поиски нынешнего Далай-ламы снят замечательный фильм «Кундун», который раскрывает интереснейшие моменты из истории буддизма. С современным Панчен-ламой тоже не просто, здесь замешаны и религиозные и политические моменты. Мальчик, которого объявили перерождённым Панчен-ламой, до сих пор находится в неизвестности по причине вмешательства китайских властей.

Итак, возвращаемся к Кармапе XVII. Огьен Тинлей был признан большинством высших лам в иерархии линии Карма Кагью в качестве семнадцатого Кармапы. Глава школы Сакья – Его Святейшество Сакья Тризин и бывший в то время главой школы Нингма – Миндроллинг Тричен Ринпоче (ныне покойный) – признали Огьена Тинлея перерождением XVI Кармапы и составили для него молитвы долгой жизни.

Тем не менее, один из Держателей линии Карма Кагью – Шамар Ринпоче – не признал Огьена Тинлея в качестве перерождения XVI Кармапы и выдвинул своего кандидата – Тхайе Дордже — в качестве XVII Кармапы. Его поддержало лишь несколько Ринпоче линии Карма Кагью. На сегодняшний день конфликт так и не разрешён, более того одновременно существуют и развиваются оба направления.

Оле Нидал и его жена Ханна по одной версии были одними из первых европейских учеников Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы. Пройдя обучение в Гималаях под его руководством в конце 60-х – начале 70-х годов, они стали первыми западными ламами и от имени Гьялва Кармапы основали около 600 буддийских центров во всём мире. По другой версии их считают самозванцами, объявившими себя учениками XVI Кармапы. Какая версия верная уже никогда никто не узнает, да и надо ли. Однако Оле Нидал поддержал Шамара Ринпоче и его кандидата. Так был основан «Буддизм Алмазного Пути», который более распространён на западе и у нас в России.

Один из высоких лам в линии Кагью — Беру Кхьенце Ринпоче — придерживается мнения о правомочности обоих кандидатов. Многие уважаемые современные буддистские Учителя считают, что к обоим кандидатам следует относиться с истинным почтением.

Не берусь судить, кто прав в этом споре, но поскольку мы в Румтеке, который является резиденцией Огьена Тринлея Дордже, поэтому много рассказываю о нём. Здесь много его фотографий и огромный трон, который ожидает XVII Кармапу.

Во время церемонии монахи вынесли большие ящики, из которых торжественно извлекали Чёрные шапки, украшали их и расставляли по залу. Для нас это был важный знак! Пусть в игре, но мы получили Чёрную Корону!

Румтек = 91 = Сознание

Кармапа 17 = 81 = Человек = Оракул = Семёнова

Кармапа семнадцатый = 209 = Вернуть корону = Групповое сознание

Чёрная Корона = 177 = Луч сознания

Мы получили Чёрную Корону = 384 = Посвящение в монастыре Румтек

Ещё раз обращаю твоё внимание, мой дорогой друг, на то, что несколько столетий перерождение Кармапы происходило согласно традиции. Не было нарушений или недоговорённости. Сейчас, когда мы проживаем времена перехода в новое тысячелетие, в новое время, в новое сознание, буддизм так же проживает интересные события. Официально существуют два семнадцатых Кармапы. «17» буква русского алфавита – П – проход, переход!

Там же в Румтеке мы посетили небольшой храм Зелёной Тары. В нём так же шла служба, и зал был полон монахами. Однако жестом они пригласили нас войти, и нам нашлось место. Жаль, что на бумаге не передать великолепие росписей на стенах, красоту и умиротворение Божественных Ликов, смотрящих на тебя, куда бы ты не передвигался. Очень красиво пели монахи. Если бы с непривычки (сидеть на полу) не затекли ноги, можно было бесконечно сидеть и слушать эти завораживающие переливающиеся звуки. Но всё-таки мы туристы и программа определена.

В Румтеке находится Священная Золотая Ступа. Она особо охраняется и находится «под семью замками». Однако никто не запрещает любоваться её красотой, медитировать или просто сидеть рядом. Буддисты и индусы делают перед ней простирания; европейцы, сбившись кучками вокруг экскурсовода слушают истории о её создании и назначении. Мы ходили туда небольшими группами, потому как зал, в котором находится Ступа небольшой. Если бы мы вошли все 33 человека сразу, там не оказалось бы свободного места. Поэтому мы небольшими группами по очереди посещали Храм Тары и зал Ступы.

Здесь мы увидели большую монастырскую библиотеку. Для любого монастыря книги – драгоценность. Чем больше книг хранится в монастыре, тем больше ценности он имеет. Буддисткие тексты – самый большой дар для любого монастыря. Библиотека больше похожа на зал для медитаций. Те же статуи Будды Шакьямуни, Манджиушри, те же алтари, на которых стоят подношения. Только много стеллажей с книгами. Эти тексты или книги отличаются от привычных книг, они больше напоминают узкие блокноты, связанные между двумя дощечками.

Ещё Румтек знаменит своими танцами масок во время ряда праздников. Это Друпчен, он проходит в мае-июне и Гутор Чаам, в феврале-марте. Видимо поэтому в монастыре очень большой внутренний двор, который ещё раз подчёркивает масштабность и важность этого места. Нам не посчастливилось увидеть этого, но приветливые и улыбающиеся чистой искренней улыбкой лица монахов, навсегда останутся в памяти.

Уходя из монастыря мы уносили в своих сердцах необычайную теплоту и сказочную красоту этого места. Именно здесь хотелось купить что-нибудь буддистское. Мою коллекцию сувениров пополнила фигурка Зелёной Тары, ваджра, колокольчик и фотография в чёрной шляпе, которую я примерила в торговом лотке.

Рядом со стоянкой машин небольшая закусочная. Мы остановились и поджидали, когда все соберутся. Вдруг откуда-то принесли маленького забавного щенка. Белая собака, как символ любви преданности и открытого сердца была знаком всей нашей поездки. Если помнишь 3 мая был день Белой Космической Собаки, ради которого мы приехали в Гималаи. Белые собаки часто попадались нам по пути следования группы. Но такая милая забава встретилась впервые. Чудесного белого щенка поставили на стол, прямо перед нами. Было ощущение что его принесли именно для нас. Внучка Любови Владиславовны Настя с удовольствием играла с малышом. Говорят это порода собак издавна живёт в Гималаях и в народе её называют – Нянька. Маленьким детям в люльку холодными ночами, подкладывают таких собачек, чтобы те согревали детей своим теплом. Вот потому и нянька! Какое доверие и любовь в этих отношениях собаки и человека!

Монастырь Румтек быстро скрылся за поворотом, крутые горные дороги вели нас дальше. Каждый раз думалось, лучше того что мы видели уже не будет. Но каждый день дарил новые открытия и восхищения. Так и сейчас, ещё находясь под впечатлением красочного Румтека, вскоре мы выходили из машин и поднимались к вратам новых впечатлений. Неважно как расположен монастырь на вершине или на склоне горы, он всегда великолепен со стороны.

Войдя во врата мы увидели такой же большой внутренний двор как в Румтеке, только он был разчерчен белой краской на большие квадраты. Оказалось, что это монастырь-школа и здесь обучаются дети. Однако мы попали в период каникул и сейчас в монастыре тихо и пусто. К храму ведёт широка лестница, которая расходится в разные стороны, а на площадке изображена чудесная картина. Издалека казалось что Дед Мороз раздаёт подарки. Я произнесла это вслух. Инесса улыбнулась и поправила: «Это Будда Долголетия!». Тут мы все в один голос сказали: «Точно Дед Мороз!». Посмотри сам: цвет одежды, белая борода, лукавый прищур глаз и подарки, которые он с удольствием дарит всем. Нашему Деду тоже о-очень много лет! Единственное отличие – происходит это не зимой. Все с превеликим удовольствием приняли дары от Будды Долголетия, что осталось в памяти и на фотографиях.

С верхней площадки храма открывался красивый вид на окрестные горы. День клонился к вечеру, солнце вот вот спрячется за гору, причудливые облака рисовали узоры на небе. Любовь Владиславовна увидела на небе распустившийся белоснежно-облачный лотос, который мы рассматривали пока наши головы не устали смотреть вверх. Ведь это тоже знак!

Наш путь назад к машинам проходил через линию магазинчиков, в которых продавалась национальная одежда и футболки с колоритными буддисткими символами. Как можно пройти мимо?! Мы весело примеряли разноцветные платья, некоторые их даже купили. Мы часто покупаем в разных странах национальную одежду. Каждый год 25 июля, на Майянский Новый год, в Чернево устраиваем Хоровод Мира. Когда все одевают разные наряды, есть что вспомнить, о чём рассказать. Я купила синее платье, как подарок Синего дня, а шапочку только примерила в магазине. Шапочка оказалась жёсткой и непривычной для нашей головы, но не примерить её было бы невозможно!

Вернувшись в отель все поспешили в уютный ресторанчик, сегодня праздник – у двух членов нашей группы день рождения! А это уже акцент на день рождения. Примечательно то, что это мужчина и женщина, значит акцент на соединение и единство. День закончился весёлым праздником с песнями, танцами и подарками.

Акцент на день рождения = 259 = Просвещённое единство

Восьмого мая акцент на день рождения = 423 = Чёрная корона — энергетическое поле

День рождения в Сиккиме = 251 = Монастырь Румтек = Школа Любы Семёновой

Новое рождение в Луче сознания = 326 = Синий шарф гуру Падмасамбхавы = Что такое «Школа Звёздных Врат»?

Посвящение нового рождения = 333

Поскольку число 333 является главным в нашей поездке, я предложила проиграть новое рождение на каждом участнике, т. е. к своему полному коду добавить слово «новая» или «новый». У всех получились очень интересные расчёты. Личные расчёты приводить не буду, а групповые посмотри.

Новая Школа Любы Семёновой = 319 = Единство Любви, Мудрости, Воли

Новая Школа Звёздных Врат = 278 = Золотая Ступа Румтека = Это связь с Гималаями

Новое рождение сознания = 258 = Преодоление самого себя = Это невидимая работа ума= Наша сила в Единстве Мысли!

А ты, мой дорогой друг, готов к рождению нового сознания, к пониманию мира через число, знак, чувство? Или ты по-прежнему не понимаешь, как всё связано в этом мире и нет ничего случайного, плохого или неправильного. Есть удивительный, совершенный, многообразный мир, который не прячет ничего. Он раскрывает свои объятия навстречу тому, кто готов открыть глаза и увидеть его красоту! Вперёд, мой друг, навстречу новому рождению!