Судьба распорядилась и я полетела на Кипр, о чём не предполагала ещё в начале года. Это был не туристический отдых, а служение семье, но некоторые интересные исторические и археологические памятники смогла увидеть и прочувствовать, хотя жара очень напрягала. Решила написать что-то вроде заметок-зарисовок и познакомить вас с островом в таком же ракурсе, как познакомилась с ним сама.
Существует несколько легенд о возникновении названия, привожу наиболее достоверную с моей точки зрения. В античности здесь добывали и экспортировали в другие страны медь (или купрум). Тогда её называли Cyprium, соответственно остров, с которого её привозили, получил имя Cyprus.
Кипр, благодаря своему местоположению и великолепному климату, по-сути, являлся средокрестием, Ойкуменой цивилизованного мира прошлых тысячелетий. Кто только там не жил и кто только не оставил свой след на его благословенных берегах. Начиная с цивилизаций неолита, героев Эллады, Александра Македонского, апостолов Павла и Варнавы, Ричарда Львиное Сердце и до настоящего времени, когда этот лакомый кусочек земли делят три государства.
Официально территория Республики Кипр включает 98 % территории одноимённого острова (остальные 2 % занимают британские военные базы Акротири и Декелия). Республика Кипр образовалась в 1960 году, но в 1974 году произошло турецкое вторжение. В настоящее время, после этих событий, остров разделён на три части: 60 % территории острова контролируется властями Республики Кипр (населённой в основном этническими греками), 38 % — Турецкой Республикой Северного Кипра (населённой в основном этническими турками), 2 % — Британскими вооружёнными силами. Турецкая Республика Северного Кипра признана как независимое государство только Турцией, а для всего мира эти территории считаются временно оккупированными.
История острова начинается с эпохи докерамического неолита. Исторический памятник этого периода – поселение Хирокития. Название, конечно, условное и связано с названием соседнего района. Хирокития существовала в VII—IV тыс. до н. э. C 1998 г — это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В других частях острова найдены аналогичные поселения, но таких раскопок, как в Хирокитии там не проводилось. Население занималось земледелием и скотоводством, а жило в круглых домах из сырцового кирпича с плоскими крышами.
Я побывала в Хирокитии и на меня это произвело впечатление, в первую очередь, в связи с обычаем захоронения. Дело в том, что умерших хоронили под настилом пола в доме в позе эмбриона. Нигде в мире ничего подобного не встречается. Во многих культурах к предкам относятся с трепетом и почитанием, но чтобы жить на костях умерших не в переносном, а в прямом смысле! Конечно, мы понимаем, что ушедшие – это наши корни, это наш род, который поддерживает нас с тонких планов и наделяет силой, но вот такое почитание или, возможно, желание обрести мудрость и мужество предков, вызывает недоумение. Хотя бы в силу того, что, как мы знаем, в домах, построенных на кладбище, не желательно жить и это уже доказано учёными. Некротические испарения и их энергетика заставляют нас болеть. Может быть неслучайно средний возраст населения Хирокии составлял 22 года, было найдено очень много захоронений детей, а максимальный возраст жизни людей, как определили по захоронениям, составлял 33-35 лет. И ещё один интересный момент.
Жители всех поселений этой цивилизации как бы ушли в небытиё почти одномоментно. Они не оставили своих следов в каких то будущих цивилизациях, потому что после их «ухода» Кипр был необитаем около 1000 лет. Не напоминает ли это вам уход майя? Для учёных это остаётся загадкой, а мы можем предположить, что пространственно-временной континуум этого региона был свёрнут и жители Хирокитии перешли в другую вибрационную реальность, выполнив какую-то свою задачу в нашей реальности.
В раннем бронзовом веке вместо прежних круглых домов появляется новая архитектура культуры Филия. Датируется периодом 2500—2000 гг. до н. э. Названа по некрополю около г. Морфу в северной части острова. Затем наступает так называемая «катастрофа бронзового века», о чём можно прочитать в Интернете. Исчезает письменность некоторых цивилизаций, утрачиваются многие культурные ценности, человечество регрессирует и наступает период «тёмных веков». Разрушены многие города, нескончаемые сражения с «народами моря» приводят к гибели многие культуры средиземноморья.
В ходе «бронзового коллапса» на остров проникают «народы моря», в составе которых были и греки-ахейцы. Тем не менее, в отличие от большей части Средиземноморья, на Кипре вместо культурного разрыва с предыдущей эпохой наблюдается медленное «врастание» ахейских инноваций в местную культуру, а сам остров переживает расцвет из-за гибели бывших конкурентов на материке (Хеттское царство и Египет).
Возникли так называемые десять городов-государств Кипра. Раскопки трёх из этих древних городов мне удалось посетить, но на тот момент, будучи на Кипре, я ещё не знала истории острова и не понимала чем являются эти древние поселения.
Некоторые названия этих городов сохранились до настоящего времени и были перенесены на современные поселения. Например, Пафос – современный большой город с развитой инфраструктурой, с аэропортом (их на Греческом Кипре два, второй в Ларнаке). В Пафосе, который считается одним из основных курортных мест, прогулялась по набережной, но, прежде всего, меня интересовали знаменитые мозаики Пафоса.
Как часто бывает, Нео-Пафос был обнаружен случайно. Фермер начал перекапывать новый участок земли и наткнулся на остатки древней кладки. Сейчас здесь Археологический парк Пафоса — археологический музей под открытым небом. Прежде всего древний Пафос известен напольными мозаиками, хотя сохранились руины других сооружений II века н. э. — агоры, одеона и храма Асклепия. Раскопки на территории археологического парка начаты в 1960-х годах и продолжаются по сей день. Старая часть Пафоса, важной составляющей которой является археологический парк, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В справочнике сказано, что до настоящего времени найдены напольные мозаики четырёх вилл. Их названия связаны с изображениями на мозаиках. Например, Дом Тесея назван так, потому что на полу присутствует изображение битвы Тесея с Минотавром (см. на фото). Соответственно, в Доме Дионисия много мозаик, связанных с Дионисом и его ритуалами. По преданию считается, что именно в Доме Дионисия жил правитель Кипра римский проконсул Сергиус Павел, а это значит, что именно в этом доме он был обращён в христианство апостолами Павлом и Варнавой. Таким образом, Кипр стал первой в мире страной, которой управлял христианин. Возможно и даже очень вероятно, что именно по этим мозаикам ступали ноги апостолов!
Ещё один древний город-государство, который удалось посетить – это легендарный Курион. Он находится в 22 км от Лимассола, где я жила. Он был построен в XII веке до н. э. микенцами, которые принимали участие в Троянской войне. Принадлежал грекам, римлянам и византийцам. Все строения построены из известняка и представляли собой комплекс из 30 самых разных помещений, включая несколько бассейнов для купания. Во время раскопок был обнаружен золотой жезл, который, предположительно, был создан в XI столетии до нашей эры. Это находка и подтверждает мнение о том, что Курион основан в 11-12-м веках до нашей эры.
Лучше всего в Курионе сохранился античный театр, расположенный на берегу залива Епископи, который вмещал до 3000 зрителей. Этот отреставрированный театр греко-римской эпохи был построен во II веке до н. э. И сейчас в этом театре проходят концерты под открытым небом, а в день нашего приезда шла подготовка к празднованию 20-тилетия русской школы на Кипре, как вы видите на фотографии.
В ходе раскопок были обнаружены дом Евстолиоса с римскими термами, дом Ахиллеса и дом Гладиаторов с прекрасными мозаичными изображениями. Здесь находятся также развалины раннехристианской базилики, относящейся к V веку н. э., а также руины частных домов и большого нимфеума. Древний Курион считался самым мощным и великим городом из всех десяти городов-государств.
Несколько слов о Доме Ахиллеса. Он не имеет прямого отношения к этому герою. Дом когда-то принадлежал богатому римскому вельможе, возможно, не раз передавался от одного рода к другому. Свое название постройка получила благодаря мозаичным изображениям на стенах. Мотивы Троянской войны и событий из жизни Ахиллеса являются основными в оформлении этого дома. И среди них история о том, как Одиссей нашёл Ахилесса. Мать Ахилла, богиня Фетида, пытаясь обмануть судьбу, спрятала своего сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Юношу одели в женскую одежду и держали вместе с царскими дочерьми. Греки знали, что без Ахилла троянцев не победить и Одиссей придумал, как его найти.
Одиссей переоделся торговцем и разложил перед дочерьми царя украшения и немного оружия. После этого он приказал своим воинам изобразить шум боя. Дочери царя побежали прятаться, а Ахиллес, в котором заговорила кровь воина, схватился за меч, чем и выдал себя. Именно эти мозаики и изображены в Доме Ахилла.
Третьим городом-государством, где я побывала является Аматус, расположенный на окраине Лимассола. В бронзовом веке города на его месте ещё не было, а первые следы человеческой деятельности в этой местности датируются археологами в эпоху раннего железного века около 1100 года до нашей эры. Легендарным основателем города считается Кинир (первый царь Кипра), отец Адониса и основатель культа Афродиты на острове, который назвал город в честь своей покойной матери Аматус (Аматеи).
Так же существует легенда, согласно которой Тесей бросил свою возлюбленную Ариадну, дочь Критского царя Миноса, которая помогла ему победить Минотавра и бежала с ним от отца, в священной роще под названием Аматуса, где та умерла во время рождения ребёнка и была там же похоронена. У нас была большая программа связанная с Тесеем, Критом, Критским лабиринтом, Минотавром, о чём на нашем сайте стоит статья.(см. работу "Крит-"Да будет в смерти - бессмертие"!) В этой роще находилось святилище Афродиты и её священный лес. Это произошло в XI веке до нашей эры. В последствии этим же именем стал именоваться появившийся город.
Существует и другая легенда, по которой Тесей был вынужден оставить Ариадну, т.к. ему явился Дионис, влюблённый в см. Ариадну, и сказал, что девушка должна принадлежать ему. Тесей уплыл с её сестрой Федрой и в дальнейшем женился на ней.
В 332 году до н.э. царём города-государства Аматуса был Андрокл, который перешёл на сторону Александра Македонского и участвовал в осаде Тира. Позднее политическое значение Аматуса постепенно сошло на нет, но процветающие там культы Афродиты и Адониса оставались известными длительное время. Эпитет «аматуский» в римской поэзии встречался намного чаще, чем «кипрский», что свидетельствует о большой славе города.
Город имел естественную гавань, но море наступало, в результате порт и часть города оказались затопленными и сейчас там прекрасный дайвинг, т.к. на дне много развалин, колонн и др. архитектурных памятников.
Я ходила по развалинам и было странное ощущение сопричастности его древней жизни, истории, оставшейся в мифах и легендах. По этой земле ступал Тесей, после триумфального возвращения с Крита. Здесь родился его сын, будущий участник Троянской войны. Интересно, но именно на этом клочке земли, очень маленьком, по сравнению с другими раскопками городов-государств, мне удалось ощутить «дыхание веков» и понять, что ничего нет в прошлом, а есть только «здесь и сейчас». В этот самый момент, в другой временной реальности, Тесей подаёт руку Ариадне и сводит её на берег со своего корабля.
Первый царь Кипра, как уже сказано выше, Кинир, стал основателем культа Афродиты и поэтому именно на Кипре существует одна из самых красивых бухт на свете, легендарная бухта Петра-ту-Ромиу, которой отдана честь считаться местом рождения Афродиты. По Гомеру Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее имён: Киприда). Для нас неважно, чьё мнение ближе к истине. Все, кто смотрел фильм «Облачный атлас» помнят, как в нём хорошо показано возникновение культа поклонения с течением веков, просто обыкновенным людям.
Но стоя на берегу прекрасной бухты так легко представить себе полотно Боттичелли «Рождение Венеры». Думаю вы помните, что Венера и Афродита одна и та же богиня, имеющая разные имена в римской и греческой мифологии.
Мне очень хотелось побывать в самом древнем и важном святилище Апполона на острове и незадолго до отъезда это удалось осуществить. Было неимоверно жарко, но, как не странно, именно в этом месте, на этой земле на меня снизошло какое-то благостное состояние. Не хотелось никуда двигаться, а просто смотреть на эти развалины и представлять себе всё великолепие этого священного места. Несмотря на желание быстрее вернуться домой под душ, уйти было просто невозможно, как будто земля примагнитила. У меня возникло стойкое ощущение, что это место мне знакомо и я здесь бывала, возможно, и не один раз. Странное, волшебное состояние узнавания.
А мой внук умудрился, прыгая с камня на камень, не просто упасть на колени и живот, а ещё и приложиться головой, виском о камень, но, слава Богу, не очень сильно, хотя кровь пошла. Я обработала его раны и подумала, что его кровь, а следовательно и моя, связаны с этим местом. Падал он на развалинах часто – хочется же всюду полазить, но никогда не ударялся головой, а это уже знак.
В справочнике написано: «Самым известным упоминанием этого святилища в античных источниках является рассказ греческого историка и географа Страбона в Книге XIV его сочинения «География». Страбон упоминает святилище в следующем контексте: «Во всяком случае началом западного морского пути на Родос является Курий (Курион); затем тотчас идет мыс, откуда сбрасывают святотатцев, коснувшихся алтаря Аполлона».
Древний храм был построен во время бронзового века и разрушен в 365 году до нашей эры в результате землетрясения. Во времена Птолемеев были восстановлены многие разрушенные здания древнего святилища. Возрождённый храм датируется началом 3-го века до н.э. Это святилище было идентично святилищу Аполлона в Эпидавре в Арголиде. До сих пор сохранились надписи с именем Аполлона (5-4 век до н.э.).
Завершаю этот небольшой экскурс в историю Кипра рассказом о двух христианских святынях наших дней. В день прилёта по дороге из аэропорта меня завезли на смотровую площадку мужского монастыря Ставровуни, в сам монастырь вход женщинам закрыт, хотя он и был основан женщиной. Ставровуни в переводе с греческого означает «Святой Крест».
Считается, что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр. Согласно преданию, явившийся ей во время бури ангел повелел основать на острове монастырь, пять храмов и оставить частицу Животворящего Креста, обретённого ею в Иерусалиме. Как гласит монастырское предание, перед тем как Елена сошла на берег, была обнаружена пропажа креста благоразумного разбойника. После долгих поисков он был найден парящим в воздухе над вершиной горы Олимп. Крест благоразумного разбойника со вложенной частицей Животворящего Креста и одним из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, был оставлен Еленой на вершине этой горы. На этом месте и был основан монастырь, а гора стала называться «Гора Креста».
Вид со смотровой площадки открывается на весь остров, а сам монастырь выглядит на вершине горы просто потрясающе – настоящая древняя крепость, которая готова отразить любую атаку врага. Фото, которые вы видите сделаны не мной, а найдены в Интернете, потому что мой фотоаппарат находился в чемодане, ещё не распакованном на тот момент.
Итак, знакомство с Монастырём Ставровуни было в полном смысле слова поверхностным или издали, а вот в главный монастырь Кипра Киккский мне удалось поехать на весь день. В справочнике написано, что монастырь настолько вычещен, что создаётся ощущение глянцевой открытки. Согласна, это место туристического паломничества. Считается, что если не побывал в монастыре Киккос, но не был на Кипре. И с этим согласна, потому что сам монастырь, оформление, включая часовни, поражает и восхищает. Великолепные фрески в прекрасном состоянии, очень яркие краски – всё отреставрировано просто идеально.
Немного об истории монастыря. Его полное название - Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Монастырь был основан примерно в конце XI века византийским императором Алексеем I Комнином и находится на высоте около 1140 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос. История его возведения связана и с историей прибытия на Кипр Киккской иконы Божьей Матери.
P.S. В пещере горы Киккос жил старый отшельник по имени Исаия. Однажды на охоте византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис попросил Исайю указать ему дорогу и, не получив ответа, ударил отшельника. Тяжело заболев, наместник вспомнил о своём поступке и стал молить Бога о выздоровлении, чтобы попросить прощения у отшельника. Мольбы наместника были услышаны и он исцелился.
В свою очередь отшельнику было явление Бога, который сказал ему, что всё случившееся с наместником является частью божественной воли и велел попросить Мануила Вутомитиса доставить ему икону Девы Марии, написанную апостолом Лукой на Кипре, которая хранилась в императорском дворце в Константинополе.
Наместнику это казалось невозможным, но всё таки вместе с отшельником, он отправился в Константинополь. Вскоре, дочь императора заболела той же болезнью, что некогда и Мануил Вутомитис. Воспользовавшись этим, наместник тут же отправился к императору Алексею I Комнину и рассказал ему о отшельнике Исаии и о том, что с ним случилось, и заверил, что его дочь тут же исцелится, если он согласится отправить икону на Кипр. В своём горе император не видел другого выбора и согласился. Дочь его вскоре исцелилась.
Киккская икона Божьей Матери, роспись мозаикой стен Киккского монастыря.
Однако, император, не желая расставаться с иконой, призвал к себе лучших художников империи, чтобы они нарисовали её точную копию, чтобы отправить её на Кипр. Ночью императору явилась во сне Дева Мария и сообщила, что желает видеть оригинал её иконы на Кипре, а копии пусть хранятся у него самого. И уже на следующий день корабль с иконой Богородицы отплыл на Кипр, где её уже ждал Исаия. Во время шествия от побережья к горам Троодос деревья сгибали свои стволы и ветви в знак приветствия и уважения к святой иконе. Вскоре после перенесения иконы на остров, император распорядился соорудить церковь и монастырь в горах, где размещалось бы её хранилище.
Так как монастырь был основан императорскому указу и на средства императора Алексея Комнина, он получил эпитет «царский» (Βασιλική).
Фотографии ниже мои и на них монастырь и одна из фресок.
Интересно было увидеть на стенах монастыря один из самых эзотерических символов. С одной стороны – это, конечно, христианский образ – символ жертвенности. Тот факт, что гнездящиеся взрослые птицы наклоняют клюв к груди и кормят птенцов принесенной в горловом мешке рыбой, привел к ошибочному заключению, будто птицы-родители разрывают себе грудь, чтобы напитать птенцов своей кровью. Символизирует также милосердие и кротость. Одна из наиболее известных аллегорий Христа.
В своей знаменитой Энциклопедии Мэнли Холл посвящает этому символу отдельную главу и пишет, что это символ самоотверженной родительской любви, а также один из основных символов алхимии - распавшегося в жидком свинце философского камня, который плавится и растворяется, чтобы вызвать превращение свинца в золото. Тем самым пеликан представляется символом бескорыстного стремления к облагораживанию. В масонстве он также иллюстрирует «розенкрейцеровское» звание шотландской системы масонства. Принадлежащие к нему «рыцари розы и креста» в старых системах называются также «рыцарями пеликана».
Ну а теперь жемчужина, которую я оставила на «закуску». В 1926 году в Киккском монастыре начал своё церковное восхождение Макарий (Мускос), ставший впоследствии представителем Кипрской Церкви и первым президентом Кипра. Памятник ему стоит на горе и от него начинается очень красивая пешеходная дорога, вернее две дороги, охватывающие гору с двух сторон, и ведущие на вершину, к потрясающей часовне.
Часовня стоит на самой вершине горы Трони. Трони - это множественное число от слова «трон», «престол». Дело в том, что наверху установлен престол с изображением (в виде мозаики) иконы «Пресвятой Киккской Богородицы». С давних времен она почиталась греками-киприотами как святая, избавляющая от засух. А засухи и лесные пожары на жарком и солнечном Кипре случаются, каждое лето. У киприотов в связи с этим есть традиция выносить икону (не обязательно Киккскую, главное, почитаемую) на возвышенность и устанавливать ее на специальный каменный трон и рядом с ней молиться о дожде. Икона Богоматери Киккотиссы - это самая почитаемая на Кипре икона, поэтому для нее выбрана целая гора и установлен специальный трон с мозаичным изображением.
Что меня очень впечатлило, то это оформление дорог: вдоль них установлены мозаичные иконы христианских святых в полный рост. Есть здесь и Сергий Радонежский и Серафим Саровский не говоря уже о Св. Георгии, муч. Стефане и многих, многих других. Я шла вдоль этого иконостаса и здоровалась с известными мне святыми, а их оказалось много, т.к. многие проходили по нашим программам. Мои дети смотрели на них и, как сказал мой сын, они же все одинаковые, и насколько мне было интересно, потому что они для меня не просто знакомые, а в какой-то мере, родные. Я знаю историю жизни многих, их чудотворения, их подвиги, это была встреча старых друзей, я здоровалась с ними и они шли рядом со мной на всём этом пути.
Такая красота вокруг, воздух аж звенит, вид с горы открывается фантастический, а ты идёшь по дороге к Храму, в сопровождении святых, и пусть путь выложен не белой, а розовой плиткой, всё равно – это путь к Храму и он прекрасен!
Часовня очень интересной архитектуры, трёхуровневая. Даже нельзя сказать, что это часовня, скорее небольшая церковь, т.к. её отделка и внутреннее убранство поражает своей красотой и богатством. Ниже фотографии здания снаружи и внутри. Я была поражена, что высоко в горах, куда мало кто поднимается, сделали для людей такую красоту! Роспись стен, потолка, колонны и арки, фигуры ангелов - все это смотрится очень гармонично, единым ансамблем. Пусть это новодел и, как указано, окончательно часовня была завершена только в прошлом году, но как же это красиво!
В первую очередь, только войдя, я удивилась, что под иконой Божьей Матери горит огонь, и только подойдя ближе поняла, что так на полу отражается свет, льющийся с другой стороны часовни через мозаичное окно с красным стеклом. Посмотрите на фотографию, ведь действительно пылающая лампада и как всё продумано!
На колоннах возле входов фигуры ангелов, а в углах опять мозаики святых. Под потолком витражные окна в зелёных тонах, через которые часовня освещается каким-то рассеянным и таинственным светом. Необыкновенно красивый мозаичный пол и в каждом углу изображены пчёлы. Пчёла и на иконостасе над иконой Божьей Матери, а если увеличить фотографию, что я и сделала ниже, то её хорошо видно. Наш знак в этой часовне везде.(см. работу "Игра в Боснии и Герцеговине")
Оказывается, символом монастыря является пчела, как символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты. Но не только, есть несколько моментов, о которых ходят легенды среди местных жителей. И один их них следующий: во сне Богородица явилась Исайе и сказала, что ему будет знак, какая икона является подлинной. Этим знаком стала пчела, севшая на настоящую икону. Теперь понятно, почему в сувенирных лавках встречаются пчёлки во всех видах, а в оформлении часовни присутствуют пчёлы.
Пора заканчивать. Были ещё водопады, венецианские мостики, горные дороги и кедровые рощи, но это уже просто красота природы острова и это надо видеть собственными глазами.
А в заключении фотография Луны с набережной Лимассола. Обычно такие фото в темноте не получаются, нужна большая выдержка, иначе всё расплывается, т.е. нужен штатив и определённый объектив, но как ни странно, у меня что-то получилось и не слишком расплылось. Я считаю эту фотографию подарком Кипра и дарю её Вам!