Главное меню

Мы в Facebook

Дорогие друзья!

 У вас появилась уникальная возможность купить книги Л. Семёновой «От Озириса до Деда Мороза» и «Звёздные Врата 11:11».


Подробнее...

Портовый город Гамбург во все времена был веротерпимым: в нем с давних пор действуют религиозные храмы многих конфессий, ставшие уже неотъемлемой частью облика нашего города. Одним из них стал православный храм святого Прокопия (на снимке).

 Для выходцев из России и стран СНГ, живущих в настоящее время на севере Германии, представляет интерес не столько храм в Гамбурге, сколько личность Прокопия – православного святого с немецкими корнями. 21 июля исполняется 700 лет со дня его смерти. Жизнь святого Прокопия стала примером духовного взаимовлияния между Западом и Русью. Этот реально существовавший человек сначала был купцом, торговавшим с Великим Новгородом. Родом он «от западных стран, от немецкия земли», католического вероисповедания. В то время как русские церковные источники, опирающиеся на житие святого, не указывают места его рождения, в Германии считается, что он родился в Любеке. 

В Великом Новгороде этот ганзейский купец перешел в православие, раздал все свое имущество и под именем Прокопия отправился в древний русский город Великий Устюг, встав на путь «юродства Христа ради». Иными словами, купец добровольно стал нищим скитальцем, принявшим образ человека, лишенного здравого ума, но обладающего даром прорицания. В 1290 году за неделю до сильной бури он предупредил жителей города о надвигающейся беде. Русская православная церковь считает Прокопия Устюжского первым на Руси юродивым, который стал святым. На месте его захоронения в Великом Устюге был построен собор. С тех пор святого Прокопия особо почитали в России.

Следует сказать, что Православной церковью канонизированы еще два святых германского происхождения. Первый – святой Исидор, ростовский чудотворец, Христа ради юродивый. Он родился в окрестностях Бреннабора (Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания. Оставив свой дом, он отправился в долгое странствие по разным странам и однажды оказался в России. Он принял православие в Ростове Великом, поселился в непокрытой хижине из хвороста и стал юродивым. Умер блаженный Исидор в 1474 году и почитался Русской Православной церковью уже в XV веке. Позже царь Иван Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев.

Менее очевидно германское происхождение скончавшегося в 1581 году Иоанна Ростовского, на гробнице которого лежит «древняя псалтырь на латинским языке в кожаном переплете». Судя по тому, что святой читал латинские книги, полагают, что он был «образованный и благородного происхождения».

Кстати, вот еще один интересный факт из истории духовных связей между Русью и Германией: архиепископ Гамбургский и один из основателей города святой Ансгар (801–856) имел отношение к крещению северных регионов Древней Руси, и было это почти за полтора века до официального принятия Русью христианства.

Но вернемся к гамбургскому храму святого Прокопия. Он принадлежит Русской Зарубежной Православной церкви, построен в 1961–1965 годах архитектором А. Н. Серовым по проекту А. С. Нюрнберга. По словам отца Амвросия, очевидца строительства храма, А. Н. Серов проживал в то время в Гамбурге, а позднее стал личным другом императора Эфиопии Хайле Селассие I и даже построил еще одну церковь святого Прокопия – на этот раз в Африке. Внутри гамбургский храм расписан бароном Н. Б. фон Мейендорфом. Художник изобразил на фресках в общей сложности 30 святых Русской Православной церкви – в том числе княгиню Ольгу и великого князя Киевского Владимира, Александра Невского, Иоанна Кронштадтского, а также самого Прокопия Устюжского и других святых. В течение года художник работал над росписью храма, специально для этого приехав из Вены. Иконостас был подарен также бароном Мейендорфом.

В 1965 году храм святого Прокопия был торжественно освящен митрополитом Филаретом. Это событие отметила газета Hamburger Abendblatt от 6 сентября того года. Ее корреспондент упоминает, что представитель городского Сената в своем выступлении особенно подчеркнул религиозную толерантность города, считая появление нового храма своеобразным подарком Гамбургу. Евангелический епископ д-р Ханс-Отто Вельбер пожертвовал русскому православному приходу крупную сумму. В наши дни храм, построенный в стиле старинных московских церквей, стал памятником русского зодчества и настоящим украшением Гамбурга.

Православная церковь 21 июля почтила память святого Прокопия, умершего в этот день 700 лет назад. Неотъемлемой частью облика нашего города уже почти четыре десятилетия является православный храм святого Прокопия, построенный в стиле старинных московских церквей. Но это, конечно, не первый православный храм Гамбурга.

Просматривая свой архив времен питерской жизни, я наткнулся на копию заметки «Русская церковь в Гамбурге», опубликованной в газете «Новое время» от 16 января 1902 года. Оказывается, более 100 лет назад в Гамбурге, в «верхнем этаже Русского дома и Братства Святого князя Владимира» по адресу: Boehmerweg 4, открылась домовая церковь во имя святителя Николая. Инициатива появления церкви принадлежала министру-резиденту России (говоря современным языком – консулу) в Гамбурге А. В. Вестману и настоятелю посольской церкви в Берлине протоиерею Алексею (Мальцеву). Алексей Петрович был известен не только как священнослужитель, но и как автор трудов по истории Русской Православной церкви за рубежом. Его перу, в частности, принадлежит книга «Православные церкви и русские учреждения за границей», изданная в 1906 году в Санкт-Петербурге и в 1911 году в Берлине.

 В 1895 году был учрежден комитет по сооружению храма, собравший пожертвований на сумму почти в 30 000 марок. На эти средства «неподалеку от канцелярии русской миссии в Гамбурге» был приобретен дом, на верхнем этаже которого устроили церковь. В ней установили иконостас, украшенный «прекрасно сохранившейся старинной живописью по шелку». Вплоть до 1902 года этот иконостас еще со времен Екатерины II находился в Стокгольме. И по сей день на Boehmerweg 4 сохранилось здание, о котором идет речь. Теперь это обычный жилой дом, и о находившейся в нем русской церкви напоминают лишь сохранившееся изображение иконы, установленное на крыше, а также чугунная решетка с православным крестом (на снимке), украшающая вход в здание.

После 1945 года в Гамбурге появилось много православных верующих, и возникла необходимость в появлении нового храма. Идея его строительства в честь святого Прокопия принадлежала отцу Стефану (Ляшевскому), который во время войны оказался беженцем в Германии и основал этот приход. За получением земельного участка для церкви обратились к английским оккупационным властям. Те выделили участок на Harvestehuder Weg 27c, где все здания тогда были разрушены в результате бомбежек. Когда стали копать котлован для фундамента, нашли большую бронзовую плиту с надписями времен нацистского режима. Эту плиту прихожане продали как цветной металл, а вырученные деньги также пошли на строительство небольшого храма.

Интересно, что первая икона святого Прокопия для этой церкви была написана инокиней Марией – женой отца Стефана. Сам отец Стефан позднее основал в Любеке еще один приход святого Прокопия, существующий по сей день. Потом Стефан Ляшевский уехал в Америку, где и скончался в 1986 году. Он был автором книг «Доисторическая Русь» (1977) и «История христианства в Земле Русской с I до XI века» (1968).

Храм св. Прокопия на Harvestehuder Weg 27c просуществовал недолго: в связи с постройкой новой гимназии на этом участке власти Гамбурга предложили прихожанам новое место и оказали помощь в строительстве храма на Hagenbeckstrasse. В настоящий момент приход св. Прокопия возглавляет отец Иосиф. Он родился в Польше в 1960 году в православной семье. Его отец до глубокой старости был псаломщиком в одной из церквей. Сам отец Иосиф также не видел своего будущего вне Православной церкви. Он окончил духовную семинарию в Варшаве и принял рукоположение в русском православном монастыре в Мюнхене. Позже возглавил приход в небольшом городке в Баварии, а с 1996 года – в Гамбурге.

Отец Иосиф хорошо знает своих прихожан. Это не только живущие в Гамбурге русские, потомки эмигрантов первой волны, но зачастую и коренные немцы, принявшие православие уже после Второй мировой войны. Примером может служить судьба отца Амвросия. Родившийся в обыкновенной немецкой лютеранской семье, он оказался в плену в России, и что-то перевернулось в душе бывшего солдата вермахта. Он принял православие и стал священником под именем Амвросия, совмещая религиозную деятельность с будничной работой портового врача. В последние годы количество жителей Гамбурга, исповедующих православие, заметно увеличилось. Выросло и число прихожан в храме, носящем имя православного святого с немецким происхождением.

e-max.it: your social media marketing partner