Содержание:
- Великие Моголы
- Бабур – садовод
- Акбар дважды Великий
- Архитектура Великих Моголов
- Тадж-Махал – образ Рая на Земле
I. Великие Моголы
Великие Моголы – династия правителей в Индии, потомки самаркандского правителя Тимура (1336-1405). Они правили / управляли Индией с 1526 г. по 1858 г. Самыми знаменитыми Великими Моголами, чьи имена история повторяет вновь и вновь являются Бабур, Акбар и Шах-Джахан.
Семейное древо Великих Моголов – потомков Тимура
Правители династии Великих Моголов в Индии:
- Бабур (правил в 1526-1530),
- Хумаюн (1530-1539, 1555-1556),
- Акбар (1542-1605),
- Джахангир (1605-1627),
- Шах-Джахан (1627-1658),
- Аурангзеб (1658-1707),
- Бахадур-шах (1707-1712),
- Джахандар-шах (1712-1713),
- Фаррук Сийяр (1713-1719),
- Мухаммед-шах (1719-1748),
- Ахмед-шах (1748-1754),
- Аламгир II (1754-1759),
- Шах Алам II (1759-1806),
- Акбар II (1806-1837),
- Бахадур-шах II (1837-1858).
II. Бабур – садовод
Основатель династии Великих Моголов – Бабур – полководец, поэт и писатель, по праву считается самым блестящим наследником Тимура. А самым блестящим наследником Бабура был его внук Акбар Великий, которому посвящена следующая глава. Бабур был правнуком Султан-Мухаммеда (внука Тимура), отец которого – Мираншах был третьим сыном Тимура.
Основатель династии Бабур (1483-1530) родился в Андижане, в Ферганской долине (современный Узбекистан). По отцовской линии он был потомком Тимура, а по материнской – Чингисхана. При первом бритье головы, прибывший из Ташкента в Ферганскую долину дед Бабура – суровый правитель Ташкента Юнус-хан, наградил его этим прозвищем, после нескольких безуспешных попыток выговорить данное ребенку имя – Захиреддин (в переводе с арабского – «Хранитель веры») Мухаммед. Старый монгол воскликнул, что мальчик напоминает ему тигренка. Прозвище Бабур-Тигр сохранилось за будущим завоевателем на всю жизнь (Бабур означает «Тигр»).
После смерти отца, 12-летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы он упорно стремился создать крупное централизованное государство на территории между Амударьей и Сырдарьей, но его планы не увенчались успехом. После изгнания в 1504 году узбеками-кочевниками из Средней Азии, Бабур обосновывается в Кабуле.
В 1526 году он разбивает Делийский султанат и основывает в Северной Индии новую правящую династию, которую называют «Моголы», что на персидском означает «монголы» в память о том, что они происходят из Средней Азии (Моголистана), которая являлась частью монгольского государства Чагатайский Улус – владение Чагатая (1186-1242), второго сына Чингисхана, которому принадлежало самое сердце Центральной Азии. Чагатай был назначен отцом великим хранителем Ясы – собрания общепринятых монгольских правовых установлений и обобщенной мудрости, сформулированных Чингисханом. Великими Моголами назвали эту династию европейские путешественники XVII века.
Бабур оставил свой след не только в мировой истории, но и в мировой литературе, как ценитель искусства, литературы и науки, поэт и автор «Бабур-наме» («Записки Бабура») – редчайшего и талантливого биографического произведения, в котором ярко и живо повествуется обо всех значительных событиях эпохи его правления, а также подробно описана политическая обстановка, царившая в Средней Азии, Афганистане и Северной Индии на рубеже XV-XVI вв. «Бабур-наме» составлено на основе тонких наблюдений Бабура за окружающим миром.
Подтверждением заслуг Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта являются новые переводы на французский язык «Бабур-наме», опубликованные под эгидой ЮНЕСКО в Париже в 1980 и 1985 гг. Наследие Бабура изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.
Бабур был один из немногих правителей, имевших мужество откровенно говорить о своих неудачах и поражениях, он умел с юмором отнестись к собственному поведению. Весьма интересны содержащиеся в «Бабур-наме» впечатления Бабура об Индии, ее природных особенностях и народах, населявших эту страну. С приходом Бабура Индия узнала, отличавшую потомков Тимура, любовь к садам, музыке и поэзии. Он познакомил Индию с персидскими садами, с древности олицетворявшими идею Рая, перешедшую в Библию и Коран. Бабуру удалось построить в Индии новый Самарканд, хотя это случилось уже после его смерти. Самым большим персидским садом в Индии является сад Тадж-Махала в Агре, построенный Шах-Джаханом в XVII веке.
Дочь Бабура – Гульбадан-Бегим была единственной женщиной-историком в средневековой Индии. Потомком Бабура была индийская поэтесса Зебунисо (дочь Аурангзеба – последнего сильного императора Великих Моголов). Зебунисо писала на персидском (фарси), также владела арабским и урду, изучала философию, литературу, астрономию, славилась не только каллиграфией, но и своей красотой.
Талантливый полководец, мудрый правитель, страстный садовод, он был любящим отцом и добровольно ушел из жизни ради выздоровления сына (когда его сын умирал, он вымолил у Аллаха жизнь сына в обмен на собственную). Спустя некоторое время после смерти Бабура, его останки были перенесены его афганской женой Биби Мубарикой Юсуфзаи из Агры в Кабул (его первую столицу), как он завещал, в загородный сад, который ныне известен как Сад Бабура (Баг-и Бабур). Бабур очень тщательно выбирал место своего погребения. Оставаясь в душе неисправимым романтиком и натуралистом, он просил ничем не накрывать его могилу, чтобы на нее мог падать дождь и лучи Солнца.
Рядом с его могилой в 1646 году строитель Тадж-Махала могольский император Шах-Джахан выстроил мраморную мечеть. Сама могила состояла из простой мраморной плиты на небольшом возвышении и на ней были начертаны следующие слова: «Только эта мечеть красоты, только эта церковь благородства, построенная для молений святым и явления херувимов, достойна стоять в столь уважаемом убежище, как эта дорога архангелов, эти небесные дали, этот светлый сад богоизбранного короля-ангела, который покоится в этом божественном саду, Захируддина Мухаммеда Бабура Завоевателя»
Бабур обладал восемью важными качествами: трезвым суждением, благородными амбициями, искусством победы, искусством управления, искусством добиваться благосостояния своих людей, талантом мягкого правления, способностью завоевывать сердца своих воинов, любовью к правосудию. Их унаследовал и приумножил его внук – Акбар дважды Великий.
III. Акбар дважды Великий
Индийский император Акбар Великий (1542-1605) был внуком Бабура и строителем империи Великих Моголов (империи Тимуридов в Индии) – крупнейшей державы Индии. Акбара Великого часто называют дважды великим, но не только потому, что в переводе с арабского, Акбар означает Великий. Он по праву считается одним из величайших правителей не только Индии, но и всего мира. Акбар Великий был современником первого русского царя Ивана Грозного и турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Акбар Великий, как его предки Тимур и Чингисхан, владел присланным ему Шамбалой Камнем Чинтамани – даром Ориона, ответственного за духовную эволюцию на Земле. Его военный гений был сопоставим с миссией просвещения.
Его гуманистические воззрения и любовь к мирной жизни гармонично сочеталась с военным талантом. Как и его славный предок Тимур, Акбар не проиграл ни одного сражения. Он собирал земли и сражался вовсе не из-за личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории. Акбар сумел объединить мусульман и индусов, дав стране долгожданную политическую стабильность, осуществлял политику, направленную, прежде всего на утверждение человеческого достоинства, духовного и физического здоровья нации. К Акбару в полной мере относится выражение Томаса Карлейля: «История мира есть, в сущности, история героев–вдохновителей, воспитателей и вождей народов».
Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» привел следующую классификацию различных типов героев: божество, поэт, пророк, духовный пастырь, реформатор, где особое место отводится герою-правителю, поскольку он органично соединяет в себе лучшие качества всех остальных типов. Если кратко суммировать основные, по мнению Карлейля, качества, выделяющие такого героя среди обычных людей, получится следующий список:
- глубокая искренность и проницательность;
- умение сквозь внешнюю видимость проникать в истинную сущность вещей;
- посвящение себя деятельности, преобразующей мир;
- духовное наставничество своего народа;
- одиночество среди толпы.
Такими качествами в полной мере обладал Акбар, годы правления которого (1562-1605) историки мира единодушно называют «веком Акбара». Даже сегодня Акбар Великий остается для индийцев символом милосердия, справедливости и благородства. Благодаря мудрой политике Акбара в многонациональной Индии долгое время удавалось сохранять мир.
Акбар выдвинул 3 принципа государственной политики:
1. Сохранение национального государства.
2. Веротерпимость, т. е. примирение мусульман с индусами.
3. Объединение Индии.
Акбара часто сравнивают с Библейским Соломоном, находя их сходство:
- оба прославились своей мудростью и справедливостью;
- оба задумывались о едином начале сущего;
- оба заботились об укреплении своих государств;
- оба творили справедливый суд;
- оба ощущали власть как тяжелое бремя;
- каждого смерть застала в самом разгаре созидания.
Натура Акбара была невероятно деятельной, он очень спешил жить и трудился на благо своего народа. Акбар, как просвещенный правитель, глубоко, масштабно и остро мыслил о государстве, о мире и месте человека в нем. Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого он бы не знал.
В 13 лет, после смерти отца, закончилось детство Акбара и начались трудные годы быстрого взросления и строительства великой империи. В свои 13 лет Акбар, чье детство прошло среди военных походов, был очень крепким и сильным юношей. Он неплохо разбирался в военном деле, обладал острым умом, великолепной интуицией, находчивостью, наблюдательностью и сильным чувством справедливости.
Условно можно выделить следующие периоды деятельности Акбара:
- 1562 – 1574 – расширение границ государства;
- 1574 – 1580 – экономические реформы;
- 1580 – 1602 – завоевание новых территорий;
- 1582 – 1605 – осуществление уникальной религиозной реформы.
Завоевательные походы для Акбара были не самоцелью, а скорее жесткой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства. В походах Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия. Джавархарлал Неру, оценивая политику Акбара, подчеркнул, что он «отдавал предпочтение победам, одержанным любовью, перед победами, одержанными мечом, хорошо зная, что первые более прочные».
Акбар объединил в один народ с общенациональной идеей множество различных этносов с устоявшимися традициями, обычаями, религиями. Им был осуществлен уникальный культурный синтез индуизма и ислама, позволивший империи, основанной Акбаром, просуществовать еще более полутора веков.
Одним из главных принципов политики Акбара был принцип веротерпимости. Акбар писал иранскому шаху Аббасу: «С самого начала мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах, а считать все народы слугами Божьими. Следует отметь, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».
При дворе Акбара было множество выдающихся личностей, которые обладали незаурядными дарованиями. Его особым вниманием и покровительством пользовались строительство и архитектура. Акбар прекрасно понимал и значение литературы, в его библиотеке было собрано 24000 рукописей. На службе у правителя состояло несколько тысяч стихотворцев.
Политикой Акбара был мир для всех, он предпочитал мирные занятия и не любил войн. Акбар привлекал к себе сердца многих людей. Особенно большую роль в его окружении играли «9 сокровищ» – наиболее талантливые и близкие Акбару по духу люди.
Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, а также наука о морали и поведении в обществе.
Акбар активно проводил политику смягчения религиозных разногласий. В 1582 году он провозглашает Дин-и иллахи – «Божественную веру», которая творчески синтезировала лучшие достижения различных религий. Одно из значений слова «дин» в арабском языке – «власть – подчинение», что очень близко древней концепции «власть – жертва», когда разумное и заботливое управление государством, самоотверженный труд правителя на благо своих подданных сочетались с подчинением всей его натуры Высшей Воле. Главный постулат Дин-и иллахи заключался в том, что в основе всех действий должен лежать разум. Во всех религиях Акбар ценил только чувство божественного и не придавал значения самому вероучению и его обрядности.
В то время как в Европе полыхали костры инквизиции, Акбар создал в своей столице Фатехпур-Сикри первый в мире парламент религий, где в духе свободы и уважения проводились религиозно-научные споры между представителями основных вероисповеданий Индийского субконтинента (ислама, индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, зороастризма, христианства, иудаизма и т. д.).
Проведенные Акбаром реформы показывают, что он осуществлял политику, направленную, прежде всего на утверждение человеческого достоинства, духовного и физического здоровья нации, что было в высшей степени дальновидно. За годы своего правления он отменяет множество налогов, запрещает продавать в рабство военнопленных, объявляет незаконным самосожжение, запрещает детские браки, то есть вступление в брак девочек младше 14 лет и мальчиков младше 16 лет, потому что они «дают слабое потомство, и супруги, достигнув зрелости, возненавидят друг друга».
Акбар смело отвергает слепое следование мертвой букве закона, механическое копирование древних традиций, предлагая взамен дух исследования и свободомыслия. «Превосходство человека зависит от сокровищ разума… Многие люди думают, что следование внешним признакам и букве ислама имеет смысл без внутреннего убеждения… Теперь ясно, что нельзя сделать ни шагу без факела доказательств, и лишь та вера истинна, которую одобряет разум», – утверждал властитель великой империи.
Сам XVI век, в котором жил и творил Акбар – это особенное время для всего человечества. Это время Ренессанса в Европе, эпохи движения Махди в исламе, время возрождения в Китае управляемом династией Мин, время суфизма и бхакти в Индии. Новая жизнь пульсировала в каждой цивилизованной стране, на арену вышли новые энергичные династии: в Англии – Тюдоры, во Франции – Бурбоны, в Испании и Австрии – Габсбурги, в Пруссии – Гогенцоллерны, в Египте – Мамлюки, в Персии – Сефевиды, в Средней Азии – Шайбаниды, в Китае – Мин, в Индии – Тимуриды, на Руси – Рюриковичи укрепляли централизованную власть Москвы. Все это происходило в одно время и можно говорить о детерминированности (неслучайности) этих событий. Можно сказать, что величие каждого правителя выражало общий новаторский дух эпохи: Генрих VIII и Елизавета в Англии, Генрих IV во Франции, Фридрих в Пруссии, Сигизмунд в Австрии, Филипп II в Испании, Сулейман Великолепный в Турции, шах Исмаил в Персии, хан Шайбани в Средней Азии, Бабур и Акбар в Индии, Иван III и его внук Иван Грозный на Руси.
В книге «Владыки и их обители» Марка и Элизабет Профет говорится, что Акбар был воплощением Махатмы Эль Мории, о котором впервые сообщила миру в 1880-х гг. Елена Блаватская. Другим воплощением Эль Мории был не менее известный, чем Акбар, шумер Авраам – общий праотец трех монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), см. здесь.
IV. Архитектура Великих Моголов
Следующим знаменитым правителем из династии Великих Моголов является внук Акбара император Шах-Джахан (1592-1666) в правление которого были построены величественные сооружения – Тадж-Махал в Агре, Красный форт и Соборная мечеть в Дели, принадлежащие к лучшим памятникам могольской архитектуры. При Ша-Джахане империя Великих Моголов достигла пика своего могущества. Шах-Джахан имел тоже тронное имя (титул), что и его предок Тимур (Завоеватель мира).
Однажды Шах-Джахан приказал вырезать на знаменитом «Рубине Тамерлана» имя, которое он себе выбрал – «Второй Господин благоприятствующих планет». До этого, Господином благоприятствующих планет в мусульманском мире называли только Тимура (Тамерлана). Рубин ему достался во время захвата Дели в 1398 году. Камень так понравился Тимуру, что он увез его с собой в Самарканд.
Как этот камень повлиял на судьбу Шах-Джахана можно только догадываться. В 1658 году строителя Тадж-Махала, хозяина Павлиньего трона и несметных сокровищ, заточил в башню Красного форта в Агре его собственный сын Аурангзеб, которого он называл «Украшением трона». Из этой башни (см. фото), до самой своей смерти, Шах-Джахан лицезрел изумительный по красоте и совершенный по своим архитектурным достоинствам Тадж-Махал – память о своей любимой жене Мумтаз-Махал.
В то время были жестокие нравы. Например, свое собственное царствование (1627) Шах Джахан начал с убийства родных братьев и родственников, чтобы избавиться от лишних законных претендентов на трон. Тем не менее, имя Шах-Джахана стало навсегда связано с историей и гордостью Индии – одним из чудес света – мавзолеем Тадж-Махал.
Гур-Эмир (начало 15 века) Самарканд, Узбекистан |
Самаркандский мавзолей Гур-Эмир, в котором похоронен легендарный полководец и завоеватель Тимур (Тамерлан), стал предшественником и моделью для мавзолеев его потомков – правящей династии Северной Индии Великих Моголов, в частности мавзолея Хумаюна в Дели и знаменитого Тадж-Махала в Агре.
Мавзолей императора Хумаюна, 1572 г. Дели, Индия |
Архитектор мавзолея Хумаюна – первого мавзолея в стиле Тимуридов в Могольской Индии, был приглашен из Бухареы, где он проектировал разного рода сооружения. Поэтому, влияние погребальной архитектуры Тимуридов на этот и последующие мавзолеи не удивительно.
Императоры из династии Великих Моголов, очень гордились своей принадлежностью к роду Тимура, имевшего титул Властитель Мира и при восхождении на трон принимали соответствующие тронные имена (титулы):
- Акбар (1542 – 1605) – Царь Царей (как Библейский Соломон);
- Джахангир (1569 – 1627) – Завоеватель Мира;
- Шах Джахан (1592 – 1666) – Властитель Мира;
- Ауренгзеб (1618 – 1707) – Властитель Вселенной.
Мавзолей Тадж-Махал, 1653 г. Агра, Индия |
Так, Шах Джахан – строитель Тадж-Махала, взял имя, которое носил Тимур – Властелин Мира. Построенный при нем Тадж-Махал стал наиболее ярким и знаменитым выражением Персидской архитектуры, широко представленной в Средней Азии, в т. ч. в Самарканде, куда Тимур свозил лучших архитекторов, строителей и художников из покоренной им Персии (ныне Иран). Таким образом, в Тадж-Махале гармонично сплетены архитектурные стили Ирана (Персии), Средней Азии и самой Индии.
Мавзолей Итмад-Уд-Даулла 1628 г. Агра, Индия |
Мавзолей императора Акбара, 1613 г. Входные врата Сикандра, Индия |
Мавзолей Итмад-Уд-Даулла считается предшественником Тадж-Махала в Индии. Его часто называют маленьким Тадж-Махалом или первоначальной моделью, из которой вырос Тадж-Махал. Кроме внешней, у них есть и глубокая историческая связь. Мавзолей Итмад-Уд-Даулла был построен императрицей Нур-Джахан, которая была теткой Мумтаз-Махал, в честь которой позднее Шах-Джахан построит величественный памятник любви Тадж-Махал. Нур-Джахан и Мумтаз-Махал имели очень сильное влияние на своих мужей, часто заменяя их в государственных делах.
Мавзолей Итмад-Уд-Даулла расположен в центре персидского парка Чахар-багха (парка квадратной планировки). Выбор именно Персидского сада подчеркивал, что отец Нур-Джахан, для которого она построили этот мавзолей, был родом из Персии. Он имел титул «Опора государства» или Итмад-Уд-Даулла, сделав удачную карьеру при дворе императора Акбара (свекор Нур-Джахан) и продолжившим верно служить его сыну – императору Джахангиру, мужу Нур-Джахан.
Небольшой по размеру мавзолей замечательно отражает вкус и ум одаренной императрицы Нур-Джахан. Ажурные мраморные панели и богатая мозаика из самоцветов по-женски нежны и восхитительны.
Ко времени постройки Итмад-Уд-Даулла, Мумтаз-Махал еще была Арджуманд Бану Бегам – дочерью главного министра Джахангира, сын и приемник которого – Шах-Джахан, позднее, в 1612 году, возьмет ее в жены. Несмотря на то, что у Шах-Джахана уже была первая жена – персидская принцесса, Арджуманд получила более высокий статус и любовь свекра и вскоре после свадьбы она получила новое имя – Мумтаз-Махал («Возвышенная избранница дворца» или «Корона дворца»).
Принимая во внимание высокое положение отца и деда Мумтаз-Махал при дворе Великих Моголов, а также ее статус любимой жены и первой помощницы своему мужу Шах-Джахану, некоторые исследователи не исключают, что она состояла в тайном ордене суфиев, являясь проводником его идей. Пока была жива прекрасная и мудрая Мумтаз-Махал (Арджуманд Бану), император славился своими успехами в искусствах, науках, политике и ратном деле. С ее смертью, его дела пошли из рук вон плохо и, в итоге, он был заключен под домашний арест своим младшим сыном Ауренгзебом, убившем ради захвата власти своих братьев, которые были или могли стать возможными претендентами на трон. Будучи обессиленным и подавленным, Шах-Джахан, таким же образом в свое время, захвативший трон (убив своих родных братьев), не смог остановить ни братоубийство среди собственных сыновей, ни воспрепятствовать своему смещению и дальнейшему аресту, под которым он провел 9 лет, до самой своей смерти.
Кенотаф (гр.) – сооруженная в память усопшего гробница, не содержащая его тела. В центре – кенотаф Мумтаз-Махал, рядом – кенотаф Шах-Джахана. |
Ауренгзеб не позволил отцу построить второй Тадж-Махал (если это не легенда), но после его смерти упокоил его прах в самом Тадж-Махале, рядом с любимой Мумтаз-Махал, в память которой Шах-Джахан построил этот шедевр мировой архитектуры. По приказу Аурангзеба, прах императора Шах-Джахана был ночью перенесен в Тадж-Махал и захоронен без почестей. С тех пор кенотаф Мумтаз-Махал как и ее саркофаг в крипте, находится точно в центре под куполом Тадж-Махала (согласно плана и традиций), а кенотаф Шах-Джахана распложен рядом и как бы в тени, что создает некоторую асимметрию, но может отражать их роли в жизни (см. выше).
Касательно сильного влияния тетки Мумтаз-Махал – императрицы Нур-Джахан на своего мужа императора Джахангира, то существует несколько мнений. По одной из них, его пристрастие к опиуму и алкоголю делали более легким для нее влияние на государственные дела. На протяжении многих лет она фактически управляла империей. Она постаралась укрепить свои позиции через брата Абдул Хасан Асаф Хана, который был имперским визирем или главным министром. Она организовала замужество его дочери (своей племянницы) Арджуманд Бану Бегам на сыне Джахангира – принце Хурраме, позднее ставшим императором Шах-Джаханом.
Как было сказано выше, в борьбе за власть Шах-Джахан восстал против трона и начал братоубийственную войну. Из-за жесткости Шах-Джахана, Нур-Джахан перестала его поддерживать и сделала ставку на его младшего брата принца Шахрара, организовав его свадьбу на своей дочери от первого брака Ладли Бегам.
Император Джахангир попал в плен к восставшим в 1626 во время своего пути в Кашмир. Нур-Джахан вмешалась, чтобы освободить мужа. Он был освобожден в 1627, но вскоре умер. После смерти Джахангира, Асаф Хан принял сторону своего зятя против своей сестры. Нур-Джахан заключили в небольшой дом до конца ее жизни. Она умерла в 1645 году и была похоронена в Шадаре в Лахоре, где и ее муж Джахангир.
Судьба мавзолеев Итмад-Уд-Даулла и Тадж-Махал, также как и связь через них Персии с Индией, показана на нижеуказанной схеме, где представлена родословная «виновниц» строительства обоих мавзолеев – Нур-Джахан и Мумтаз-Махал.
V. Тадж-Махал – образ Рая на Земле
Тадж-Махал является жемчужиной Агры и визитной карточкой Индии. Это самый экстравагантный памятник человеческой любви, созданный Шах-Джаханом в честь его дорогой жены Мумтаз-Махал, которая умерла, рождая ему 14-го ребенка. Примечательно, что само число 14 часто отражает в истории особый символизм.
Мавзолей выстроен из мрамора, доставляемого из Раджастана за 300 километров. Поверхность Тадж-Махал была инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Ширина постройки равна ее общей высоте 74 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.
Каждая деталь здания является уникальной и единственной в своем роде: это классические сады, располагающие к размышлениям, сложные барельефы из полудрагоценных камней, украшающих белый мрамор. Тадж-Махал настолько ценный для Индии и ее народа, что было закрыто более, чем 200 фабрик в области, из-за того, что они загрязняли атмосферу, что стало причиной потемнения белого мрамора.
Со всех сторон Тадж-Махал покрыт разнообразными украшениями, такими как изящный позолоченный узор, каллиграфия и искусная рельефная резьба. Четыре стороны памятника украшены сетчатым орнаментом, состоящим из цветочного и геометрического узоров, которые являются настоящим чудом. Великие Моголы были почитателями природы и считали, что цветы – это символ божественного окружения. Сам Тадж-Махал был задуман как материальное воплощение Рая на Земле. Сад выстроен в стиле Чарбах (четверичный сад), берущим начало в Коране, где сказано о 4 реках Рая. Вся его площадь разделена водными каналами и фонтанами на 4 квадрата с бассейном в центре. Каждый квадрат имеет 16 цветочных клумб, таким образом, в саду 64 цветочные клумбы, как число клеток на шахматной доске.
Неизменным атрибутом Могольской архитектуры являются Персидские сады. Потомки древнейшей Месопотамской цивилизации, персы уделяли огромное значение культивированию садов, известному в этом регионе еще за 4000 лет до н.э. В Коране слова Рай и Сад являются синонимами, а авестийское (древнеперсидское) слово Рай означает огороженную землю (сад).
Персы наследовали свою культуру от ариев, о которых рассказывается в работе «Сабур (Вега) и Сабуровы» и от шумерской цивилизации (созданной Нибиру), в наследии которой сохранилось описание Е.ДИН (Земля Справедливых), ставшей прообразом Библейского Эдема. Он располагался на юге современного Ирака, где нибируанцы построили свои города. О Райском саде говорят древнеиранская Авеста, Тора, Библия и Коран. Согласно предшествующим им шумерским глиняным табличкам, первые люди жили среди создавших их богов, см. «Элохим и Храм Христа Спасителя».
Многие исследователи пытались найти Рай по четкому описанию в вышеуказанных священных книгах. За географическую основу брались 4 реки, которые брали начало в Райском Саду (Эдеме). Полного географического совпадения они так и не нашли. Не исключено, что в результате природных катаклизмов, реки поменяли русла или то место, которое назвалось Раем оказалось на дне Персидского залива. Самым близким к описанию Рая на местности является Армянском нагорье, где берут начало 4 реки – Евфрат и Тигр (несут свои воды в Персидский залив), а также Кура и Аракс (несут свои воды в Каспийское море).
Кроме того, с Арменией и горой Арарат связан и Библейский Ной, ковчег которого, после Великого Потопа, пристал к горе Арарат, с которой он спустился в Араратскую долину в район Нахичеван, который в переводе в с армянского означает «место, куда спустился Ной». Позднее он посадил там первую виноградную лозу и начал возделывать виноград.
Интересно, что легенда о Ное имеет параллели в более древних индийских текстах, которые говорят, что бог-хранитель Вишну, обратившийся в золотую рыбку Матсью, спас от Всемирного потопа лишь отшельника Ману, который после этого потопа вышел из своего ковчега в долине Кулу (на Севере Индии, в Гималаях). Здесь Ману основал город Манали (ныне центр туризма), став праотцом человечества, изложив первое законодательство для людей (Законы Ману). Долина Кулу считается одним из самых красивых мест в Индии, ее называют долиной богов. Трижды долину посещали герои «Махабхараты» братья Пандавы, здесь в течение 20 лет жила семья Рерихов. В древности, долину Кулу называли концом обитаемого мира.
Персидские сады отличаются строгой геометричностью линий. Как правило, это большой сад, разделенный на 4 квадрата водными каналами, символизирующими 4 реки, которые брали начало в Райском Саду (Эдеме). В центре располагается фонтан, питающий водой каналы, подчеркивая связь с Эдемским Садом. Такую форму сада называют еще Чахар-Бах или 4 сада (по количеству квадратов, разделенных водными каналами или дорожками). Типичными чертами сада в форме Чахар-Бах являются: огораживающая стена, прямоугольные бассейны, система соединенных водных каналов, садовые павильоны и обильная растительность. Тенистые фруктовые деревья в нем не только наполняют его ароматами, но и символизируют вечную жизнь, Древо Жизни, которое росло в Эдеме.
Персидские сады стали основой Могольских садов в Индии и Пакистане, наиболее известным из которых стал сад Тадж-Махала в Агре – самый большой персидский сад в мире. Великие Моголы с самого начала уделяли садам огромное значение. Основатель династии – Бабур-Тигр, будучи большим любителем садов и утонченным ценителем прекрасного, начал закладывать в Индии первые геометрические Персидские сады по типу Райского Сада. Более того, Великие Моголы в Индии традиционно поддерживали родственные, военные и культурные связи с Персией. Персидский сад, в котором расположен первый мавзолей Великих Моголов, принадлежащий императору Хумаюну (сыну Бабура), разделен на 36 квадратов водными каналами и дорожками, что вкладывается в Иранскую традицию мавзолеев в Султании и Самарканде.
В современном Иране такие сады можно встретить в городах Йазде – знаменитом центре зороастризма (доисламской религии персов) и в Исфахане, знаменитом на весь мир своим комплексом, с персидским садом (или тем, что от него осталось) в центре.
Возвращаясь к Тадж-Махалу, можно вспомнить легенду, по которой Шах Джахан мечтал построить для себя мавзолей, точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, на другом берегу реки Джамна (Ямуна), напротив беломраморного Тадж-Махала (см. фото). Эти два мавзолея соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов – символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Однако, такие расходы не входили в планы сменившего его на троне сына Аурангзеба. Для постройки только одного Тадж-Махала потребовалось приблизительно 20 000 рабочих и 22 года, плюс сотни килограмм золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Тадж-Махал вобрал в себя лучшие достижения исламской (персидской) и индуисткой архитектур.
Купола играют особу роль в архитектуре ислама. Например, купол Тадж-Махала символизирует гору или престол Аллаха (Единого Бога). Находясь возле Тадж-Махала, человек понимает, что перед ним – сам Аллах, милостивый и безжалостный одновременно, создавший мир и растворившийся в нем, Аллах видимый и невидимый. Аллах непостижимый.
Тадж-Махал спроектирован таким образом, что громко сказанное слово сначала отразится мощным эхом от стен мавзолея; затем, когда эхо почти исчезнет, крик будет по очереди повторен каждой аркой нижней галереи, после чего хором ответят верхние перекрытия, и, наконец, все увенчает нестерпимый грохот последнего эха, отразившегося от свода. Считается, что этим словом может быть только «Аллах», ибо замечательное эхо было заранее рассчитанной частью плана художников, которые дали Тадж-Махалу голос и велели ему вечно повторять это имя Единого для всех Бога.
Основным принципом ислама является единственность Всевышнего Бога, одним из имен которого является «Аллах» и необходимость поклонения только Ему одному, а не какому-либо изображению (например, иконе) или иной сущности (например, какому-либо языческому идолу или изваянию).
Однако человеческий разум несовершенен и обладает склонностью к лучшему восприятию чего-то зримого, материального. Учитывая такие особенности человеческого воображения, и возникла наука – сакральная геометрия. Это наука об искусстве создания некого ограниченного пространства, где все бы напоминало человеку о величии Всевышнего Бога.
Сакральная геометрия составляет основу исламской архитектуры. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение «в геометрии проявляется Всевышний».
Эпоха предка Великих Моголов – Тимура и его потомков (Тимуридов) стала одним из важнейших периодов в развитии исламского искусства. Особенной чертой практически всех сооружений, построенных при Тимуридах, является симметричность плана зданий.
В исламской архитектуре конструкции настолько сложны, а рисунки так геометричны, что, кажется, уходят в бесконечность, приглашая ваш разум за собой. Задачей мусульманских зодчих является воплощение некой нематериальной концепции в реальном физическом объекте, воздействующей на человеческое сознание. А задача сакральной геометрии – создание некого окружающего пространства совершенной физической гармонии, отражающей концепцию гармонии божественной, как проявление Милости Всевышнего к своим созданиям. Человек, находящийся в такой обстановке, не может не ощущать на себе ее воздействия; при этом он сам проявляет стремление быть более гармоничной личностью.