Равно встречает радость и страданье, давно стремится жертвовать собой.
Комета! Наконец о явлен знак, сигнал Небес! Герою он поведал:
Восстать и биться за победу Света – настали сроки, и близка она.
Дерзнёт он встать, не обернувшись вспять,
И отряхнуть свой личный мир как бремя;
На помощь Силы Светлые призвать –
Ведь для геройства наступило время!
Он говорит: «Если не я, то кто же?!»
И разумея, ЧТО всего дороже,
Несёт в груди Огонь, как талисман,
Что был ему с Высот Надземных дан.
Н.Д. Спирина, г. Новосибирск
Николай Константинович Рерих в статье «Небесное зодчество» писал: «Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений... Но в то же время уже сияли мириады звёзд, и эти «звёздные руны» напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины «Звёздные руны», и «Звезда героя», и «Звезда Матери Мира», построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается не сказуемая по красоте своей небесная книга...
Небесная книга, Звёздные руны, вслушайтесь в звучание слов... Космическая индусская сказка сообщает: «Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей. Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро, чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опрокинуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человечество, и в этой мировой мечте силы его напряглись без устали. Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подниматься над Землёю. Мировая мысль человека подняла даже врага. Когда люди видят комету, они благодарят отважного устремлённого вечно. Мысли людские мчатся и дают новые силы всаднику чудовища. Белые, красные и чёрные люди устремляют мысли к тому, кто давно стал огненным... Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, но групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства, является трудом на соединение миров. Храните руководящую огненную мысль... Среди обычных дел усмотрите нить величия».
И стихотворение и слова Николая Рериха имеют непосредственное отношение к Гэсэр-хану – защитнику и мудрецу, легендарному герою многих народов и стран – Монголии, Тибета, Алтая… В Улан Уде на одной из площадей ему поставлен памятник, и не только там. Сейчас я переключусь на некоторые события, произошедшие недавно, но связанные с нашей темой, а потом мы опять вернёмся к Гэсэр-хану.
В феврале произошло много знаковых событий, которые сплетены в единое полотно, как и события прошлых месяцев и лет, но для лучшего осознания приходится «рвать» это полотно на части и рассказывать только о некоторых. И начнём мы с подарка нашему президенту Меча Победы.
СМИ сообщают: «Король Бахрейна Хамад бен Иса Аль-Халифа прилетел в Сочи обсудить с Владимиром Путиным ситуацию на Ближнем Востоке, цены на нефть и газ, и урегулирование в Сирии. Сергей Лавров, выйдя после окончания двухчасовых переговоров к прессе, рассказал, что обе стороны крайне удовлетворены результатами переговоров.
Путин подарил королю 4-летнего ахалтекинца по имени Хаджибек, выращенного на одном из российских конезаводов. Хаджибек неоднократно завоевывал титулы чемпиона мира по породе, стал чемпионом мира-2015, абсолютным чемпионом мира-2014. То есть, сесть на такого не зазорно было даже избалованному монарху. В ответ Аль-Халифа преподнес российскому президенту меч с лезвием из дамасской стали и рукояткой из драгоценных металлов и камней. Он был изготовлен по специальному заказу короля и получил громкое название Меч Победы».
Меч Победы = 120 = Бессмертие
Для нас, как символистов, очень интересен факт подарка меча именно из дамасской стали. Дело в том, что последний год мы много работаем по программе Иоанна Дамаскина, одного из известнейших христианских святых. Его греческое имя означает «золотой поток». Средневековый способ расчёта даты Пасхи известен как «рука Иоанна Дамаскина» («рука дамаскинова»). Вот какое значение придаётся руке! Мы изучили его жизнь, чудотворения, в очередной раз вернулись к двум иконам, история которых неразрывно связана с этим святым. Говорю об иконах Божьей Матери «Троеручица» и «Млекопитательница». Почему вернулись? А потому что более десяти лет назад мы уже работали с «Троеручицей», но на Иоанна Дамаскина тогда так серьёзно не выходили. «Млекопитательница» возникла несколько позже, после сна о том, что мы «должны распечатать запечатанную икону». Любовь Владиславовна резонно предположила, что существует только одна икона Божьей Матери, где грудь Богоматери «распечатана» и эта греческая икона связана с молоком, т.е. молоком Млечного пути, «разлившимся молоком богини Геры, кормящей Геракла», а значит, с нашей галактикой. Недаром её греческое название «Галактотрофаиса».
А «Троеручица», можно сказать, вообще икона самого Дамаскина, потому что имеет отношение к его, отрубленной и вновь приросшей руке. Об этом Любовь Владиславовна уже говорила, и ещё напишет, а я, чтобы не уходить далеко от темы, просто делаю акцент на этого святого, т.к. его имя направляет наше внимание на Сирию, Дамаск и события, происходящие там.
Итак, Дамаскин – Дамаск – дамасская сталь и Москва!
Важный момент: жизнь Иоанна Дамаскина связана с двумя религиями, которые вступили сейчас в конфронтацию, вернее приверженцами двух религий, потому что, естественно, в конфликте участвуют не сами религии. Отец Иоанна, так же, как и он сам был христианином, но вынужден был служить хану. До определённого момента равновесие соблюдалось, а дальнейшая история рассказывает нам уже о чуде, случившемся с Иоанном и этого в данной статье касаться не будем.
Сирия – это исконно христианские земли, даже сам термин «христианин» пришёл оттуда. В своей книге «Системные языки мозга» Н.Н. Вашкевич, который является известным переводчиком с арабского языка, пишет о том, что Русь всегда, за долгие века до большевиков, ассоциировалась с красным цветом - достаточно познакомиться с народным костюмом и любым видом декоративного искусства Руси. Да и красный угол в избе, красна девица, Красная площадь, хотя название площади не связано с цветом. Русский и красный имеют один и тот же корень КРС (только чередуются согласные в двух этих словах по-разному). А арабский корень ХРС означает «охранять», «спасать». Латинское russus – «красный». Сурия (арабское название Сирии) и Русия (по-арабски - Россия) - названия тождественные (кстати, Господь Сурья в индуизме – это бог Солнца). Но ведь и столицы обеих стран, Москва и Дамаск - фактически одно слово. Корень «маск» или «моск», т.е. «маски» переводится, как «закаленное», а так говорят о железе. Слог «ва» в конце «Москва», и «да» в начале «Дамаск» - арабский и русский сочинительные союзы. А буква «вав» выглядит как маленькая девятка; будучи перевернутой, она превращается в русскую курсивную «д». Эти совмещения позволяют описать нам первый (по индексу) регион древней праимперии, где проживали русы (охранные функции), здесь добывали и обрабатывали железо, изготовляли оружие, поклонялись Солнцу. Тогдашняя Русь включала в себя не только Сирию, но и Палестину.
Что касается дамасской стали, из которой изготовлено лезвие меча, подаренного В.В. Путину. Секрет получения такой стали утерян, хотя попытки его восстановить не прекращаются во многих странах мира. Что мы знаем об этой стали? Давайте вспомним.
Дамаск (дамасская сталь) - вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров, получаемых различными способами. Различается два рода стали, которые именуются общим термином «дамаск»: сварочный дамаск и рафинированные стали. Рафинированная сталь только номинально относится к дамаскам, так как кузнечной сварке подвергается один-единственный однородный блок стали. Принципиально каждая качественная сталь до XVIII века являлась рафинированной. Композитные клинки японских мечей также не имеют с дамаском ничего общего. Комбинируя железо и высокоуглеродистую сталь, получали материал, который нивелировал недостатки обеих. Так возникало чередование слоёв металла с очень высоким и очень низким содержанием углерода. Первые при закалке приобретали большую твёрдость, а вторые, напротив, не закаливались вовсе и служили амортизирующей подложкой. Мягкие железные слои не давали металлу быть слишком хрупким, а высокоуглеродистые слои придавали нужную упругость и остроту.
Когда говорят о легендарной «дамасской стали» (легендарная дамасская сталь = 303), то под этим материалом подразумевается собственно персидско-индийская тигельная сталь с высоким содержанием углерода (до 2 %). На территории Киевской Руси узорчатый булат был известен, хотя и редок, ещё в домонгольский период и назывался булатом или «красным железом». Более существенных масштабов применение оружия из дамасской стали на Руси достигло только в XV веке.
В домонгольской Руси был хорошо известен сварной харалуг, технология изготовления которого была утрачена и восстановлена только в конце XX века. Первым упоминанием об этой технологии можно считать сведения Аль-Бируни: «Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость… И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить…» «Харалуг» упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Яръ туре Всеволодѣ! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужные». В то же время однозначного толкования термина «харалуг» нет.
Русский былинный эпос часто воспевал харалужные мечи. Харалужная - цветастая - так на Руси до середины XV века называли булатную сталь. Современный исследователь истории производства холодного оружия в России Б.А. Колчин указывает, что все известные нам древнерусские мечи (их найдено более 75) имеют конструкцию клинка, подобную описанной Аль-Бируни. На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей была реконструирована технология их изготовления. Русские мечи с «редкостными» узорами пользовались большим спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах.
Русское оружие славилось не только качеством стали, но и ее термообработкой. Закаленную сталь на Руси называли «трьпенный оцел» («стойкая сталь»). Надо отметить, что древние арабские хроники содержат много восторженных упоминаний о мечах из Артании, как в далекой древности именовали Русь, причем в описание речь идет об оружии высшего качества – о булатном. В Интернете очень много сведений об истории русского булата, который также называли «красным железом». Это действительно наша история, которой можно гордиться.
Итак, из этой краткой справки понятно, что и на востоке изготавливались удивительные по своим свойствам и красоте клинки, и древняя Русь славилась узорчатым булатом, оружием наших богатырей. Так что, вероятно, прав Вашкевич, говоря об одном корне названия двух столиц. И самое главное в производстве этих сталей то, что их качество зависело от закалки. И ещё раз прав Вашкевич, переведя названия Москвы и Дамаска, как «место, где закалялась сталь». А эта фраза адресует нас к Островскому, к его произведению «Как закалялась сталь», на котором мы выросли.
На следующий день после информации о встрече В.В. Путина с королём Бахрейна, и обмене подарками, Любовь Владиславовна вместе с группой из Тулы (что опять адресует нас к оружию) пошли в музей Н. Рериха. Там экскурсовод подарила Любе брелок для ключей, на котором было картина Н. Рериха с изображением меча, опять меч! Знаки… знаки… знаки! Нам стало ясно, что ключом является меч! Меч из дамасской стали, Меч Победы (подаренный президенту России), меч Гэсэр-хана, «обоюдоострый меч уст наших» (существует такая икона Иисуса Христа, с которой мы долго работали), когда словом можно убить, а можно исцелить. Кстати «обоюдоострый меч» сейчас как никогда проигрывается в политической жизни мира.
Ту картину, которую вы видите первой (меч, изображённый на камне, на фоне жёлто-оранжевого неба), на самом деле является эскизом к картине «Граница меча» (Граница меча = 119 = Богочеловек).
Именно это изображение было на брелоке, подаренном Любовь Владиславовне в музее. А это ещё более интересный факт. О какой границе идёт речь? Вот что пишет сам художник о своей картине «Меч Гэсэр-хана» (см. ниже). Н. Рерих: «Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления... Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах... Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Н. Рерих – «Эскиз к картине Граница меча» Вот почему задумывалась картина «Меч Гесэр-Хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа? Тут же и легенда о воинах Гэсэр-Хана, пришедших издалека и осевших здесь». Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами и монголами легендарному герою Гесэр-хану, с именем которого связывались в народе чаяния новой жизни.
Н. Рерих «Меч Гэсэр-хана» - 1932 г.
Давайте выясним, почему легендарный Гэсэр-хан, его меч, его замки несколько раз появляется в картинах Н.К. Рериха. Кстати в Улан Удэ есть памятник Гэсэр-хану и не только в этом городе, а и в некоторых других. Оказывается, свою картину «Гэсэр-хан» (см. ниже) Н. Рерих посвятил старшему сыну Юрию – востоковеду, которого больше всего привлекала кочевая Азия и её бессмертный герой – Гэсэр. Во время трансгималайской экспедиции Рерихи собрали богатый материал о Гэсэр-хане. «Родиной Гесер-хана считается Ладак, и махариджи Ладака ведут свой род от этого героя. На высоких скалах можно видеть белую дверь, ведущую в замок Гесера... А вот и редкое изображение самого великого Гесер-хана. Около воителя собраны знаки его перевоплощений и всё то, памятное, что не должно быть забыто в этой эпопее...» (Н.К. Рерих. Меч Гесер-хана). Во время нашей поездки в Индию, группа была в Ладаке, но это другая, хотя и связанная с сегодняшним днём, история.
В Бонском монастыре в Шаругане было открыто многотомное рукописное собрание текстов добуддийской религии Тибета – древней и во многом загадочной веры под названием Бон. Часть этих рукописей была посвящена бонской версии знаменитой Гесериады, которую Ю.Н. Рериху довелось слушать непосредственно из уст тибетских кочевых рапсодов. Историки считают, что именно Ю.Н. Рериху принадлежит наиболееправильная версия и датировка этого легендарного эпоса о Гесер-хане, столь ярко воплощённого на полотнах его отца.
В богатейшем наследии Азии Н.К. Рерих обратил наше внимание на те, легенды и сказания, где нашли своё отражение нравственные устремления народов. Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гэсэре не просто героическое сказание, это воплощение их мечты о лучшем будущем в образе славного прошлого. Именно так, говоря словами Юрия Николаевича (сына художника), Н.К. Рерих воспроизводил фольклорные образы славного прошлого ради лучшего будущего... Н.К. Рерих «Гэсэр-Хан» - 1941 г.
Николай Уранов (17.11.1964 г.): «Великий провидец будущего Николай Константинович Рерих, в своей всемирно известной картине "Гэсэр-Хан", в конкретном символе этой надвигающейся эпохи, выхваченном в полёте творческого вдохновения из Огненного Мира клише будущего, запечатлел в величественном образе огненного моря, разлившегося по всему небу от востока до запада – этот ураган пространственной мысли, направляемой стрелой Великого Гэсэра к достижению новой ступени Земли; и силуэты гор, над которыми стремятся волны огня, не напоминают ли очертания горных кряжей Алтая? Может быть, когда-то, проходя по этому краю, Пророк великого времени уже видел над ним эти строительные энергии и скачущего по горам не Мунтазара, не Мессию, не великого Ригдена, но именно Гэсэр-Хана, имя которого так созвучит Алтаю. Может быть, и кто-то другой, надевая лямкитяжёлого рюкзака, так же хочет в пожаре огненного моря над Белухой увидеть будущее своей Великой Страны...»
В своей книге «По тропам Срединной Азии» Юрий Николаевич вспоминает: «Вечером на стоянке можно услышать древнюю балладу о Гэсэре. По преданию, он должен снова появиться в этой стране, чтобы основать Царство Справедливости. Трудно забыть этих сидящих на корточках людей, жадно внимающих рассказам о героических подвигах Гэсэр-хана и его семи соратников. Обычно скучное выражение лица кочевника меняется, его глаза загораются каким-то внутренним огнём».
Н. Рерих «Дружина Гэсэр-хана» - 1931 г.
В молчании пустыни рассказывается священная история о победе Света:
Когда наш мир едва начинался,Когда исполненная блаженства
Гора Сумеру была холмом,
Когда Огненно-красное Солнце было звездой,
От Небесного Отца
Великий, могучий,
Десяти стран света владыка Гэсэр-богдо
На золотую землю спустился,
Владыкой мира стал.
Тёмные, тяжкие страдания
Уничтожить спустился,
Народ возродить.
Владыка Гэсэр-богдо
Мудрого скакуна вещего,
Гнедого оседлал,
Драгоценное оружие –
Свою булатную саблю взял.
Скакун вещий-гнедой
По синим облакам ступает,
Не по травянистой земле шагает,
Не по пустынной земле идёт…
Дьявола с демонами подавив,
Туман-мглу расчистив,
Спасительный могучий Гэсэр
Снова вверх взглянул,
Отца-неба солнце вышло,
Вселенная-земля ясной стала.
Гэсэр-хан в срок обещает открыть золотые поля людям, которые сумеют достойно встретить грядущее время Майтрейи - век Общего Блага, век мировой Общины. По всей Азии ожидается наступление новой эры. Легенда о Гэсэре – не просто героическое сказание, это воплощение мечты о лучшем будущем в образе славного прошлого.
Юрий Николаевич вспоминает: «Во время пребывания в Центральной Азии наша экспедиция убедилась, что в многотомном эпосе скоро появится новая глава о Гэсэре, сокрушающем царство зла. Через все молчаливые пространства Азии несётся голос о Будущем…».
Н.К Рерих. "Замок Гесэр-хана" - 1929 г. (Серия "Замки Гесэр-хана")
Николай Константинович: «В Лхасе есть Храм Гэсэр-хана. По сторонам входа изображены два коня – красный и белый. По преданию, когда Гэсэр-хан приближается к Лхасе, то кони эти ржут. Не будет ли скоро слышен этот клич коней? Вечером наши ламы читали молитвы Майтрейе и Шамбале. Если бы на западе понимали, что значит в Азии слово Шамбала или Гесер-хан!"
Стрела – это знак хана. Стрела – это молния… Гэсэр-хан вооружён громовыми стрелами, и сужденное войско готово выйти из заповедной страны на спасение мира. Тот, кто умеет читать тайные руны, поймёт, на какую новую эпоху торжества духа указывают эти символы...
Н.К. Рерих. Твердыни Тибета. [Меч Гесера (Граница меча)]. 1933
«Гесер-хан»
Сегодня не может быть «ни за, ни против».Лишь только – «за»,
Лишь только – «против».
Сейчас не может быть «ни да, ни нет»
Иль только – «да»,
Иль только – «нет».
Не видишь разве кровью злой
набухли над планетой облака?
И выползает тьма из всех расщелин.
И, обезумев, мечутся стихии.
И лист бледнеет перед вселенскою грозой.
И конь дрожит и жаждет битвы.
И в напряженьи небывалом тетива
в руке, которая не знает пораженья.
И в устремленьи замерла стрела…
Великий Воин Гесер-хан –
Уничтожитель тьмы, Воитель Света,
Прошедший (и в который раз!) надземную дорогу духа
Ногами человека по земле.
Могучий Витязь Гесер-хан,
Защитник всех, кто ищет в Нём Защиты...
Но я уже защиты не ищу,
Великий Воин Шамбалы, Владыка Гесер-хан.
Я стать стрелой хочу в твоём колчане,
Которая разит врага.
Иль если не стрелой,
То наконечником её хотя бы иль оперением.
Лишь бы лететь, лететь, лететь туда,
Куда рука Твоя направит,
Великий Воин Шамбалы…Лариса Дмитриева Н.К. Рерих "Обитель Гэсэра" 1947г
В одной из своих работ Ю.Н. Рерих пишет: «…Царь Гесар упоминается среди четырех владык мира: на востоке под созвездием Плеяд (smin-drug) — владыка мудрости, император Китая; на юге под созвездием Gandusa — владыка религий, царь индийский; на западе под Луною (zla ba) — царь богатств, персидский царь; на севере под созвездием Большой Медведицы (sme-bdun) — царь полчищ, Гесар»… Указание на Большую Медведицу, на север для нас, символистов, очень важно, но не в этой работе погружаться столь глубоко, впереди ждёт много работы. И пусть слова великого напутствия звучат в наших сердцах:
«Творите Героев! В подвиге проходите Жизнь! Великая Эпоха настала, Эпоха Матери Мира, Эпоха Водолея, Эра Огня!