Содержание
I. Золотые огни Саратова
Неофициальный гимн Саратова, снискавший ему славу города золотых огней и любви, вышел из фильма «Дело было в Пенькове», являвшимся прообразом «борьбы» Тьмы и Света.
Тема Золотых огней и лучей уходит корнями в древние мистерии и посвящения. Все герои, боги и полубоги шли одним путем – распятие, смерть, воскресение и вознесение. Считается, что именно Золотой Луч готовит к финальному ритуалу Вознесения, которое было и все еще остается главной целью для многих инкарнаций на этой планете.
Золотой Луч ассоциируется с Кристальной энергией, являющейся энергией подъема, сбалансированной мужской / женской энергией (50/50). Считается, что Новая Земля крепко укоренится в сбалансированных Кристальных энергиях. Кристальная энергия – это нулевое поле (недуальность) – апофеоз Вселенской Игры Интеграции Полярностей, частью которой является Мистерия Деда Мороза.
Все чаще звучит, что Храмы Каджурахо и храм Сурии в Конараке – это материализованная в камне энергия Любви, т. е. Кристальная энергия, поступающая из Центра Галактики и хранящаяся в тектонических плитах. Долго бездействовавшие кристальные энергии, сейчас активируются, как часть Космической Инициации в 25 основных точках на планете (таких как Уральские горы, Гималаи, Монголию, Намибию, Санта-Фе в США, Столовую гору в Южной Африке и др.). Годы 2010, 2011 и 2012 – это годы с тройными датами (10.10.10, 11.11.11, 12.12.12) и поэтому, события, связанные с их активацией являются экспоненциально более мощными, чем в предыдущие годы. Каждое из мест концентрации кристальной энергии, спроектировано для получения экстраординарно кодированных энергий, необходимых для Микро и Макро Подъема (Вознесения).
Вознесение – это гармония, которая дает симметричный баланс полярностей, необходимый сейчас планете. Поэтому, Новый Свет – это второе название Кристальной Энергии Новой Земли, представляющее собой сбалансированное взаимодействие мужской и женской энергии, которое приведет цивилизацию на этой планете на следующий уровень нашего развития. Символика Луны и Солнца в Алхимии – Союз двух Начал: мужского (действие) и женского (сохранение).
Золотые лучи/огни неотделимы от Солнца, через образ которого Эхнатон хотел совершить революцию в умах египтян. Введенный им культ Атона вырос из культа бога Солнца Ра. Интересное совпадение, но именно так, Ра, называлась до IV века река Волга, на которой стоит Саратов. «Ра» вписан в название города – СаРАтов. Причем, он не исключение из правил. Другие волжские города тоже имеют Ра в своем корне. Например, СамаРА. Еще интереснее, что если СамаРА стала крупнейшим центром авиа– и ракетостроения, получив статус космической столицы, то СаРАтов занял аналогичные позиции в мирном и военном атоме, став ядерным щитом страны.
Название Саратова еще предстоит изучать. Сегодня существует несколько гипотез о его названии, но точной нет. Даже наиболее распространенная версия, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «Сары тау» или «Жёлтая гора» опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Если продолжать искать ответ в русских, тюркских или в скифско-иранских древних названиях, то его никогда не найдут.
Название близ лежащего города Самара имеет шумерские корни – слово «Самара» можно перевести как «Маленький Шумер», отсюда Самария в Израиле. Саратов тоже укладывается в эту матрицу. Помимо «РА» в корне названия, в названии присутствует «САРА», что на том же языке шумеров означало «Госпожа». Именно такое имя взяла жена Авраама – основателя трех монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама, сформировавших лицо современной цивилизации.
Невидимую связь этого места с Космосом подтверждает тот факт, что в СаРАтове или САРАтове сделал свой первый шаг в небо Юрий Гагарин, и здесь же он приземлился, после первого полета в Космос. Поэтому, не случайно Саратов стал малой родиной многих известных деятелей политики, науки, культуры, образования, техники. До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья, больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др. Его нередко неофициально именовали «столицей Поволжья», т. е. региона Ра.
Археологические находки показывают, что на месте современного Саратова люди жили с древнейших времён, начиная с XX–XIX вв. до нашей эры. Эта территория входила в состав различных государств: Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда и впитавшая их наследие Россия.
Еще в XIII веке на месте нынешнего Саратова возник золотоордынский город Увек (Укек) – один из первых и крупнейших городов Золотой Орды, а также всемирно известный археологический памятник. Первое упоминание об Увеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло, который рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году. В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута. В Увеке чеканили свою собственную монету, что подчеркивает его высокий статус.
Принято считать, что Увек окончательно погиб примерно в 1395 году от войск САМАРкандского Тимура. Чтобы подорвать экономическую базу не дававшей ему покоя Золотой Орды, Тимур разорил ряд важных золотоордынских городов, таких как Азов, Булгар и Увек. Москва тоже могла погибнуть, но была спасена заступничеством Владимирской Божьей Матерью.
Нескольким годами раньше, в 1391 году, на Волге (РА) в районе нынешней САМАРы, Тимур в грандиозном сражении на реке Кондурча победил хана Золотой Орды Тохтамыша и его войско. В той битве с обеих сторон приняло участие порядка 400 тыс. человек. Тимур праздновал свою победу на берегу Волги (РА), на высоком кургане, получившим название Царев-курган. У его подножья находится Рождественская церковь, в которой находится фреска Прокопия Праведного и подарок Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, спасшая Москву от Тимура, Владимирская икона Божьей Матери.
Фраза Шекспира, что вся наша жизнь – игра, имеет отношение и к Саратову. Здесь был основан второй цирк в России, а при советской власти он стал одним из крупнейших в стране. В 1951 году именно в Саратовском цирке свой творческий путь начал «солнечный клоун» – Олег Попов.
В 1906 году в центре Саратова был построен православный храм в честь иконы Божьей Матери «В скорбех и печалех Утешение» или «Утоли моя печали». Его изюминкой является крупный шатёр, который окружён многочисленными пёстро разукрашенными мелкими главками, как и Московский храм Василия Блаженного. Эти храмы являются прообразами иконостаса Храма Христа Спасителя, на своде главного купола которого, воздается слава Элохим – богам с Нибиру. Главный престол освящен в честь Рождества Христова, а южный – в честь Николая Чудотворца, оба названия имеют прямую связь с Новым Годом, уходящим корнями к битве Нибиру и Тиамат.
Иконостас и свод главного купола Храма Христа Спасителя |
Храм Покрова на Рву (в народе Василия Блаженного), был построен Иваном Грозным в честь взятия Казани. Саратов и Казань, оба стоящие на Волге (Ра), являются городами-побратимыми с 28 мая 1999 года. Интересно, что именно в этот день в 1867 году в Александринском театре состоялась премьера драмы А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
Интересна иконография и история иконы Божьей Матери «В скорбех и печалех Утешение» (см. фото слева), в честь которой был освящен вышеуказанный саратовский храм. В 1863 году иеромонах Паисий прибыл с Афона для сбора пожертвований в г. Слободской Вятской губернии и привёз с собой данный образ Богородицы. Это единственная икона, на которой одновременно изображены два всадника на конях: Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, одинаково копьями поражающие: первый – дракона, а второй – неприятеля. Оба образа представляют собой прообразы борьбы Света и Тьмы и уходят корнями в шумерский Новый Год и битву Нибиру с Тиамат. Богородице предстоят святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец, оба связанны с 25 декабря (зимним солнцестоянием).
Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Все древние герои и боги рождались именно в этот день, в который происходит «рождение» Солнца в созвездии Дева. С принятием христианства Николай Чудотворец «заменил» языческого жреца и стал для верующих олицетворением доброго дедушки, приносящего подарки 25 декабря (Рождество).
В годы Советской власти вышеуказанный храм сохранился практически в первозданном виде, однако, как и во многих других храмах России, в нем был открыт Саратовский планетарий, где преподавалась наука о звездах и Космосе, как это было очень давно в храмах Древнего Египта.
II. Саратов и Космос
Саратовская область – это место, где Юрий Гагарин впервые поднялся в воздух, как курсант местного аэроклуба в 1954 году и где он приземлился 12 апреля 1961 после исторического полета в Космос, открывшего космическую эру. Поэтому, Юрий Гагарин называл Саратов своей второй родиной, городом его юности, здесь он учился в аэроклубе ДОСААФ, здесь началась его крылатая юность.
В 1951 году, после окончания Люберецкого училища по специальности литейщик-формовщик, Юра Гагарин был направлен в Саратовский индустриальный техникум для продолжения обучения, где проучился 4 года – с 1951 по 1955 гг. За 4 года обучения он сдал 32 экзамена, по 31 предмету получил оценку «пять» и только по «Психологии» – «четыре». Однако, после полета в Космос Юрий Гагарин в соавторстве с В. И. Лебедевым написал книгу «Психология и космос», как бы исправив оценку по «Психологии». На кружке физики Юрий Гагарин сделал доклад на тему «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». Как потом он признавался, с доклада о работах Циолковского и началась его «космическая» биография, так в литейщике родился летчик. В 1955 году, Гагарин закончил техникум с отличием, получив специальность литейщика. А на фасаде техникума установлена мемориальная доска: «В индустриальном техникуме в 1951-1955 гг. учился первый космонавт Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин». Саратовскому индустриально-педагогическому техникуму присвоено имя его воспитанника, первопроходца космоса Ю. А. Гагарина.
26 октября 1954 года Юрий Гагарин был зачислен в Саратовский аэроклуб на отделение пилотов (улица Рабочая, дом 22). 13 апреля 1960, т. е. за год до полёта в космос (12 апреля 1961 года) первый отряд космонавтов перебазировали из Москвы под Саратов (в город Энгельс), на левобережье Волги, где они приступали к парашютной подготовке. Им предстояло совершить несколько десятков прыжков с разных высот, в разных условиях. Автодорожного моста, соединяющего Энгельс и Саратов, тогда еще не было. Гидом, конечно, был Юрий Гагарин. Он проучился в Саратове 4 года и знал все достопримечательные места и охотно показывал их друзьям.
12 апреля 1961 года стал праздником для всего человечества, звёздным днём Земли, началом космической эры. Этот день вошёл в историю мировой цивилизации. В то памятное утро советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил за 108 минут первый в истории человечества полет в космос на корабле «Восток», созданный в Самаре.
Корабль-спутник, с Юрием Гагариным на борту поднялся на высоту 327 километров, сделал один оборот вокруг Земли и приземлился севернее запланированной точки в полях, в окрестности деревни Смеловки, примерно в двух десятках километров от города Энгельса Саратовской области. В ознаменование величайшего события нашего века, безымянное некогда поле, на котором приземлился космонавт, теперь называется Гагаринским. На месте приземления установлен 27-метровый обелиск – взметнувшаяся в небо стальная стрела, увенчанная ракетой (уменьшенная копия монумента покорителям Вселенной, сооруженного в Москве на проспекте Мира, рядом с ВДНХ). На одной из сторон постамента, облицованного серым мрамором, прикреплена металлическая доска с надписью: «12 апреля 1961 года здесь приземлился первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин». Вокруг обелиска разбит молодой парк. Сотни саратовцев и их гостей со всех концов России и из-за рубежа посещают это памятное место, чтобы отдать дань уважения человека, проложившему первую космическую трассу к далеким мирам.
III. Атом и Большой Содом
До сих пор никто не может ответить на вопрос, откуда появилось название села Большой Содом именно в Саратовской области, где расположена Балаковская АЭС – крупнейшая в России. Возможно, когда-либо откроется связь села Большой Содом и Саратовской области (в которой расположены основные компоненты ядерного щита России) с ближневосточным Содомом, уничтоженным ядерной войной между нибируанцами. На древнееврейском «Содом» означает «сожженный», а «Гоморра» – «погребенный».
Саратовская область – это мирный атом (крупнейшая АЭС) и одновременно ядерный щит страны (ракеты и авиация). Как известно из шумерских и более поздних хроник, ближневосточный Содом был разрушен в результате ядерной войны между двумя кланами шумерских богов (с планеты Нибиру). Похоже, что составители Библии придали Содому другую причину гибели, чтобы в коллективной памяти и хрониках землян (созданных, согласно шумерских мифов, нибируанцами) оставить сам факт той войны и последовавшей за ней гибелью Шумера, являющегося колыбелью нашей цивилизации. Огонь и сера выглядят нагляднее, чем ядерное оружие нибируанцев. 5 000 лет назад у людей не было рационального объяснения сил, разрушивших их мир. В лучшем случае, это считалось наказанием со стороны богов или Единого Бога.
Является ли история фактом или мифом в отношении двух городов, чьи названия стали почти синонимом греха? В целом, ветхозаветная версия истории уничтожения Содома и Гоморры, выглядит весьма противоречиво:
• В Книге Бытия нет четкого указания, что в действительности происходило в Содоме и Гоморре. Однако, наказание описано четко…
• Содом был уже устроенным городом, когда Лот (племянник Авраама) поселился в нем. Считается, что это было типичное поселение бронзового века, за стенами которого жили около тысячи человек. Однако в Библии не сказано, что по приходу в этот город, его жители-мужчины требовали «познать» Лота, как это произошло, когда к нему в гости пришли два мужа-ангела. Более того, Лот называет братьями, осаждавших его дом геев.
• Два ангела, которые пошли в Содом искать праведников, не только остановились в доме Лота, но, как и люди или сотворившие их нибируанцы, разделили трапезу с Лотом и его семьей.
• Бог торгуется с Авраамом, как обычный человек. Сначала речь шла о 30 праведниках, потом – о 20 праведниках, а сошлись на 10 праведниках прежде, чем ангелы отправились на проверку с последующим разрушением Содома и Гоморры.
• Дочери Лота родили от него двух сыновей, которые стали родоначальниками двух ханаанских племен, родственных израильтянам. Где эти парни взяли жен? Значит, дочери повторно вступали с отцом в связь, и он снова ничего не помнил? Как они объяснили ему свои первые беременности? Кто принимал роды?
В библейской версии истории о Содоме много нелогичного:
• В Библии все население Содома представлено как падшее, ибо весь народ (все горожане) от молодого до старого, окружили дом Лота, племянника Авраама и требовали выдать находящихся в его доме двух «мужей», т. е. ангелов, посланных в Содом богом, чтобы заняться с ними гомосексуализмом. При этом в Библии ничего не говорится о том, как жители города поддерживали свою численность, если все они были гомосексуалистами.
• Примечательно, что ангелы понадобились не одному или нескольким мужчинам, а сразу всем и все они явились достаточно быстро к дому Лота, как будто у них не было других дел.
• Если бы эти ангелы не ослепили осаждавших дом, то Лот сам бы подвергся нападению геев, угрожавших его познать еще в более худшей форме, чем его гостей. Ослепленные похотливые гомосексуалисты не смогли найти ни Лота, ни ангелов, гостивших у него, ни его двух юных дочерей – девственниц, которых он предлагал нападавшим, вместо ангелов, заранее согласившись на то, что с ними сделают, что угодно.
• Примечательно, что когда два ангела вошли вечером в Содом, Лот сидел у ворот города и приветствовал гостей. Зная о том, сколько тяжелых забот было у людей в то время, с трудом представляется, что у кормильцев было время праздно сидеть по вечерам у городских ворот.
Нет логики в последующих событиях после разрушения богом Содома и Гоморры, а именно, когда, оставшись без мужчин, уничтоженных вместе с городами, вышеуказанные дочери-девственницы, подпаивали своего старого отца Лота, чтобы зачать от него. Причем, подпаивали его вином так, что он не помнил, когда они приходили и уходили.
• В оригинале, Лот называет пришедших к нему двух ангелов Адонаи (господа мои), в русском переведено «Владыко». Лот говорит с ними, как с Господом (в единственном числе), хотя до этого сказано, что Господь (Яхве) остался беседовать с Авраамом, а два ангела ушли в Содом к Лоту. Лот даже не делает разницы между этими ангелами и Яхве, объединяя всех их одним именем – Адонаи. Значит, правы те, кто считает этих «ангелов» нибируанцами, которых было много (поэтому множественное число), а Яхве был всего лишь одним из них.
В Библии описаны реальные события, но добавлена своя мораль на ранее известные образы героев и происходившие события. История Содома и Гоморры не является исключением. Также необходимо помнить, что история об израильтянах была записана не ранее VII–VIII веков до нашей эры, а описанное в шумерских глиняных табличках уничтожение этих городов относится к 2024 году до нашей эры.
Ветер, принесший радиоактивное облако, образовавшийся от взрыва бомбы, уничтожил все города Шумера, убивая людей и делая непригодной для жизни окружающие территории. Однако, Вавилон – город Мардука, против которого велись эти действия, не пострадал от радиоактивного облака и ветра, будучи одним их самых северных городов Шумера. Это было воспринято как знамение и подтверждение требований Мардука на власть. Мардук провозгласил себя Богом среди богов, что разыгрывалось с 1 по 4 день Вавилонского Нового Года.
Впервые Россия широко узнала, что на территории Саратовской области расположено село Большой Содом, когда отключился четвертый реактор крупнейшей в стране Балаковской АЭС, как раз в тот день, когда в России в четвертый раз отмечался День семьи, любви и верности, приуроченный к дню памяти святых Петра и Февронии Муромских, канонизированных при Иване Грозном, утвердившем на Руси многое из шумерского (нибируанского) наследия.
Грозный щит
Ракетные войска стратегического назначения – главный компонент ядерных сил Российской армии, а Таманская ракетная дивизия, дислоцирующаяся на территории Саратовской области, в месте с глубоким символическим названием – «Светлый», занимает ключевое место в ядерном щите страны. Расположенные здесь межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования имеют дальность стрельбы 10 тысяч километров и способны поразить любую цель на самом далеком континенте. Они способны преодолевать как современные, так и перспективные системы ПРО, что делает их грозным оружием и является сдерживающим фактором против возможной внешней агрессии.
Таманская ракетная дивизия – это действительно уникальная, не имеющая себе равных в мире дивизия. Ничего подобного этому соединению, как по численности частей и ракетных комплексов, так и по их боевым возможностям в мире сегодня не существует. Она была сформирована в 1961 году в Биробиджане на основе частей 229-й истребительной авиационной дивизии. За проявленный героизм при освобождении Кубани (Таманского полуострова, Фанагория) в 1943 году, приказом Сталина, дивизии было присвоено наименование «Таманская». Кубань была важным плацдармом фашистов, обеспечивавший им оборону Крыма и возможность наступательных действий в сторону Кавказа. В тот день, 9 октября, в 22 часа наша столица Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам, освободившим Таманский полуостров, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. В 1964 году дивизия была передислоцирована в посёлок Татищево Саратовской области. Его название ассоциируют с российским историком Василием Татищевым, учеников Якова Брюса.
Более того, кроме грозных полков с межконтинентальными ядерными ракетами шахтного базирования, на территории Саратовской области расположены самые мощные в мире тяжёлые бомбардировочные авиационные полки межконтинентальной дальности действия и способностью применять ядерное оружие. Это войска постоянной боевой готовности.
На авиабазе дальней авиации рядом с Энгельсом (на другом берегу Волги от Саратова) дислоцированы 121-й гвардейский Севастопольский и 184-й гвардейский Краснознамённый Ордена Ленина Полтавско-Берлинский тяжёлые бомбардировочные авиационные полки, имеющие на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-160 («Белый лебедь») и Ту-95МС («Медведь») соответственно. Оба авиаполка входят в состав 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии. Стратегические бомбардировщики Ту-160 (б/н «02») и Ту-95МС приняли участие в воздушной части Парада Победы на Красной площади 9 мая 2008 года.
Ту-160 («Белый лебедь») является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла. Это самый мощный и самый тяжёлый боевой самолёт в мире, он обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Двигатели к нему производятся в Самаре, крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения, созданным Николаем Кузнецовым, которому в Самаре установлены два памятника. В 2008 году на военном аэродроме Энгельса торжественно присвоили почетные наименования «Николай Кузнецов» стратегическому ракетоносцу Ту-160 (см. фото слева) и «Самара» – стратегическому бомбардировщику Дальней авиации Ту-95МС (см. фото справа).
Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны, составляет костяк стратегической авиации России. Единственный принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. В эксплуатации с 1956 года.
Эти два стратегических бомбардировщика Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащенные двигателями марки «НК» (Николай Кузнецов), совершили пролет на предельно низкой высоте над Волгойвдоль набережной Самары 23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова.
Мирный атом
Расположенная в Саратовской области Балаковская АЭС является крупнейшим в России производитель электроэнергии, ежегодно вырабатывая более 30 млрд. кВт*ч. Для сравнения, расположенная рядом Саратовская ГЭС ежегодно вырабатывает более 5,4 млрд. кВт*ч.
Таким образом, Балаковская АЭС ежегодно вырабатывает больше, чем любая другая атомная, тепловая и гидроэлектростанция страны, а с вводом второй очереди, станция должна сравняться с самой мощной в Европе Запорожской АЭС.
Приложение: Митрополит Мюнхгаузен
Саратовская область – родина Олега Янковского, образ которого был неразделим с образом жизнелюба барона Мюнхгаузена. Многие говорят, что его преждевременный уход из жизни произошел из-за поглотившей его религиозности, вместо жизнеутверждающей позиции барона Мюнхаузена, с которым его всегда ассоциировали. Возможно, что не последнюю роль сыграло его решение исполнить роль митрополита Филиппа в псевдоисторическом фильме «Царь», повествующим о двух годах ижизни Ивана Грозного, о его борьбе с инакомыслием и о его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым). Фильм не рекомендован для просмотра детям до 12 лет. Роль митрополита стала последней ролью в кино для Олега Янковского, умершего в мае 2009 года.
В связи с выходом фильма «Царь», поставленного Лунгиным, полемика вокруг образа Ивана Грозного обострилась до предела. Ни один в мире патриотический фильм не вызвал такого широкого резонанса и разделения мнений в обществе. Например, фильм Мэла Гибсона «Храброе сердце» не вдохнул достаточно храбрости ни в одно шотландское сердце, выступить против Британской короны. Аналогично, после показа фильма «Последний самурай» в Японии не возродится самурайский дух.
Из всех русских царей российский кинематограф больше всего неравнодушен к фигуре Ивана Грозного и каждый раз он приспосабливает её к мифологии эпохи:
• В 1944 году Сергей Эйзенштейн выпустил по заказу вождя первую серию своего «Ивана Грозного», призванного прославить сталинскую власть.
• В 1973 году, в разгар брежневской стагнации, Леонид Гайдай делает грозного царя героем комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
• В 1991 году, во время распада СССР, появляется сразу две ленты об Иване Грозном, одна из которых («Кремлевские тайны шестнадцатого века» Бориса Бланка) показывает царя как извращенца и декадента.
• В 2009 году появляются фильмы Павла Лунгина и телесериал Андрея Эшпая.
За год до того в телепроекте "Имя России" Иван Грозный занял десятое место в рейтинге, уступив из российских самодержцев только Петру I и отодвинув Екатерину II и Александра II.
Олег Янковский и Марк Захаров – режиссер «Юноны и Авось»:
• На съемках фильма «Гонщики» Олега Янковского запомнил Евгений Леонов. В 1972 году Леонов перешел в «Ленком». Тогда еще молодому главному режиссеру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов.
• В 1973 году (в этот год вышли две картины, связанные с Иваном Грозным – «Иван Васильевич меняет профессию» и «Калина Красная») Олег Янковский по приглашению Марка Захарова перешел в «Ленком». В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером.
• Первой совместной работой Янковского и Захарова в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Далее – «Убить Дракона» (1989).
• Художественный руководитель и главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров сказал, смерть Янковского стала "убийственным ударом" по театру "Ленком".
Съемки фильма «Царь»:
• Лунгин снял «Царя» по сценарию Алексея Иванова, писателя из Перми.
• Олег Янковский на роль митрополита был утверждён не сразу. По свидетельству Ивана Охлобыстина, именно он порекомендовал Лунгину Олега Янковского как кандидата на эту роль. Сам тогда еще священнослужитель Охлобыстин сыграл в этом фильме роль царского шута Вассиана. Сан священнослужителя Охлобыстин принял в 2001 году, будучи весьма популярным актёром и сценаристом. Он был рукоположен в священники архиепископом Ташкентским Владимиром (Икимом) в Ташкентской епархии РПЦ. В том же 2001 году Президент России Владимир Путин наградил Охлобыстина именными золотыми часами N239 «За заслуги перед Отечеством». Роль шута в исполнении священника Охлобыстина вызвала неоднозначную реакцию в православном мире. 8 февраля 2010 года Патриарх Кирилл отстранил от Ивана Охлобыстина, запретив ему ношение священнических одежд и иерейского креста. Этот запрет будет действовать до окончательного решения Охлобыстина касаемо его будущей профессиональной деятельности.
• Готовясь к роли, Янковский встречался с патриархом Алексием II и получил от него благословение на съёмки.
• Съёмки фильма (рабочее название «Иван Грозный и митрополит Филипп») начались 23 февраля 2008 года. Они проходили в Суздале, где перед этим на территории Спасо-Евфимиева монастыря были построены декорации старой Москвы XVI века, Опричный дворец, «Пыточный городок». Съёмочные дни начинались молебнами святителю Филиппу.
• В начале июля 2008 года исполнитель одной из главных ролей Олег Янковский был госпитализирован. В течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы.
• В последний раз Янковский попал в больницу в конце апреля 2009 и в крайне тяжелом состоянии – врачи обнаружили у него внутреннее кровотечение. Спасать 65-летнего актера были вызваны ведущие специалисты Москвы. В элитный медицинский центр, где лечился Янковский, был приглашен лучший гастроэнтеролог Москвы. Тогда медикам удалось победить.
• Церемония прощания с народным артистом состоялась в пятницу, 22 мая 2010, в День Святителя Николая, ассоциируемого с Дедом Морозом, в театре «Ленком», где он служил многие годы.
• Прощание началось в 11:00. Отпевание прошло в храме опять-таки Николая Чудотворца в Хамовниках, а похоронен он был на Новодевичьем кладбище. Решение по вопросу о захоронении на Новодевичьем кладбище принимал лично Юрий Лужков. Место на кладбище приезжал выбирать сын Янковского – Филипп.
«Царь» и фестивали:
• Выход этого фильма пришёлся на первый год нового патриаршества.
• Все события фильма и прототипы не соответствуют исторической реальности.
• 17 мая 2009 года фильм был показан на Каннском фестивале в рамках программы «Особый взгляд».
• 19 июня 2009 года фильм открыл 31-й Московский международный кинофестиваль, жюри которого возглавлял Павел Лунгин.
• 10 октября 2009 года фильм был показан на кинофестивале в Варшаве.
Интересные факты:
• Фильм вышел в широкий прокат в России 4 ноября 2009 года в День народного единства.
• 4 ноября – также праздник Казанской иконы Божьей Матери, обретенной в Казани в царствование Ивана Грозного, а также в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. События на Ливонском (польском) фронте красной линией проходят через фильм «Царь».
• В 1981 году, перед прохождением государственной комиссии «Юноны и Авось», режиссер Марк Захаров и поэт Андрей Вознесенский поехали в Елоховский собор, где поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери. В этом соборе похоронен патриарх Алексий II, давший благословление Олегу Янковскому на роль митрополита Филиппа в фильме «Царь».
• Фотограф съёмочной группы Алексей Дружинин несколько месяцев спустя после завершения съёмок стал личным фотографом председателя правительства России Владимира Путина и продолжает являться таковым по состоянию на январь 2010 года.
• Часто в качестве доказательства убийства Иваном Грозным своего сына ссылаются на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873). Дело даже не столько в крови, изображенной на картине, а самом духе полотна. У Репина после этой работы стала сохнуть рука, а Всеволод Гаршин, позировавший живописцу для образа царевича Иоанна, бросился в лестничный пролет, закончив жизнь самоубийством…
• До сих пор очень часто историю правления Ивана Грозного оценивают по Карамзину. Хотя любой серьезный историк вам скажет, что почти все, что Карамзин пишет о Грозном царе – беллетристика, художественный вымысел. Что глубокого мог написать о первом русском царе Карамзин, для которого был кумиром бунтарь Робеспьер?
• Иван Грозный подробно вписал в Синодик всех (около 4 тысяч), казненных в его правление и делал вклады в монастыри на помин их душ, но митрополита Филиппа в этом царском синодике нет. Значит, не убивал Иван Грозный своего старого друга митрополита Филиппа и не давал Малюте Скуратову никаких указаний на этот счет.
Исторические несоответствия фильма «Царь»:
• В фильме царь посещает митрополита Филиппа перед смертью в монастыре, а после убийства опричники сжигают монастырь. Убийство Малютой Скуратовым Филиппа произошло, по мнению большинства историков, в Отрочем Успенском монастыре в Твери в декабре 1569 года. Историки не пришли к единому мнению относительно того, что приказ об убийстве был отдан царём. Стоит отметить, что никакой встречи царя и бывшего митрополита перед убийством не было. Согласно ещё одной из версий, непосредственно убийство совершил не сам Малюта, а один из его сподручных. После убийства Филипп был погребён за алтарём, приказ вырыть ров был отдан Малютой. Отрочь монастырь не был сожжён опричниками — почти все его постройки были уничтожены лишь коммунистами в 1930-е.
• В фильме племянник Филиппа говорит, что «нас Колычевых всего двое осталось, ты да я», однако после смерти Филиппа были казнены ещё несколько Колычевых.
• По данным историка Николая Костомарова, голову казнённого племянника Филиппу Колычеву прислали в мешке лишь через несколько дней после казни, а в фильме казнь происходит на глазах у митрополита и голову племянника ему вручают сразу же после отсечения.
• Конфликт царя и митрополита произошёл 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля, когда Филипп отказался давать благословение пришедшему в черных ризах и монашеских шапках царю и его опричникам, что вызвало гнев царя. Однако после этого Филипп продолжал проводить богослужения, в частности, 28 марта в Новодевичьем монастыре. Решение о суде над Филиппом, по предложению царя, приняла Боярская дума. В ноябре того же года состоялся церковный суд. Уже после решения суда, Филиппа заставили провести службу, и 8 ноября 1568 года любимец царя Фёдор Басманов во время богослужения в Успенском соборе в Кремле объявил митрополиту о лишении его сана, а опричники сорвали с него одеяния. В фильме события развиваются на глазах у зрителей в течение пары минут, и в глумлении над Филиппом принимает участие лично царь.
• Филиппу не выносился смертный приговор и не было публичной сцены, показанной в фильме, во время которой царь проявляет милость, и заменяет казнь на вечную ссылку.
• После приговора Филипп содержался в Успенском монастыре, затем в монастыре Николы Старого в Китай-Городе, после чего был переведён в Тверь. В фильме показан лишь один монастырь.
• Принадлежность одного из героев фильма — немецкого авантюриста Генриха фон Штадена к опричнине и его вхожесть во двор русского царя известна по его мемуарам, но при этом оспаривается рядом учёных.
• В фильме царь приказывает сослать свою супругу Марию Темрюковну в монастырь незадолго до казни Филиппа, при этом она участвует в церемонии несостоявшейся казни бывшего митрополита. Однако согласно историческим данным, опале она подверглась несколькими годами ранее — в феврале 1565 года царь переехал в Александрову Слободу, оставив при этом супругу в Москве, приказав не выпускать ее из Кремля. Умерла Мария Темрюковна раньше Филиппа на три месяца.
Преждевременный уход из жизни такого замечательного актера как Олег Янковский еще раз подтверждает, что к истории лучше относиться с аккуратностью. Ранее это доказала судьба актеров, игравших роль царя Ивана Грозного в разное время, а также снимавшихся в фильме «Дневной дозор», в котором есть эпизод, где показывают вскрытие гробницы непобедимого Тимура в Самарканде и Михаила Герасимова с черепом великого завоевателя в руках.
В 1945 году знаменитый актер Н. П. Хмелев умер на сцене театра в гриме и костюме Ивана Грозного. В 1992 году эта роль стала последней для Евгения Евстигнеева – он играл ее в сериале «Ермак», который держал своеобразное печальное первенство — за пять лет из съемочной группы ушло из жизни18 человек. Роль Ивана Грозного едва не стоила жизни актеру Александру Михайлову, который в 1995 году в Малом театре играл царя в спектакле «Смерть Иоанна Грозного», у него внезапно горлом пошла кровь и его чудом успели спасти в Институте Склифосовского. Трагической оказалась судьба Олега Борисова, который умер вскоре после того, как сыграл Ивана Грозного в картине режиссера Алексея Салтыкова «Гроза над Русью».
Буквально за три недели до смерти Янковский играл в спектакле «Женитьба» по пьесе Гоголя и его Балтазар Балтазарович говорит на прощание: «Как жаль уходить от вас… Прощайте».