Главное меню

Мы в Facebook

Дорогие друзья!

 У вас появилась уникальная возможность купить книги Л. Семёновой «От Озириса до Деда Мороза» и «Звёздные Врата 11:11».


Подробнее...

 Существует сонмище так называемых эзотерических школ. Все они относительно новы и возникли за последние шестьдесят лет. Я не имею в виду вечно сущей Эзотерической Школы, которая действует во всех уголках мира, не нося никакого названия, не будучи представлена никакой экзотерической организацией и не имея никаких признанных лидеров. Эта единая подлинная Эзотерическая Школа извечно утоляла надобность ищущих, которые – на протяжение веков – добивались входа в Мистерии и получали допуск после выполнения требований. Я имею в виду многочисленные мистические, метафизические, теософские, розенкрейцерские и оккультные ордена, которые расплодились повсюду. Эти организации состоят из групп людей с возвышенным духовным намерением, оживотворенных великим устремлением и собравшихся вокруг наставника и тела учения. Наставник снабжает их своей личной интерпретацией стандартной оккультной информации, подчеркивает надобность выработки сообразного характера и чистоты, указывает необходимость вступления на Путь и (обычно) играет для них роль высшего, решающего авторитета.

На данном этапе истории эзотеризма была выполнена серьезная подготовительная работа. Вниманию широкой публики была представлена природа тайной доктрины, эзотерического учения и внутреннего правительства мира. Факт существования Учителей Мудрости – работающих в планетарной Иерархии под водительством Христа – был широко представлен в терминах, как ортодоксальной теософии, так и индусской метафизической мысли, да и в христианской терминологии. Было передано обилие знаний. Сложные процессы божественного творения и последующей манифестации Бога вызывают изрядную ментальную стимуляцию и ментальное раскрытие, но подчас не приносят реального понимания. Эзотерические школы как раз и способствуют росту понимания. С пользой для дела распространяются элементарные правила, в первую очередь очищения эмоциональной природы, природы желания; исчерпывающе обсуждается все множество планов, творческих огней и дифференциаций субстанции, а также различные семиричности, обусловливающие жизнь, сознание и форму. Ничто из этого к эзотерическому учению не относится.

Преданность Учителям прививается, но представляют Их неадекватно. Сообщают, будто Учителя особенно заинтересованы в наставнике группы, а личным друзьям наставника часто говорят, будто Учитель принял их во внутренний круг Своих учеников. Таким образом, практически во всех группах без исключения создается сплоченное ядро из преданных приверженцев наставника; от этих приверженцев ожидается безусловное послушание наставнику и повелениям Учителя, предположительно передаваемым через наставника в нарушение оккультного закона, что никакой Учитель никогда не дает повелений и не ждет послушания. Средняя эзотерическая группа наших дней является замкнутой организацией с ограниченным доступом новых членов, питающей нездоровое чувство таинственности и представляющей лишь те полуправды, что служат одной цели – подтвердить существование реального.

Стало быть, ни одной настоящей эзотерической школы еще не появилось. Возникновение таких школ является пока объектом надежды, хотя и достаточно крепкой, когда уже можно готовиться к их появлению. Вышесказанное не является обвинением в адрес верного, но не вдохновенного служения. Учащимся следует признать, что школы, которые им известны, являются лишь подготовительными. У них немало недостатков, проистекающих из слабостей и достоинств наставника-создателя, поэтому они окрашены личностным упором, требуют лояльности и неверно прилагают и толкуют учение. Все же они – полезные вехи на пути к будущему.

Время для манифестации настоящих эзотерических школ еще не созрело. Человечество не готово. Между тем есть уже достаточно познающих мужчин и женщин, чтобы гарантировать формирование более продвинутых школ тренинга. Последние заложат основу для будущих школ, которые появятся по Закону Эволюции. Эзотерические школы не составляют исключения в эволюционном процессе и всегда появляются по запросам человека, чье ментальное развитие их требует. Ближайшие семьдесят лет засвидетельствуют их учреждение. Те, что функционируют сейчас, могут начинать уборку дома, отбрасывать несущественное и выявлять по-настоящему оккультные истины, тем самым ясно провидя назначение эзотерического тренинга. Этого они еще не делали. Должна быть осознана дисциплина, которой неофиту придется в будущем повиноваться; должны излагаться верные методики, которые придется поднять на более высокий уровень, чем ныне. Учение следует очистить от его теперешних теологической направленности и автократических наслоений. Уйма оккультных школ, внутренних школ и разных эзотерических секций изрядно повинны в подобных догматических установках.

Позднее появятся и наставники, правильно понимающие духовную природу авторитета. Последний будет основываться не на притязаниях и тайне, а на жизни, проживаемой согласно с высшими идеалами, на учении, которое будет вызывать уважение и интуитивный отклик ученика. Наставник будущего будет просто указывать Дорогу, идти по Дороге вместе с учеником и настаивать на древних правилах, но толкуемых по-новому. Он больше не будет стоять (как это нередко бывает в наши дни) между группой и светом или между стремящимся и Учителем.

Подобные подготовительные школы уже в процессе формирования, и учреждение Школы Арканов в 1923 г. было частью этого духовного усилия. Из таких школ в начале следующего столетия и возникнут первые из настоящих Школ Посвящения.

Вплоть до наших дней так называемые эзотерические школы имели дело со стремящимися на Пути Послушничества, или Очищения. Формирующиеся ныне школы, такие как Школа Арканов, занимаются тренингом учеников и подготовкой их ко вступлению на Путь Ученичества, чтобы они – позднее – входили в прямой контакт с Учителями. Новые школы, которые появятся в следующем столетии, будут готовить учеников к прохождению Пути Посвящения.

Таково совместное многоступенчатое усилие, за которое ответственны Учителя. Школы, формирующиеся ныне для тренинга учеников, являются промежуточным звеном и предназначены для того, чтобы ликвидировать разрыв между экзотерическими школами прошлого и настоящими эзотерическими школами, которые появятся позднее. Приведенные факты можно обобщить следующим образом:

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ПРОШЛОМ

Это школы, с которыми мы лучше всего знакомы, такие как внутренние школы многих теософских групп, розенкрейцерские ордена, бесчисленные мистические и метафизические организации. Они экзотерические по своей природе, но полезны для пробуждения интереса публики. Они сообщают немало полезной информации о трех мирах человеческой эволюции: физическом, эмоциональном и ментальном. Несомненно, они предназначены для неофитов на Пути Послушничества. Практикуют они сердечное приближение к Богу.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ НАСТОЯЩЕГО  (P. S. Начало прошлого века)

Школы, формирующиеся ныне, несут больше эзотерического знания; последнее проверяется и прилагается. Многое остается теоретическим, но теория всегда должна предшествовать практике. Эти школы углубляют учение по сравнению с предыдущими, раздвигая его от трех миров до сферы души. Они имеют дело с миром оккультных ценностей и ментальны по природе, делая упор на знании Бога, а не просто на чувстве, остающемся после ощущения божественности. Старые школы в лучшем случае добивались интеграции личности и позволяли на опыте воспринимать сущностный дуализм мистика. Новые школы метят на более высокое слияние: слияние интегрированной личности с душой. Они открывают, что за дуализмом мистика (необходимой ступенью) стоит оккультный факт тождества с божественным.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В БУДУЩЕМ  (P. S. Наше время)

Эти школы станут по-настоящему эзотерическими, ибо человечество будет тогда готово. Будет пробуждаться и тренироваться более высокое сознание ученика. Последнего будут учить работать сознательно на духовных уровнях и действовать как душа в трех мирах человеческой эволюции посредством высокоразвитой личности. Учеников будут готовить к посвящению, а посвященных – к более высоким, главным посвящениям. Упор будет делаться на правильном обращении с энергиями и силами, на мудрости как результате прилагаемого знания, и на работе и планах Иерархии. Будет развиваться интуиция и происходить еще более высокое слияние – между духовным человеком и универсальным Единым.

Разделим то, что я хочу рассказать о школах, на следующие разделы:

1. Некоторые определения эзотеризма.

2. Как формируется эзотерическая школа.

3. Фундаментальные истины, преподаваемые в новых школах.

Изучение тематики позволит узнать, что такое эзотерическое учение, и поможет нам работать, как эзотерики, проходя необходимый тренинг и обучаясь безошибочно идти по ДОРОГЕ. Лидеры и наставники нынешних так называемых эзотерических школ обязаны видеть факты, какими бы горькими те ни были. Если они честны и искренни, то будут делать это с охотой, приспосабливаясь к требованиям времени; они будут правильно оценивать свое место на лестнице эволюции и решать, куда направлять усилие. Ничто не может остановить осуществления иерархических планов, обозначенных выше. У тех же, кто не может взглянуть на себя со стороны и правильно оценить свою работу, школы распадутся – именно это и наблюдается сегодня повсеместно. А те, кто способен уразуметь ситуацию и провидеть будущее, будут двигаться вперед, добиваясь возрастающей полезности, жизненно важной перестройки и более эффективного служения.

I. НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЗОТЕРИЗМА

Слова «эзотерический» и «оккультный» означают «то, что скрыто». Они обозначают то, что стоит за внешней видимостью и указывает на причины, которые производят явления и следствия; они связаны с тонким миром энергий и сил, которые все внешние формы вуалируют и скрывают. Они имеют дело с тем, что необходимо узнать, прежде чем может быть развито посвященное сознание.

Упор в прошлом делался на субъективных, но все же материальных силах (скрытых внутри человеческого существа), а часто и на психических способностях, таких как ясновидение и яснослышание, которые человек разделяет с животными. В старых школах огромное внимание уделялось физической чистоте и очищению форм, посредством которых должна делаться явственной душа. Такое очищение по природе своей не эзотерическое и не является признаком эзотерического, или духовного раскрытия. Это всего лишь чрезвычайно необходимый предварительный этап, ибо пока очищение не произведено, более серьезная работа невозможна. Физические дисциплины необходимы, полезны и должны соблюдаться во всех школах для начинающих. С их помощью неофит вырабатывает привычки к чистоте и выстраивает тип тела, необходимый ученику, приступающему к настоящей эзотерической работе.

Подобный элементарный тренинг позволяет неофиту сдвигать свое сознание с осязаемого мира повседневной жизни в тонкие миры личностных сил. Он становится осведомленным об энергиях, с которыми должен иметь дело, смутно ощущает, чтó за ними стоит, – душу в ее собственном мире, Царстве Божьем.

Новые школы занимаются более глубокими эзотерическими ценностями. Они тренируют ученика работать как душа в трех мирах, готовят его работать в группе Учителя, как давший обет ученик. Большинство школ, принадлежащих к старому порядку, игнорировали этап интеграции личности и обретения знания жизни в трех мирах, в коем новичок должен наставляться. Вместо того они рисовали новичку соблазнительную картину контакта с Учителем и группой Учителя, прежде даже, чем он становился координированным, когда он едва ли заслуживал эпитета «познающий», и до того как он устанавливал контакт с душой. Упор делался и делается на преданности: преданности наставнику в центре группы, преданности истинам, провозглашаемым наставником, преданности Учителю плюс на твердой решимости новичка заслужить титул «ученика» и иметь когда-нибудь возможность сказать: «Я знаю такого-то или такого-то Учителя». В то же время новичку не дают подлинного представления об ученичестве и соответствующих ответственностях. Новые формирующиеся ныне школы дают учащимся совершенно другие идеи и практикуют совершенно иные техники тренинга.

1. Эзотерическая школа – это школа, где обучают устанавливать связь между душой, духовным человеком и личностью. Вот главная линия приближения для учащегося, контакт с душой становится его первым великим предприятием. Он узнает себя и старается работать как сознательная душа, а не просто как активная личность. Он учится контролировать и направлять свою низшую природу, понимая ее состав, изливать через нее свет, любовь и могущество души. Через выравнивание, концентрацию и медитацию он устанавливает постоянный контакт со своим внутренним духовным существом и приближается к тому, чтобы стать полезным служителем человечества.

2. Эзотерическая школа – это продолжение в физическом внешнем мире внутренней группы, или Ашрама Учителя. Как индивидуального ученика учат рассматривать себя как канал для души и аванпост сознания Учителя, так настоящая эзотерическая школа является аванпостом субъективной духовной группы, или Ашрама, обусловливаемой и впечатляемой Учителем, как ученик обусловливается и впечатляется своей душой. Такая группа, стало быть, находится в непосредственных отношениях с Иерархией.

3. Настоящая эзотерическая школа работает на четырех уровнях служения и накопления опыта. Это позволяет ученику осуществлять всесторонний подход к человечеству, используя всю свою оснащенность. В настоящих духовных школах, санкционируемых и поддерживаемых Учителями, обучают служению человечеству, а не необходимости для ученика быть в контакте с Учителем, как это имеет место в большинстве эзотерических школ старого порядка. Контакт с Учителем зависит от меры и качества служения ученика своим ближним. Это обстоятельство часто упускается из виду наставниками, делающими упор на личных достижениях индивидуума и индивидуальном совершенствовании. Новые, формирующиеся сейчас школы учат людей утолять мировую нужду и духовно служить на следующих четырех уровнях сознательной деятельности:

А). На уровне внешнего  мира.  Ученика учат  жить нормально, практично, продуктивно и духовно в повседневном мире. Он отнюдь не сумасброд и не блаженный.

Б). На уровне мира смысла. Ученика учат, почему и с какой стати имеют место такие-то происшествия и обстоятельства – как индивидуальные, так и универсальные. Стало быть, его учат действовать как интерпретатор событий и носитель света.

В). На уровне души в ее собственном  мире.  Это превращает ученика в канал божественной любви, поскольку природа души есть любовь. Он исцеляет и несет в мир вдохновение.

Г). На уровне Ашрама, или группы Учителя. Его учат сотрудничать с иерархическим планом по мере того, как последний постепенно ему открывается, и приходить к знанию, которое позволяет управлять некоторыми энергиями, вызывающими мировые события. Он, стало быть, выполняет цели внутренней группы, к коей причастен. Вдохновляемый Учителем и Его коллективом действующих учеников и посвященных, он несет человечеству конкретное знание об Иерархии.

4. Эзотерическая школа тренирует ученика в групповой работе. Он учится отбрасывать личные планы в пользу групповой цели – всегда направленной на служение человечеству и Иерархии. Он втягивается в групповую деятельность и – не теряя ничего от своей индивидуализированной, особой подлинности – становится преданным исполнителем Плана, не задумываясь о своем отдельном «я», обусловливающим его мышление.

5. Эзотерическая школа не зиждется на авторитете или требованиях признания и послушания со стороны наставника. Она не базируется на притязаниях некоего, как правило, заурядного лица на то, что он посвященный и по своему статусу уполномочен изрекать догматические установки. Единственным признанным полномочием обладает сама истина, интуитивно воспринимаемая и подвергаемая ментальному анализу и толкованию ученика. Ученик, который (работая под началом одного из Учителей) учреждает эзотерическую школу, не имеет абсолютно никаких полномочий, кроме полномочия жить жизнью, как можно более близкой к истине, которую он несет группе. Послушание, практикуемое в его группе учащихся, есть не что иное, как признание взаимно скрепляющей ответственности, совместной преданности групповым намерению и цели, указываемым групповым лидером в виде предложения, а не повеления. Авторитетные заявления, исходящие от наставника группы, любые с его стороны требования признания или требования беспрекословного послушания и верности от своих последователей свидетельствуют о нем, как о начинающем, простом стремящемся – с добрыми намерениями и побуждениями. Они показывают, что он не ученик, которому поручена работа Иерархии.

6. Эзотерическая группа – это группа, где внимание акцентируется на целостном развитии ученика. Укрепление характера и бескорыстное устремление считаются наличествующими, но не ставится особого упора на обычных добродетелях, или на чистоте во внешней жизни, или на доброте, приятном нраве и свободе от самоутверждения. Эти качества полагаются базовыми, в какой-то мере присущими, но дальнейшее их развитие рассматривается как личная проблема ученика, а не проблема наставника и группы. Ментальное развитие подчеркивается, чтобы ученик имел познающий, аналитический (а не критический) ум и обладал богатой и слаженной ментальной оснасткой. Голова и сердце полагаются одинаково значимыми и равно божественными. Именно с состояниями сознания людей повсеместно, независимо от их положения, расы и национальности, работает Иерархия. Учеников тренируют работать так, чтобы в конечном счете они сами становились Учителями Мудрости. Этого они добиваются, преодолевая все трудности и препятствия могуществом собственной души. Тем самым они отпускают одного из Учителей, активно действующих в мире, для иной, более высокой работы.

7. Эзотерическая школа, стало быть, является посредницей, благодаря которой жизненный фокус ученика утверждается в душе: ни физический, ни эмоциональный, ни ментальный миры не являются для него главными сферами активности. Для него они – просто поле служения, а личность его становится тем, через что служит его душа. Он учится работать исключительно с духовных уровней, сознание его стабильно центрируется в душе и в Ашраме Учителя. Эзотерическая школа наставляет, как этого добиваться, как устанавливать контакт со своей душой, жить как душа, распознавать Учителя и работать в группе Учителя. Он изучает методики, помогающие регистрировать впечатления от Учителя, отзываться на групповое намерение и тем самым становиться все более чувствительным к Плану, с которым Учитель или Ашрам дали обет сотрудничать. Его наставляют, как действовать, чтобы поднимать сознание расы; он это делает осознанно, непосредственно используя свой тренированный ум, свою контролируемую эмоциональную природу и свой отзывчивый мозг. Он становится мастером, исполняя трудную двойственную роль ученика – жить как душа в повседневном мире и сознательно сотрудничать с Иерархией.

Существует и вереница других определений эзотерической школы, но я избрала наиболее простые, те, что следует уяснить прежде всего, если есть желание верно прогрессировать. Шаг за шагом ученика ведут вперед по Пути, пока не наступает время, когда он готов к тем большим расширениям сознания, которые мы называем «Посвящениями». Тогда он начинает сознательно торить Путь Посвящения, с которым эзотерические школы будущего будут знакомить широкую публику.

Этим-то и занята Школа Арканов, – исполнением данных семи требований, предъявляемых ко всем эзотерическим школам. Она не занимается, да и не занималась подготовкой учеников к посвящению. Она пытается тренировать учащихся устанавливать предварительные контакты и работать как настоящие служители в мире. Сегодня (P.S. данная работа писалась в средине прошлого века) не существует истинной эзотерической школы, осуществляющей тренинг на посвящение. Те, кто такое утверждает, морочат общественность. Тренинг на жизнь ученичества в академическом понимании может проводиться. Тренинг на жизнь посвященного еще должен разрабатываться индивидуально, через касания в мире духовного бытия.

II. КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Эзотерическая школа формируется не потому, что Учитель приказывает ученику ее сформировать. Ученик, учреждающий подобную школу подготовительного оккультизма, делает это исключительно по собственной воле. Это его конкретная самостоятельная задача. Он с полной отдачей служит в Ашраме Учителя; он знаком с мировой нуждой; он страстно тянется служить и неизменно сознает факт своего ученичества и методы, коим его наставляют и ведут вперед по Пути. Итак, он, сознательный работник, отлично осведомленный о долге ученика, соприкасающийся со своей душой и все яснее ощущающий исходящие от Учителя впечатления. Обычно он не планирует открыть эзотерическую школу; никакая конкретная организация не вырисовывается у него в голове. Просто он страстно желает утолить нависшую нужду. Благодаря тому, что он имеет контакт со своей душой и – в случае более продвинутых учеников – находится в контакте с Учителем и Ашрамом, его повседневная жизнь становится магнетической, лучистой и динамической, таким образом, он притягивает к себе тех, кому может помочь, собирая их вокруг себя.

Он становится центральной точкой жизни в живом организме, а не главой организации. Вот разница между работой исполненного благих намерений стремящегося и тренированного ученика. Мир кишит организациями во главе с лицами, чьи мотивы обычно благие, но чьи методы и подходы к тем, кому они стараются служить, не отличаются от таковых делового мира; они могут построить полезную организацию, но не основать эзотерическую школу. Ученик же становится центром жизненной лучистой группы, которая растет и добивается своего благодаря жизни в центре, развивающейся изнутри наружу; именно сила жизни ученика обеспечивает группе успех, а не система рекламы, претензий, а что до коммерческого успеха, то он приходит редко (если вообще приходит).

Люди отзываются на звучащую ноту и на преподносимые истины, и влияние группы постоянно возрастает, пока ученик не обнаруживает себя ответственным за группу стремящихся. Мерой его контакта с душой, чувствительного отклика на пожелания Учителя и на впечатления, получаемые от Ашрама, к коему он причастен, определяются крепость и полезность группы, с которой он работает. Мало-помалу он собирает вокруг себя тех, кто может помогать в преподавании, и от мудрости его и различения при подборе помощников зависит в основном успех его служения. Авторитет в группе или среди помощников зиждется только на его большем знании, мудрости и свете; они делают его непоколебимой точкой могущества, о которую меньшие интерпретации и методы разбиваются и отпадают. Он наставляет определенным неизменным оккультным принципам, которых вся группа учится придерживаться, причем с легкостью и без всякого сопротивления. Это те самые принципы, что вовлекли группу в работу.

Ученик наблюдает за своими помощниками, отслеживая знаки духовного раскрытия, и, когда последние очевидны, побуждает брать на себя ту или иную ответственность. Он живет среди них, как их одноклассник и соученик, пролагая Дорогу вместе с теми, кого надо обучать. Смирение – вот ключевая нота истинного эзотерического лидера, потому как смирение свидетельствует о видении и чувстве пропорции. Последние учат, что с каждым новым шагом в духовной жизни открываются новые этапы, коими надо овладеть. Разница между тренированным учеником и начинающим состоит в том, что последний обладает меньшим видением и склонен считать дорогу более легкой, чем она есть на самом деле. Он себя переоценивает. Ученик же обладает дальним видением и знает, как много придется сделать, чтобы видение стало реальностью.

Эзотерические школы можно разделить на множество категорий в зависимости от точки развития наставника. Именно подсознательное разумение сего факта подталкивает посредственного лидера рекламировать свою работу и привлекать внимание к своим усилиям громкими, шумными притязаниями, претензиями на знакомство с Учителем, а то и со всей Иерархией, тем самым, требуя признания. Все это показывает начинающего, которому нужно усвоить, что истинная эзотерическая школа всегда учреждается учеником и что она является его попыткой служения, а не полем выражения Учителя. Ученик – не Учитель – единственный, кто ответствен за успех или провал школы. Учителя не ответственны за школы, которые сейчас существуют или в процессе формирования. Они не вырабатывают политики и не ставят задач. В каком объеме ученик-лидер сознательно и смиренно контактирует с Учителем и Его ашрамом, в таком могущество внутренней группы изливается через школу; оно являет себя как духовный свет и мудрость, а не принимает форму конкретного наставления, повеления или приказания и не переносит ответственности с лидера на Учителя.

Ученик сам принимает решения, тренирует собственных помощников, провозглашает собственную политику, интерпретирует Вневременную Мудрость сообразно свету, который в нем, и присматривает за тренингом учащихся. Чем более продвинут ученик, тем меньше он распространяется о своем Учителе и тем яснее указывает дорогу к Иерархии; его акцент – на индивидуальной ответственности и на фундаментальных оккультных принципах.

Современные школы можно разделить на три группы:

1. Имеется без счета так называемых эзотерических школ, которые учреждены стремящимися. Последние усиливаются помогать своим собратьям, движимые любовью к преподаванию, определенной мерой любви к человечеству и некоторой личной амбицией. Их методы экзотерические; они предлагают тренинг, основанный на том, что уже известно и выдано, не обучая ничему новому, на какие бы степени ни дозировалось и в какую бы тайну ни обряжалось излагаемое ими. Они применяют стандартные книги по оккультизму или компилируют собственные учебники из уже написанных, часто подбирая зрелищные, маловажные детали и опуская то, что является духовным и существенным. Они, так или иначе, рекламируют свою школу, нередко упирая на коммерческую сторону дела. Они требуют послушания и относятся с неодобрением и критицизмом к другим школам, настаивая на беспрекословной приверженности лидеру и лояльности к его интерпретации истины. Такие школы ведут полезную работу в массах, знакомя с фактом существования Учителей, тайной доктрины и нынешней благой возможности духовного развития. Они занимают определенное место в плане Иерархии, но это не эзотерические школы, а лидеры их – не ученики; они стремящиеся на Пути Послушничества, не очень-то и продвинутые.

2. Существует также определенное количество эзотерических школ, учрежденных учениками, которые, силясь помогать своей группе, учатся преподавать и служить. Таких школ мало по сравнению с вышеописанными, и они гораздо малочисленней, потому что лидер строже придерживается оккультных правил и старается соответствовать духовным требованиям. Он пытается учить смиренно, без всяких претензий; он осведомлен, что сам он медленно приближается к знанию души и что контакты его с Учителем пока весьма нечасты. Обычно он пользуется академическими и теологическими подходами в изложении истины, но не навязывает своего личного авторитета. Его влияние и излучение пока не очень могучи, но Учитель за ним пристально наблюдает, поскольку потенциально он ценный сотрудник и можно не сомневаться, что он учится – обычно на своих ошибках. Достучаться ему под силу до гораздо меньшего числа людей, чем первая, шумная группа, но он осуществляет более подходящий тренинг и вводит начинающих в устои Вневременной Мудрости. Его работа – средняя между работой формирующихся ныне групп и той, что свойственна старым группам.

3. Наконец, в наше время появляются новые эзотерические школы. Они учреждаются более продвинутыми учениками. Так и должно быть, поскольку задача их значительно сложнее и включает издание настолько чистой ноты, что четко проступает отличие нового от старого и уясняются новые истины и интерпретации. Новые, более продвинутые представления базируются на старых истинах, но интерпретируются по-иному, что вызывает антагонизм старых школ. У этих более продвинутых учеников более сильное излучение и намного более широкое влияние, а работа их приобретает всемирный размах. Она не только вызывает антагонизм и отвергается группами старой формации, но и вызывает отклик у многих их учащихся, которые переросли старые методы, жаждут нового подхода к Богу и готовы к более духовному пути. Они становятся фокусами духовной деятельности в составе старых групп и в своем окружении. Что приводит к трем результатам:

а. Старые группы отвергают тех, кто отзывается на новое эзотерическое учение, исключая их из групп.

б. Новые школы начинают оформляться после такого отвержения в ответ на учение, проповедуемое могущественным и незаинтересованным учеником.

в. Общество замечает новое движение, и возникает повсеместный интерес к тому, что эзотерично и связано с Иерархией.

Ученики, которым доверено трудное дело учреждения новых школ, технически известны как мировые ученики. Их влияние распространяется во всех направлениях, подрывая и разрушая старые школы, таким образом, отпуская тех, кто готов к новейшим учениям; создавая новые школы, средние между старыми и будущими Школами Посвящения; впечатляя сознание людей повсюду; расширяя кругозор общества и представляя человечеству новые концепции и свежие благие возможности. Такое и происходит сегодня. Посему вопрошающим придется научиться различать работу исполненного хороших намерений стремящегося, основывающего школу эзотеризма для начинающих, работу ученика, который учится быть наставником, и работу мирового ученика, распахивающего старые пути и учреждающего новые, более пригодные методы наставления оккультным истинам. Школа Арканов – часть последнего всемирного предприятия.

Имеются также отлично известные и бьющие на эффект суррогатные школы, которые влекут непознающих и любопытных; по счастью, у них очень короткий цикл влияния. Они приносят кучу временного вреда, поскольку искажают учение и дают ложные представления об Учителях и Пути, но в перспективе могущество их практически равно нулю. Первые три типа школ делают доброе дело, утоляя нужды тех, кто отзывается на их ноту. Старые школы все же умирают; те, что относятся ко второй группе, будут действовать долго, давая элементарные наставления и тренируя учеников в методах работы и служения. Последние школы новейшего типа будут усиливаться в могуществе и готовить учеников Нового Века для будущих Школ Посвящения.

III. ИСТИНЫ, ПРЕПОДАВАЕМЫЕ В ПОДЛИННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Следует отметить, что многие истины, сообщавшиеся до сих пор под видом «эзотерических», либо таковыми не являлись, либо стали сейчас чисто экзотерическими. Эзотерические истины прошлого – это экзотерические фундаментальные истины настоящего. За последнее столетие эзотерические доктрины и тайное учение Вневременной Мудрости – часто дававшиеся публике при условии сохранения тайны – стали публичным достоянием. Природа человека, преподававшаяся в мистериальных школах, вошла – под другими названиями – в современную психологию. Тайны астрального, эфирного, ментального тел раскрываются сейчас в университетах, на психологических курсах, где разбирают жизнеспособность человеческого существа, его эмоциональную природу и ум. Существование Учителей хранилось в строжайшей тайне; ныне оно обсуждается разными общественными течениями во всех больших городах. Способы и техники медитации глубоко таились, публике внушали, что подобные учения опасны; сегодня они разлетелись во все стороны, и бездна людей во всем мире медитируют, выравниваются и приходят к контакту и знанию души.

Истина также завешивалась и скрывалась гигантским объемом второстепенных учений, которые уводили в сторону интересы вопрошающего, отягощая его внимание значением, приписываемым феноменам. Позы, древние формулы, слова и мантры, дыхательные упражнения, таинственные намеки относительно вознесения огней кундалини, пробуждение центров и прочие соблазнительные аспекты вторичного оккультизма заставляли людей упускать из виду тот факт, что все они большей частью, относясь к сфере феноменов, связаны с физическим телом, его правильным выравниванием, оживотворением и энергетизацией, и что они имеют дело со следствиями, а не с сущностными причинами следствий. Все феноменальные результаты демонстрируются нормально, безопасно, надежно и автоматически, когда внутренний – эмоциональный и ментальный – человек сопряжен с духовным миром и начинает действовать как духовное существо. Такой вторичный подход к истине сильно вредит делу реального оккультизма и вводит в заблуждение лучшие умы в духовной сфере.

В формирующихся ныне школах упор ставится на душевной осведомленности, духовном знании и понимании высших сил, прямом – из первых рук – знании духовной Иерархии, управляющей жизнью планеты, постижении (последовательно возрастающем) божественной природы и Плана, который, согласно воле Бога, все полнее обусловливает происходящее в мире. Изучаются законы, управляющие индивидуумом, человечеством и царствами природы, и вся Наука Отношений (как она вырисовывается в нашем развивающемся мире) вызывает практический интерес ученика. По мере установления им правильных отношений с собой, с миром духовного бытия в мире человеческой жизни и со всеми формами божественной жизни, автоматически имеет место пробуждение его собственной природы, центры его становятся живыми источниками духовного могущества, и все его естество втягивается в ритмическую деятельность и становится полезным. Все это происходит в результате правильной настройки на Бога и человека, раскрывающегося понимания божественной цели и знания различных научных техник и законов, обусловливающих все феномены, включая человека.

Я хочу, чтобы это стало ясным. Школа Арканов, будучи одной из новейших промежуточных школ, имеет дело с обыкновенными устоями тайной доктрины, но только как с фундаментом нового раскрывающегося учения. Дыхательные упражнения даются лишь после нескольких лет работы, никакого упора на их значимости не делается, поскольку правильное дыхание (в эзотерическом понимании) зависит не от контроля за легкими и дыхательным аппаратом, а от верной ориентации и ритмической настройки жизни на духовный порядок и обстоятельства.

Психология внутреннего человека, обусловливающего центры жизненного тела, также изучается; упор, однако, делается на психологическом аспекте, а не на центрах; последние функционируют правильно, если мышление здраво и человек успешно живет двойственной жизнью ученика, выказывая надлежащее отношение к миру душ и к Иерархии и подобающее отношения со своими собратьями в каждодневной жизни.

После предварительного введения в общие основы и периода осмысления того объема понимания, которым обладает учащийся, плюс некоторых базовых наставлений о природе медитации, в новых школах преподают следующие предметы:

1. Наука Передачи Впечатлений. Учащийся обучается быть чувствительным к «впечатлениям», приходящим от его собственной души, а позднее – от Учителя и Ашрама. Он обучается правильно интерпретировать эти впечатления посредством своего тренированного просветленного ума; он учится отличать то, что исходит от его собственной подсознательной природы, от того, что телепатически принимается из мира мысли и исходит от умов других людей, и от того, что приходит из мира духовного бытия.

2. Наука Единения. Благодаря ей ученик обучается интеграции и координации, контакту и слиянию души с личностью, а позднее – устанавливать прямые отношения между наивысшим духовным аспектом и своим личным «я». Это и есть методичный процесс устойчивого раскрытия сознания, готовящий учащегося извлекать пользу из учений, которые будут даваться в Школах Посвящения. Природа посвящения, как выражение больших расширений сознания и результат самостоятельных интеграций, также изучается.

3. Природа Иерархии. Он узнает, что с Иерархией могут непосредственно соприкасаться и узнавать ее те, кто проходит необходимый тренинг и повинуется дисциплине. Последняя должна налагаться самим учеником и приспосабливаться к его природе и точке развития. Обсуждаются различные ранги в Иерархии, преподается природа предстоящих посвящений и изучается работа Христа как Главы Иерархии. Таким образом, ученик получает ясное представление о внутренней группе, каковая и является его целью.

4. Наука Медитации. Ученик постепенно овладевает медитацией с ее разными стадиями (выравниванием, концентрацией, медитацией, созерцанием, просветлением и вдохновением) и, благодаря ей, обучается правильному использованию ума, правильному контролю над мыслью и правильной интерпретации всех духовных феноменов. Он уясняет смысл просветления с его семью стадиями и начинает (все более эффективно) жить вдохновенной жизнь Сына Божьего.

5. Законы Духовного Мира изучаются, и ученик учится прилагать эти законы к себе, к событиям, к миру и к человечеству. Они в числе многих других включают:

а. Закон Причины и Следствия;

б. Закон Возрождения;

в. Закон Эволюции;

г. Закон Здоровья.

Эти законы касаются обнаружения мира духовных ценностей и импульсов через посредство мира материальных феноменов.

6. План, хранителем которого является Иерархия и который лежит в основе всего, что происходит на планете, продвигая божественную цель, преподносится вниманию учащихся; изучается его работа в прошлом, доведшая человечество до нынешней точки развития. Происшествия нашего времени интерпретируются в категориях плана Бога и исследуются как прелюдия к будущему; ближайший шаг вперед вдумчиво осмысливается, и учащийся призывается к активному в нем участию. Позднее, когда ученик становится активной, сознательной частью Иерархии, он знакомится с широкой божественной целью и может, познавая, исполнять ближайшую задачу.

7. Энергии и Силы, являющиеся самой субстанцией творения, должны быть поняты и со временем взяты под контроль. Ученик узнает, что все, выявляющееся на и внутри планеты, есть не что иное, как совокупность сил, создающих формы, и что все есть движение и жизненность. Он начинает с изучения природы сил, делающих его тем, кто он, как человек, есть; затем он учится привлекать более высокую энергию, энергию души, для контроля над силами. Он изучает природу духа, души и материи, обычно называя их жизнью, сознанием и формой или жизнью, качеством и явлением, и так более или менее вникает в природу божественной Троицы и в электрическую природу всех феноменов, включая человеческое существо.

8. Эзотерическая Психология также считается имеющей огромное значение. Это знаменует смещение внимания от более материальных представлений старых школ эзотеризма с упором на планах, материальных и строительных процессах и составе форм. В новых школах упор ставится на природе души в форме и на том созидательном агенте, который работает с материальным миром и в нем. Изучаются семь основных типов людей; исследуются их характеристики плюс их отношение к семи группам, на которые подразделяется Иерархия, и к семи большим Лучам, или Энергиям (эманациям, которые в Библии именуются «семью духами перед престолом Бога»). Итак, синтез всей манифестации становится очевидным, и ясно видится место части внутри целого.

Существует уйма дополнительных курсов, с которыми ученик должен быть в какой-то степени знаком перед вступлением в будущие Школы Посвящения, но вышеуказанные представляют общую программу, по которой будет проходить обучение в новейших школах. Школа Арканов пытается дать общую подготовку в этих фундаментальных основах, чтобы учащийся умел пользоваться обилием литературы и учений, которые появятся до конца столетия.

Прежде всего, учащийся обязан получить общее представление об эзотерическом учении; тогда он узнает, в каком из множества направлений ему, как индивидууму, следовать; он обязан научиться практически прилагать учение, претворяя теорию в практику и демонстрируя для себя необходимость и возможность пребывания в мире смысла. Он распознает взаимосвязь всех событий, индивидуальных, общечеловеческих и планетарных, и почему да отчего случается все, что случается. Приобретая знание эзотерической психологии и овладевая некоторыми техниками медитативного процесса, он может уяснить, на какой ступени лестницы эволюции он находится. Тогда он узнает, каковы его следующий шаг и следующая цель раскрытия; он также узнает, каким должно быть его служение человечеству, и кому он способен помочь.

Он начинает сознательно обучаться в великой школе духовного опыта; в этой школе он, в конце концов, получает ответы на все вопросы и разрешает свои проблемы. Он открывает, что главными предпосылками для успешной эзотерической работы являются терпение, упорство, видение и здравое различающее суждение. Если добавить к ним чувство юмора, открытый ум и отсутствие фанатизма, ученик быстро идет по «Светлой Дороге», как часто называют Путь. В конце он оказывается перед Дверью Посвящения, на которой начертаны слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

e-max.it: your social media marketing partner