Закончилось наше пребывание в Гималаях. Попрощавшись с верными водителями, мы садимся в самолёт, чтобы лететь в Дели. У нас впереди ещё четыре дня в Индии. И главное – Тадж-Махал.
Ещё в Москве Дима К. объяснял нам, на какую сторону самолёта нужно сесть, чтобы в полёте видеть Гималаи. Ещё в первом перелёте из Дели в Гималаи мы это пытались сделать, но было облачно и ничего не видно. А на обратном пути мы об этом просто забыли, т. к. головы наши были полны впечатлениями от путешествия. Моё место оказалось у окна. Только через некоторое время я вспомнила про Диму, т. к. поняла, что сижу именно там, где нужно.
После взлёта мы набирали высоту, и всё время за бортом были облака. И вот наступил момент, когда мы поднялись выше облаков. Сверху они были гладкие и ровные. Как будто перед тобой раскинулась спокойная гладь озера, только вода белого цвета. Мой взгляд скользит по этой белой глади вдаль, и вдруг я вижу какую-то возвышенность. Может быть, это облака так вспучились? Я внимательнее приглядываюсь и понимаю! Нет, это не облака, это вершина горы!!! Ведь самые высокие вершины в снегу. Поэтому на первый взгляд они кажутся облаками. Я была потрясена этой картиной – вот они, вершины Гималаев, можно сказать на ладони. То, к чему стремятся многие поколения туристов, альпинистов, о чём с придыханием говорит множество людей, на что с благоговением смотрят люди, находясь в Гималаях, и вот эти вершины гималайских гор находились перед нашим взором. Это была величественная картина, которую можно было наблюдать около часа. Всего вершин было около десяти. Очень хотелось определить, которая из них является Эверестом, т. е. самой высокой? Но это было очень сложно, т. к. издалека по высоте они отличались на миллиметры и сантиметры. А на деле это были, вероятно, сотни метров. И это было не самым главным. Главным было состояния восторга оттого, что мы находимся на уровне или даже чуть выше гималайских вершин. Мы, вершины и бескрайнее небо над нами!
Мне вспомнился рассказ экскурсовода в Музее Рерихов о картине «Сокровище мира – Чинтамани». Экскурсовод обратил наше внимание на то, что на картине нет вершин гор. Художник сознательно их не показал, т. к. это символизирует некую цель, к которой человек стремится в своём развитии, которая порой не видна. Также мне вспомнилась картина Николая Константиновича, на которой он изобразил средневековую крепость в Выборге. У которой нет верхней части крепостной башни. Помню, меня это очень поразило – какой-то обрубок очень мрачного, серого здания. Почему? В чём смысл?
Понимание пришло позже. Пока ты живёшь, не поднимая головы, вращаясь в бесконечной череде одинаковых безликих буден, то и жизнь твоя сера и беспросветна. Но стоит лишь посмотреть выше, приподнять голову, то приходит нечто другое. Краски вокруг тебя меняются. И ты видишь свою жизнь уже в других оттенках. Потом начинаешь видеть все цвета радуги. Но главная цель – это вершина. А вершины, как правило, покрыты белым снегом. Т. е. белым цветом синтеза, единства. И только тогда, когда человек придёт к пониманию единства всего мира, он сможет дойти до своей вершины. До своего Олимпа.
И вот за бортом самолёта находились вершины Гималаев и среди них вершина самой высокой горы мира – Эверест. Это было великолепно! Мы видели макет Гималайских гор в Музее альпинизма в Даржилинге. Мы смотрели на них с высоты и даже с помощью кнопок могли зажигать лампочки на вершинах самых высоких гор. А теперь мы видели все эти вершины в действительности. Мы были опять выше вершин. Конечно, с помощью самолёта. Но ведь нынешний год – год вертикального подъёма. И это была высота нашего подъёма. Поздравляю! Это было очень красиво!
Через несколько дней после прибытия в Москву мистерия Гималайских гор продолжилась. После поездки в Сикким и посещения мест, связанных с пребыванием семьи Рерихов в Гималаях, мне очень захотелось побывать в их музее. Хотелось увидеть экспонаты, связанные с путешествием этой семьи в Гималаях. В день пограничника – 28 мая я пошла в музей. Всё началось с того, что уже на лестнице я увидела картину Николая Константиновича «Книга мудрости», с которой когда-то началось моё знакомство с творчеством этого великого художника. Для меня это было знаком, т. к. «первая для меня» картина Н. К. Рериха и в музее была первой. Это было новым началом или началом на новом уровне. Проходя по залам, я поймала себя на мысли, что ощущаю музей как-то по-другому, чем в прошлые посещения. Я уже много раз была в музее и прослушала не одну экскурсию, почти наизусть знаю, где что находится. Мне подумалось, что может быть это оттого, что это Индия нас как-то сблизила. Индийская часть жизни этой великой семьи стала понятней и ближе. Находясь в Индии, особенно в долине Кулу, мы сильно ощущали их тоску по родине. Посмотрев на карте маршрут Трансгималайской экспедиции, я нашла уже знакомые мне Даржилинг, Гангток, Калимпонг. Так странно, ещё три года назад я смотрела на карту Индии и кроме Дели ничего не знала. А сейчас, после трёх поездок, уже многое знакомо. И, главное, эта страна стала гораздо «ближе». Благодаря Рерихам, в том числе.
Самым главным в музее я считаю Зал Учителей. Я запомнила своё первое посещение музея. Портреты Учителей тогда находились в зале Агни Йоги. И я увидела их издалека, из первого зала через два дверных проёма. Хотя я находилась далеко, но меня сразили глаза. Они «достали» меня даже на таком большом расстоянии. Взгляд Учителей приковал моё внимание к их портретам. И я пошла туда через все залы. Теперь я понимаю, что это был момент узнавания. Но тогда я не могла оторваться от портретов, читала подписи под ними и пыталась их запомнить. Ночью я не могла спать – глаза пронзали меня насквозь.
И вот я в Зале Учителей. Передо мной давно знакомые портреты. Впервые, стоя перед Учителями, я ощутила своё сердце. Оно казалось большим – во всю грудную клетку. И при этом я ощущала в нём какую-то, незнакомую мне ранее, силу. Такое было со мной впервые. Затем я посмотрела направо. Там висели две картины Николая Константиновича – одна над другой, и я обратила внимание на нижнюю. Она называется «Ниже, чем глубины» из серии «Его Страна». На картине изображён человек, перед которым находится вход в пещеру. И видно, что проход в пещере ведёт вниз к озеру.
Эта картина напомнила мне мой сон, который приснился мне перед поездкой нашей группы в город Боровск. Во сне я переправлялась через такое же пещерное озеро, и сын мне помогал в этом.
Когда я посмотрела на противоположную стену – там тоже висели две картины одна над другой и тоже из серии «Его Страна». Позже я узнала, что эта серия состоит из 12 картин и была написана Н. К. Рерихом в 1924 году во время путешествия по Сиккиму. Нижняя картина называется «Звезда Матери Мира». На ней изображён караван, пересекающий пустыню, ориентируясь на яркую звезду в ночном небе.
И тут мои глаза поднимаются к верхней картине – и я замираю в оцепенении. Передо мной картина, которую я видела в иллюминаторе самолёта!!! Гладь облаков и вершины гор! Всё именно так и было. Только на картине у художника присутствует летящий ангел и цвет вершин голубоватый. Интересно, как художнику пришла идея нарисовать эту картину? Ведь тогда самолётов не было. Он не мог её видеть так, как я. Эта картина называется «Выше, чем вершины». И мы действительно были выше вершин. Обычно, самолёты летят на высоте 10 – 11 тысяч метров. А самые высокие вершины на земле называют «восьмитысячниками». Во всём мире их всего 14, из них в Гималаях – 10. Самая высокая гора в мире – это Эверест или Джомолунгма – высотой 8 848 м. Она находится в Непале.
В Индии, т. е. в Сиккиме, на границе с Непалом, находится горная гряда с пятью вершинами и четыре из них выше 8 000 метров. Эта горная гряда называется Канченджангой (Канченджунгой) – пять сокровищ великих снегов. С Канченджангой связано много мифов и легенд. В них говорится о Шиве, выпившем яд мира для спасения человечества, и о Лакшми, которая вздымалась здесь из облачного бурления для счастья мира. С Канченджангой связаны древние менгиры великого культа солнца. С Канченджангой связано великое место рождения свастики, знака огня. Во время путешествия по Сиккиму, наши мысли, и взоры постоянно были прикованы к этим вершинам. Эти горы были неким ориентиром, с которым мы постоянно сверяли свой путь. По преданиям местных лам, именно в этих горах находится вход в таинственную страну под названием Шамбала.
Начинала эту работу с мыслью просто всё описать. Но когда решила посчитать – поняла, что границы описанного расширились многократно. Судите сами.
Вход в Шамбалу = 128 = Канченджунга = Сердце Индии = Дух единства = Зеркало – Гималаи
Пять духовных сокровищ мира = 397 = Что такое «подарок Учителя Мории»? = Я подарю тебе вечность – три звезды
Чинтамани = 111 = Великий план = Великая игра = Вертикаль = Гармония = «Вратарница» (икона Божьей Матери) = Это роза
Что такое «Чинтамани»? = 227 = Знак Шамбалы – три круга = Это три принципа = Это Великое Незримое
В день пограничника = 201 = Адепт + Мастер + Махатма = Великий результат = Вершины – глубины = На пороге Незримого
Пограничник = 143 = Работник Света = Солнце – Луна = Работа мысли = Передний рубеж
Сокровище мира – Чинтамани = 281 = Ключ – Млечный Путь = Подарок Учителя Мори = Раскрыть тайну трёх = Центр галактики открыт = Это Врата Духа над Гималаями = Это ключ ко вселенной = Это планета в моих руках
Что такое «Сокровище мира – Чинтамани»? = 397 = Пять духовных сокровищ мира
Сокровище Мира в наших руках = 323 = Это просвещённое сознание = Это бессмертная мысль = Это 22 июня =Идеальное отражение Санат Кумара
Сокровище Мира – Чинтамани в наших руках = 434 = Я помню тебя, учитель Санат Кумара = Это главный приз Каннского фестиваля = Отражение – Одиннадцатые врата открыты
По поводу этих расчётов можно написать много, но я хочу вернуться в музей Рерихов. Размышления над понятием «выше вершин – ниже глубин» привели меня к мысли, что глубины и вершины являются некими границами нашего материального мира. Т. е. существует, например, диапазон световых волн, которые мы видим, а вот выше и ниже – это ультрафиолет и инфракрасные лучи – мы уже видеть не можем. Также и со звуком. Понятия «ниже – выше» говорит о выходе за эти границы, о выходе в незримое, в те области, которые нельзя ощутить пятью человеческими чувствами. Но ведь эти картины нарисовал человек! Конечно, в сотворчестве с Учителями. Эти картины призывают выйти за границы материального мира. Освободиться от материальных ограничений, стереотипов и страхов. Только тогда, когда вы станете свободными, вы окажетесь в Его Стране. В Его Божественной Стране. Нам посчастливилось это сделать. Конечно, это счастье, и не только счастье. Это большая и трудная работа. Это знает только тот, кто её действительно сделал – «Выше вершин – ниже глубин». Не случайно в этот раз я была в музее 28-го мая в день пограничника. В день воинов, которые служат на границе.
Служить на границе = 213 = Группа Эльнары = Листы сада Мории. Зов = Построение моста = Ключевое слово 33 = Это 3-е мая = Это вершина горы
Граница = 73 = Индия = Владыки
Индия – граница Владыки = 219 = Пять сокровищ
Воин пограничник = 187 = Мост сознания = Сделай всё возможное = Божественная сила = Небесное воинство = Мы одержали победу = Врата открыты = Фильм «Древо жизни»
Поскольку все мы Воины Света, которые служат на границе перехода из видимого в невидимое, то и праздник этот был наш! Это была наша победа! И в честь этой победы 28-го мая был произведён салют! Ура!