Главное меню

Мы в Facebook

Дорогие друзья!

 У вас появилась уникальная возможность купить книги Л. Семёновой «От Озириса до Деда Мороза» и «Звёздные Врата 11:11».


Подробнее...

 

Про оригами и не только...

 Если бы мне кто-нибудь в молодости сказал, что я выпущу несколько книг, буду профессионально заниматься творчеством и, тем более, буду работать учителем – я бы очень удивилась. И сказала бы, что это, наверное, ошибка, это не про меня. Я часто слышала от сверстниц, что они хотят стать воспитательницами (когда мы были в детском саду) и учительницами (когда мы учились в школе). Про себя я это никогда не могла сказать. Потому что школу я как-то не очень любила. Но любила математику и нашу очень строгую учительницу Елену Петровну. С теми знаниями, которые она нам дала, можно было спокойно поступать в любой институт, даже троишникам. У меня были пятёрки, и я выбрала Московский энергетический институт. Там было интересно, весело и вовсе несложно. Это позже, когда уже работала педагогом, я задавала себе вопрос: «Почему я пошла туда учиться? Что на самом деле там происходило? В чём смысл этой учёбы?» Ответы на эти вопросы  становятся понятны только теперь, спустя тридцать лет после окончания института.

Я помню один очень яркий момент своей жизни, когда мои знания математики были как никогда кстати. Несколько лет назад состоялась встреча нашей группы с писателем Курляндским, работавшим до перестройки на космос. С тем самым, который открыл нам, что астрономически город Великий Устюг в день летнего солнцестояния находится под центром галактики. Объясняя это с помощью стереометрии (пространственной геометрии) он говорил языком математических терминов, которые мне были абсолютно понятны. Я помню, что испытывала чувство восторга оттого, что я всё понимала. Именно тогда мне и подумалось: «Как хорошо, что я училась в техническом вузе».

Знания по математике и физике мне помогали в общении с детьми, особенно с мальчишками, т. к. очень часто детям приходится рассказывать о принципах работы механизмов, природных явлениях и много ещё чего – ведь всё вокруг основано именно на законах физики и математики.  Кстати, и творчество тоже, только они там как бы на заднем плане, несколько завуалированы. Но никуда от них не деться. Потому что всё, всё, всё связано.

Как-то меня заинтересовала фраза «Если человек гениален, то он гениален во всём». Это я слышала по поводу артистов, художников и других людей творческих профессий, которые пробовали себя в других амплуа и тоже добивались успехов. Позже, когда сама начала заниматься творчеством, я нашла объяснение этому. Чем на самом деле является занятие творчеством? Это постижение законов цвета, звука, композиции и т. д. И параллельно освоение навыков, приёмов, позволяющих создавать произведения, соответствующие этим законам. А поскольку все эти законы сводятся к законам математики, т. е. они все едины, можно сказать, что закон гармонии один. Это естественно, что если человек в своей области стал мастером и познал закон гармонии, то, начав творить в другой области, он также будет использовать его. Я думаю, что, познав этот закон, человек вряд ли свернёт с этой дороги, хотя может вмешаться  человеческий фактор. А если говорить проще – человеческое эго. Это тоже испытание и порой более трудное, чем познание закона гармонии.

Всё достигается трудом – этот закон является одним из самых важных на нашей планете. Просто порой окружающим вас людям не виден ваш труд в полном объёме. И когда они видят прекрасные результаты труда – им кажется, что всё это легко и просто. Хотя, что бы достигнуть принципа лёгкости, было «пролито много крови и пота». И это основной принцип работы мастера: лёгкость – гармония – простота. И тут вспоминается моя любимая фраза: «всё гениальное – просто».

 Очень люблю японское искусство – с помощью минимального количества предметов создать настроение. Это как некий символ, который несёт огромную смысловую нагрузку. Сейчас у меня нет никаких сомнений в том, что когда-то давно я жила в Японии и тоже занималась оригами. Мне очень нравятся бумажные шары, которые на японском языке называются  кусудамы. Изначально эти шары делались из живых красных гвоздик. Они использовались в синтоистских мистериях, которые проводились на квадратной площадке под открытым небом. В каждом углу этого квадрата находился большой шар из гвоздик, символизирующий солнце. Со временем шары стали меньше, и делаться они стали из бумаги. Теперь кусудамы «обитают» в помещениях и являются чудесным украшением. Так вот именно с желания сделать кусудаму у меня всё и началось.

Совершенно случайно, вместе с классом своего старшего сына, я попала на выставку Санкт-Петербургского центра оригами, которая проходила в музее Н.Островского на Тверской улице. И когда я увидела кусудамы, причём их там было много, я влюбилась в них с первого взгляда. Я ощутила в себе сильное желание научиться их делать. Это было начало 90-ых, литературы по оригами тогда практически не было. И когда появлялась в поле зрения какая-нибудь книга по оригами – обязательно покупалась и детально прорабатывалась. На самом деле оригами увлеклась не только я, но и мой младший сын. Вначале мы шли с ним вровень. Но потом он вырвался вперёд, если это можно так назвать.

 Сын увлёкся сложными фигурами, а меня всегда привлекала декоративность. Это шары, цветы, открытки. В общем, всё то, что создаёт хорошее настроение. С некоторых пор я поняла, что меня больше привлекает сам процесс, чем результат. Когда дети начинают складывать, они с радостью показывают свои результаты родителям, дома образуется целая выставка. А потом они спрашивают: «Что делать? Дома целый музей. Некуда ставить новые работы» Я всегда отвечаю: «Дарить!» Я стараюсь детей ориентировать на создание подарков. Потому что, первый этап обучения – это копирование образцов, простых или сложных – это не важно. Когда ты освоил технику, то уже хочется что-то добавить своё или что-то изменить. И тогда работа становится немного другой, уже твоей. А во время этой работы появляются и другие мысли – это сделать по-другому, добавить другие детали, изменить форму и т. д. и т. д. Всё! Процесс пошёл! А потом ещё идея приходит. А потом ещё…

Очень часто ребята приходят на занятия со словами: «Мне нужно сделать подарок!» И это здорово. Это значит, что окружающие ценят их работу, а от этого повышается их самооценка. Как правило, рукодельные подарки нравятся всем, т. к. это всегда оригинально и интересно. Дети особенно стараются при  изготовлении подарка. Наверное, представляют, как они будут вручать его имениннику. Позже они рассказывают, какое впечатление произвёл их подарок. Как правило, подарки нравятся не только именинникам, но и другим гостям. Потому что, глядя на работу, можно ощутить настроение и то старание, с которым ребёнок это делал. Постоянно повторяю детям, что их настроение, мысли напрямую передаются их поделкам.

Один классический пример. Занятие по оригами. Делали картину «Подводный мир». Для этого складывали рыбок, водоросли. А затем всё это нужно было приклеить на картон. Один мальчишка пришёл из школы и очень был расстроен, т. к. получил двойку. Всё занятие он переживал – как отреагируют мама и бабушка на его оценку. Он часто  отвлекался от работы. И мне приходилось его успокаивать и помогать. В конце занятия все работы были выставлены для обсуждения. Его работу можно было сразу отличить от других! Водоросли на его работе были не такими волнистыми и обтекаемыми как у всех. Они были очень колючими, как иголки ёжика. Это было так наглядно и очевидно. Всегда напоминаю ребятам, что их настроение передаётся работе. И сама не сажусь за работу, если я очень устала или нет соответствующего настроения. Потому что хочу, чтобы моя работа радовала других. А идеально – зажечь свечи и ароматические палочки, включить красивую музыку – вот тогда абсолютно точно получится шедевр!!!

 С помощью оригами легко и просто налаживать контакт как с ребёнком, так и со взрослыми. Абсолютно все любят бумажные фигурки, которые могут производить какие-либо действия – прыгать, плавать, махать крыльями, клевать, делать сальто и т. д. Это как некое волшебство – вот был квадрат бумаги. Потом он превратился в какое-то животное или ещё кого-нибудь. А вот оно ещё и выполняет какие-то действия. Не чудо ли это? Для большинства – да.  А на самом деле это воспоминание, что человек – творец, бог. Таким образом, он проделывает известный процесс сотворения на Земле всего. Ведь в переводе с японского «ори» – складывать, «гами» – бумага и БОГ! Поэтому слово «оригами» можно перевести как «Боготворчество» или «Сотворение мира» – как хотите.

Занятия, на которых мы играем или соревнуемся с помощью сложенных фигурок, проходят всегда  интересно и весело. Причём победителем в соревнованиях не всегда бывает явный лидер группы. Случается, что побеждает самая маленькая и застенчивая девочка. И её авторитет при этом сильно возрастает. В какой-то момент я решила собрать известные мне игры, некоторые придумала сама. Так и родилась книга «Оригами. Игры и конкурсы».

Оригами распространено по всему миру. Почти во всех странах есть свои клубы, центры, проводятся конференции, выставки. В Москве тоже есть свой клуб оригами. И вот в 2003 году туда пришли две кореянки и показали нам свои работы. Мы были просто потрясены увиденным. В большей степени прекрасной бумагой для оригами, которая выпускается у них на родине. Она была разных цветов, фактуры, с разными рисунками. Мы увидели работы в других техниках  бумажного творчества. Они спросили: «Хотите учиться?» Конечно. И ещё я запомнила одну фразу: «Мы хотим поднять ваш уровень». И с этим я тоже была согласна.

 Начался новый этап в моём творчестве. Я ходила на занятия как на праздник. Каждый раз мы делали что-то красивое и оригинальное, чего раньше я нигде не могла даже видеть. Я постепенно привыкала к хорошей бумаге. Она казалось шелковистой, легко складывающейся и очень красивой. Позже я узнала, что в Корее выпускается очень много разной бумаги. Существуют целые рынки бумаги. Помимо бумаги, они производят много таких вещей, которые очень украшают работы – это бантики, тычинки, глаза и т. п. Всё направлено на то, чтобы ребёнку понравилась его работа. После первой ему захочется сделать ещё и ещё.

Именно тогда я увлеклась бумагокручением или квиллингом. Это новый вид творчества в нашей стране. Никто не знал и не видел этого раньше. Правда прошло уже 7 лет и можно сказать, что число поклонников этого вида творчества увеличивается с каждым годом. Потому что это очень интересно!  Все дети, занимающиеся у меня оригами, начинают с удовольствием заниматься бумагокручением. Получаются интересные и оригинальные работы, которые нравятся и детям и взрослым. И опять – безграничные возможности для воплощения любых фантазий.

В разделе «Книги» есть страница, посвящённая нескольким книгам, которые я начала издавать с 2007 года. Сейчас уже вышло три книги, и они переиздаются, т. к. пользуются большим спросом и интересны не только детям, но и взрослым. Тяга к творчеству живёт в любом человеке. В детстве она проявлена в большей форме, а с возрастом мы углубляемся во взрослые проблемы и гасим в себе этот огонёк. Но где-то в глубине нас тлеет искра, которую можно разжечь и многие взрослые начинают заниматься оригами вместе со своими детьми, получая от этого не меньшее удовольствие.

e-max.it: your social media marketing partner