«Кто постигнет духовное сознание –
вознесётся над смертью и приобретёт
бессмертие»
Иша упанишада
Когда входит в проявление Двадцатый Аркан Таро, Аркан Суда, человечество переступает границу смерти и входит во Врата Бессмертия.
По поводу этого Л. В. Семёновой 22 ноября был принят ченнелинг от Эль Мории (см. раздел «Послания» – «Пропуск в рай»).
Содержание
- Вступление
- Учение об утверждённом Первообразе
- Подвиг спасения
- Память человеческая – память космическая: «Хроники Акаши»
- Закон креста
- «Великое делание» самого себя
Вступление
После работы «Жрица Серебряной звезды» я не предполагала, что вернусь к картам Таро так быстро, но они настоятельно заявили о себе в связи с нашей новой программой, касающейся мистерии суда. Эта программа проявилась ещё в Египте, в ноябре 2006 года. Посмотрите на сайте работу «Египетский вальс», где разбираются «Мистерия суда Осириса» и «Ритуал Шкуры». Привожу выдержку из этой работы: …«Ритуал Шкуры» является наиболее важным магическим обрядом в мистерии возрождения после смерти. Этот ритуал для живых людей проводился редко и означал одно из посвящений, которое давало уверенность в вечной жизни. Предполагается, что это посвящение было последним и того, кто его прошел, называли «полностью посвящённым», «истинным аху, тем, кому известны тайные формулы» или «тем, кому известны все тайны магии Суда».
Работа нашей группы связана с планетарными мифами, в которых отображены события, касающиеся всего человечества. Мы должны на уровне ума отыграть мифологические сюжеты, осознавая их истинное значение. Первоначальная идея, отражённая в мифе, претерпевая изменения в умах многих поколений людей, реализуется в реальных событиях нашего времени. Мы должны разгадать эту головоломку и вернуть всё на своё место.
Итак, в одной цепочке времени это суд Осириса, в другой Страшный Суд, в третьей – Нюрнбергский процесс и т. д. Нужно понять смысл, главную идею, скрытую за всеми событиями. Невозможно изменить само событие, но переосмыслить его можно. В этом случает, искажённые ментальные построения рушатся, как карточный домик и можно начинать новую игру. Идея «Суда» – вот наше главное задание на сегодняшний момент. Как вы думаете, почему? Да просто мы уже развернули в обратном направлении всю историческую ленту, и пришли к «Первову Времени» – Зеп Тепи, как говорили древние египтяне или к Вратам Райского Сада, в христианской традиции. И то и другое олицетворяет бессмертие. Вступление во врата бессмертия всегда предваряется мистерией под названием «Суд».
После получения в Луксоре в 2006 году высокого посвящения, связанного со знанием «всех тайн магии суда» (см. работы «Египетский вальс» и «Хранительница космического порядка – Маат»), нам было поручено провести ментальную работу с идеей, скрытой в понятии «Суд». Человечество подходит к моменту завершения глобального цикла истории, чтобы продолжить свой путь дальше необходимо убрать все осуждения, но это трудно сделать не разобравшись, не понимая символического значения мифологических и библейских текстов.
Именно в этом заключается наша работа – осознавая, убирать с ментального поля планеты нагромождения старых мыслеформ осуждения. Мы постепенно постигаем глубинный смысл древних знаний, оставленных нам предками в виде мифологических, библейских, символических писаний. Разобравшись, меняем свои представления, и наше осознание делает ещё один шаг на Пути Обретения Силы, к чему нас призывают плеядеанцы в замечательной книге Барбары Марсиниак «Путь Силы».
Данная работа касается только одного аспекта, одного звена в цепочке: Двадцатого Аркана Таро, который имеет название «Суд». Интересно, что числовое значение Аркана – двести. На число 200 в нашем Словаре можно найти много выражений в ключе данной темы, но я упомяну только три, т. к. они просто говорящие:
200 = Идеальное отражение = Идеальное завершение = Идеальная матрица
Нумерологическая сумма выявляет связь между картой Суда (XX) и картой Жрицы (II) – вот и протянулась ниточка к предыдущей работе. А карта Жрицы таким же образом связана с картой Силы (XI). Эта взаимосвязь показывает, что для освобождения или исцеления (Суд) необходимо целеустремлённое желание и активное действие (Сила). Однако и их недостаточно, если нет небесного приговора, т. е. решения в нашу пользу, когда мы выполнили все положенные задания и интуитивно определили нужный для осуществления чуда момент времени (Жрица).
Учение об утверждённом Первообразе
Сначала приведём символическое описание карты, хотя в разных источниках оно представлено по-разному. В книге «Великие Арканы Таро» говорится следующее: «Чудный весенний день; восходящее солнце ярко освещает местность мягким розовым светом. Издалека слышатся могучие звуки торжественного победного гимна. На краю зеленеющей равнины, переходящей в песчаный берег реки, видна раскрытая могила. Около нее стоит группа из трех людей: Мужчина, благоговейно сложив руки и подняв голову кверху, смотрит на Ангела, реющего в воздухе и трубящего гимн; Женщина, опустившись на одно колено, протягивает руки к маленькому Ребенку, радостно смеющемуся и идущему к ней своими робкими шагами. Воздух чист и прозрачен; все как-то замерло кругом в глубоком торжественном молчании». Изображение этой карты вы видите чуть выше.
Вот как описывает эту карту великий символист прошлого века Менли Холл: «Двадцатый нумерованный козырь называется Le Jugement, или "Суд", и изображает три фигуры, явно восстающие из могил, хотя нам виден только один гроб. Над ними в великолепном сиянии крылатая фигура (очевидно, Архангел Гавриил), трубящая в фанфару. Эта карта Таро представляет освобождение тройственной духовной природы человека из гробницы его материального устройства. Поскольку только одна треть духа входит в физическое тело, а остальные две трети составляют герметического Антропоса, или Сверхчеловека, только одна из трех фигур действительно восстает здесь из гроба. Кур де Жебелен полагает, что гроб – это деталь, добавленная производителями карт позже, и что вся картина на самом деле изображает сотворение, а не воскресение. В философии эти два слова практически синонимичны. Звук трубы символизирует Творящее Слово, произнесением которого человек освобождается от земных ограничений. В псевдоегипетском Таро три фигуры явно означают части одного существа, ибо мы видим три мумии, восстающие из одного саркофага.
Итак, что же говорит нам эзотерический герметизм о сути Аркана XX, завершающего второй десяток карт Таро. В работе «Жрица Серебряной звезды» давалось общее представление о последовательной связи всех карт и на основании этого исследования ясно, что двузначные карты Таро повествуют о познании самого себя. Если в картах с первой по девятую герой, т. е. каждый из нас выходит в мир, познаёт окружающее и обретает силу физическую и нравственную, то далее герой погружается в процесс самопознания и, в результате, должен обрести силу духовную, т. е. познать бога в себе или другими словами, познать Первообраз.
Аркан XX есть учение об утвержденном Первообразе. Монада есть лишь форма Вселенского Духа, есть лишь аспект Его, существующий как абстрактная возможность. Монада как таковая не может иметь собственного сознания. Сознание монады рождается с того момента, как Сознание Космического Духа, входит в нее соответственно свойственным ей возможностям. «Человек, созерцая Акт Творчества, захотел сам творить, и он отделился от Отца и углубился в область творения. Обладая полнотой мощи, он созерцал творение своих братьев, и они привлекались к нему, и каждое из них связывалось с ним, согласно своему виду. Тогда, познав их сущность и разделив их по их природе, он захотел перейти предел их бытия и достигнуть мощи, присущей огню» (Гермес Трисмегист).
Монада есть Первообраз по отношению к целостному существу человека. Каждое познание, каждое новое представление, каждая новая идея, претворенная человеком в свое существо, утверждает соответствующий аспект в его Божественной Душе, которая и есть сознание Первообраза в себе самом. С завершением познавания сознание человека Мира Бытия соединяется с Божественной Душой и монадой; человек как бы воскресает в монаде, и уже сознает себя в ней единичным аспектом Космического Абсолютного Бытия. И таким образом, утверждая своё сознание, человек рождается в Боге, сам став Богом.
Немного поговорив о столь высоких материях, давайте вернёмся к нашему пути Героя (см. работу «Жрица Серебряной звезды») и выясним, почему после столь светлой, яркой карты, как «Солнце» следует Аркан Суда, который в христианстве ассоциируется со Страшным судом.
Подвиг спасения
В легенде о Парцифале говорится, что место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это – замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город твоей мечты», буддийская Страна Амитабы или любая из многочисленных иных метафор, обозначающих наивысшую благую цель в разных культурах. Всё, что до этого момента прошёл Герой, всё, что он испытал, познал, приобрёл, послужит теперь одной цели: сотворению чуда. Смысл же этого чуда всегда один: исцеление и восстановление целостности – это и есть воскресение мертвых или пробуждение спящих.
С «судом», как земным институтом правосудия эта карта не имеет ничего общего. И библейский «Страшный суд», тоже не является главной темой. Это всего лишь аллегория, за которой кроется вполне реальный факт «вынесения приговора», но не какими-то мифическими судиями или Богом, вердикт выносит наше Высшее Я. Именно на этом этапе приходит конец любому шарлатанству, потому что совершить «подвиг Спасения» может лишь истинный Герой, тот, у кого слова не расходятся с делом. Никакие маски уже не смогут скрыть истинное лицо человека, т. к. маски снимаются. Мы переживаем сейчас именно этот период и об этом говорится в книге Б. Марсиньяк «Путь силы». Невозможно скрыть свои духовные вибрации. Это энергия – энергия света, излучаемая человеком во вне.
Труба архангела Гавриила на Аркане украшена знаменем воскресения, означающего окончание периода страдания, а три человека, восстающие из четырёхугольного гроба, олицетворяют освобождение тернера от кватернера, троицы от черверицы. Число Три (троица, тернер, треугольник) символизирует силы небесные, а число Четыре (четверица, кватернер, квадрат) – силы земные. Теперь, говорит эта карта, твое главное, единственное, божественное начало, твоя истинная сущность освобождается от земных оков, из физического и материального плена.
В сказках этому соответствует эпизод обретения заколдованным принцем или принцессой своего истинного облика, освобождение от ложной, уродливой личины, от своих повседневных масок, проявление изначальной, светлой и сияющей небесной натуры. Итак, мы приходим к тому, что человек рождается в Боге, сам становясь богом.
Память человеческая – память космическая: «Хроники Акаши»
При изложении этой темы невозможно обойтись без первоисточников. Невозможно не дать слово настоящему мастеру, потому что текст Валентина Томберга – приверженца христианского герметизма, подобен песне, а из песни слов не выкинешь.
«Идея, идеал и труды воскресения – все это включает в себя понятие «пятого аскетизма». Ибо существует «естественный аскетизм» – сдерживание и обуздание желаний – ради сохранения здоровья. Есть «аскетизм отрешенности» – аскетизм духа, осознающего себя и свое бессмертие перед лицом вещей преходящих и незначительных – ради обретения свободы. Есть «аскетизм привязанности», т. е. любви к Богу, где возлюбивший Его избавляется от всего, что может встать между ним и Возлюбленным – ради единения. Есть ещё «аскетизм деятельности», аскетизм активного участия в эволюции, т. е. человеческих трудов и подвигов, направленных на совершенствование. И есть, наконец, «аскетизм священной магии», аскетизм великих трудов воскресения. Этот «пятый аскетизм» включает и венчает собой все остальные виды, поскольку труды священной магии предполагают единство с волей Божией, осуществление и выход за пределы эволюции, полную свободу духа, и исцеляющее воздействие на человека и Природу.
Таким образом, идея, идеал и труды воскресения обращены ко всему, что есть в человеческой душе творческого, благородного и отважного. Ибо душе предлагается стать активным и сознательным орудием свершения– ни много, ни мало – чуда в космическом масштабе. Сколько же веры, надежды и любви заложено в идее, идеале и трудах воскресения!»
Выше говорилось, что воскресение аналогично рождению в Боге. Давайте немного разберёмся с этим. Прежде всего, надо понимать, что забвение, сон и смерть представляют собой три этапа одного процесса уничтожения живого и мыслящего существа. Говорят, что сон – это младший брат смерти, столь же правомерно утверждение, что забвение – младший брат сна. Итак, с одной стороны забвение, сон и смерть, а с другой – вспоминание, бодрствование и рождение. Благодаря этому выводу мы получаем средство, которое поможет постигнуть таинство воскресения.
Томберг пишет: «Умение сосредотачиваться сводится к способности быстро и полностью изгонять из сознания все образы и понятия, которые бесполезны для данного действия. Это и есть совершенное владение искусством забвения. Напротив, обладание «хорошей памятью» означает овладение механизмом вспоминания, который делает присутствующими необходимые человеку образы и понятия. В этом состоит владение искусством вспоминания. Отсюда ясно, что между обычным бодрствующим сознанием и сферой памяти происходит непрерывный процесс появления и исчезновения.
Всякое «исчезновение» соответствует засыпанию или умиранию. Всякое же «появление» соответствует пробуждению или воскресению. Таким образом, понятие памяти дает ключ к аналогии, позволяющей нам разобраться с понятием воскресения. Опыт учит, что мы легко забываем и с трудом вспоминаем то, что для нас не имеет значения, то, чего мы не любим. Человек забывает всё, что не любит, но никогда не забудет того, что любит. Только любовь дает нам силу в любой момент вспомнить то, к чему сохранило «тепло» наше сердце. Безразличие, напротив, позволяет всё забыть.
Так же обстоит дело и с «пробуждением и воскресением из мёртвых». И здесь главной действующей силой является не вселенское безразличие (называемое нами «материей»), но вселенская любовь (называемая нами «духом»). Именно она вершит магический акт воскрешения, восстановления неразделимого единства – единства духа, души и тела – не посредством рождения (реинкарнации), а с помощью магического акта Божьей памяти – памяти любви».
Что же мы знаем о памяти? Учёные выделяют три вида памяти. Автоматическая память в полной мере присуща детству и юности, и благодаря ей, дети и молодые люди способны с лёгкостью и быстротой многому учиться. С возрастом она слабеет и тогда на помощь человеку зрелых лет, с его изношенным полуавтоматическим механизмом ассоциаций приходит логическое усилие. В логической памяти силой, воспроизводящей прошлое, становится разум. Её основой является не автоматическая игра ассоциаций, а нить последовательных рассуждений, которые разум находит правильными. В преклонном возрасте приходит время моральной памяти, которая всё более вытесняет память логическую. Моральная память представляет картину прошлого и последовательность фактов потому, что в них заключена некая моральная ценность и моральное значение.
Наша тройственная микрокосмическая память аналогична тройственной макрокосмической памяти, которую мы именуем хроникой Акаши. Хроника Акаши, представляющаяся вначале единой и неделимой, на самом деле разделяется, прежде всего, на две различные хроники. Их можно охарактеризовать, как качественную и количественную. Качественная аналогична нашей логической памяти и состоит из символических фактов, представляющих целые группы. Это высшая хроника или «книга истины» – разумная память мировой истории. Низшая же хроника, количественная, состоит из набора фактов и соответственно, аналогична нашей автоматической памяти – это «книга архивов».
Есть ещё одна книга – «книга жизни» – третья хроника Акаши, о которой сказано в Апокалипсисе, и как вы уже поняли, она соответствует моральной памяти в жизни индивидуума. Она содержит лишь непреходящие ценности, т. е. то, что достойно жить вечно – то, что достойно воскресения. Третья хроника Акаши содержит прошлое лишь в силу его значимости для будущего (а будущее лишь в силу его значимости для вечного). Она содержит многое, что может быть отнесено к вещам «ничтожным», но обладающим подлинным величием в моральном контексте жизни. «Книга жизни» – это моральная память мира. И потому в ней не найти прощенных и искупленных грехов. Всякое прощение и искупление приводит к изменениям в «книге жизни». Вот почему она постоянно изменяется, пишется и переписывается изо дня в день. Вспомните «Две жизни» Антаровой, когда Лёвушке было позволено просмотреть записи в «книге жизни» касающиеся его служения в веках. Сколько пустых, склеенных листов он там нашел – это были выполненные им заветы, а некоторые он должен был подтвердить в этой жизни.
Изложенное выше, по поводу памяти, непосредственно касается нашей темы, хотя, на первый взгляд так не кажется. Дело в том, что если «книгу архивов» можно считать архивами «космической прокуратуры», а «книгу истины» совокупностью всех счетов, предъявленных в ходе тысячелетних дебатов между космической защитой и космическим обвинением, что указывает на равновесие между добром и злом, то третья хроника – «книга жизни» устремлена к воскресению. Томберг пишет: «Опыт познания третьей хроники всегда приводит к тому, что вера в Бога и в конечное спасение, т. е. воскресение, становится непоколебимой.
Главным в сущности хроники Акаши является её концентрированная магия, т. е. оказываемый ею исключительно животворный и пробуждающий эффект. Ибо хронику Акаши – во всем её грандиозном объеме – может вобрать в себя одно-единственное слово, один-единственный магический звук. И эта магическая концентрация хроники Акаши – память мира – заключена в трубе Ангела, который входит в «параллелограмм сил воскресения» (Ангел, Отец, Мать, Ребёнок), изображённых на карте Двадцатого Аркана Таро.
Труба Ангела есть вся хроника Акаши, сконцентрированная в единственном слове или звуке, пробуждающем, животворящем и воскрешающем. Вообще символ трубы связан с магической концентрацией мистического и гностического содержания. Она всегда символизирует преобразование мира мистического опыта и гностического знания в магическое действие. «Труба» в герметической символике означаетмистицизм и гнозис, ставшие магией».
Таким образом, представленный Двадцатым Старшим Арканом Таро «параллелограмм сил», осуществляющих воскресение, состоит из следующих сил: родительской любви отца и матери (энергии тонкого плана), трубного гласа свыше, т. е. магического свода хроники Акаши, и усилия восстать из гроба со стороны воскрешаемого. Итак, мы пришли к ещё одной составляющей Аркана Суда – четвёртой силе – силе активной реакции. Опустив все рассуждения, констатируем факт: акт воскресения проистекает из единения двух волеизъявлений – воли Божьей и воли человеческой – нашей Высшей и низшей составляющих. Следовательно, воскресение – это не полумеханическое событие, а нравственное явление, результат свободного выбора.
Закон креста
Наше физическое тело представляет собой орудие, созданное волей к действию и восприятию. Его сознание происходит по вертикали:
| дух
| психическая энергия
| энергия
| физические органы.
Эту вертикаль, однако, пересекает горизонтальная линия, препятствующая свободе духа в формировании, это линия наследственности. Так образуется крест существования человека на Земле.
Имитировать или творить – таков выбор и испытание каждой воплотившийся души. Есть сильные, т. е. творческие души, и есть души слабые, склонные к подражанию – у каждого своя задача. Чем сильнее душа, тем более она независима от модели, созданной предыдущими поколениями семьи (отсюда «бунтовщики, подрывающие устои»). В сильной душе больше индивидуального, чем типичного. Слабая душа, как правило, становится индивидуумом, который выглядит копией своих родителей. Итак, совершенно ясно, что в одних случаях влияние наследственности сведено к минимуму, тогда как в других она проявляется едва ли не во всем своем могуществе.
Таким образом, каждое воплощенное человеческое существо представляет собой продукт двух сил: силы подражания или наследственности и силы творческой или самореализации бессмертной индивидуальности. Можно также сказать, что воплощенное человеческое существо есть продукт двух наследственностей: «горизонтальной» и «вертикальной».
В конечном счете, с одной стороны речь идёт о горизонтальной наследственности, уходящей истоками к архетипу («предку предков») земной наследственности, т. е. к Адаму, а с другой стороны – о наследственности вертикальной, восходящей истоками к Отцу небесному, т. е. к Творцу. «И Слово стало плотию и обитало с нами» – подразумевает нисхождение свыше, и также: «…тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Можно ли с большей ясностью заявить о восстановлении вертикальной наследственности: «Бог – человек»? Этот сугубо христианский текст, подтверждает то же, что говорят все Высшие Учителя: мы – боги, но чтобы ощутить эту божественность, мы должны обрести силу, которая существует в нас от сотворения.
Итак, делаем вывод: тело воскресения есть тело совершенной свободы, совершенного проявления самой индивидуальности без каких-либо помех со стороны наследственности. Тело воскресения готовится в течение многих веков. Каждое конкретное воплощение человека осуществляется согласно закону креста, т. е. одновременно по вертикали и по горизонтали. И в каждом конкретном воплощении преобладает либо закон вертикали, либо закон горизонтали. Вследствие этого, процесс роста тела воскресения происходит исподволь. Тело воскресения – Тело Света – созревает от воплощения к воплощению и в какой-то момент оно достигает своей зрелости.
Согласно концепции герметизма, сущностью тела является не материя, из которой оно состоит, и не порождаемая в нём энергия, а фундаментальная воля, лежащая в основе материи и энергии. Эта воля неуничтожима, ибо она существовала ещё до рождения тела. Ещё раз отсылаю вас к великолепной книге Б. Марсиньяк «Путь силы», в которой это понятие «фундаментальная воля» определено термином «сила».
Немного отвлекусь от темы, чтобы передать, на мой взгляд, очень интересную информацию. В герметизме есть такие понятия, как рождение – воплощение и рождение – размножение (в смысле размножения вида). Рождение – воплощение подчиняется закону вертикали, а рождение – размножение – закону горизонтали. Первое ориентировано на индивидуальность Высшего Я, а второе – на биологический вид, расу и семейство. В первом случае индивидуальность осознанно и добровольно нисходит к рождению в том окружении, где её желают и ждут. Если же ее воплощение управляется законом горизонтали, то к рождению ее попросту уносит общий поток земного притяжения.
Рождение – воплощение предполагает сознательное соглашение между волей индивидуальности свыше и принимающей волей внизу. Вот почему каждое рождение – воплощение возвещается заранее, т. е. предваряется известием о близящейся к воплощению индивидуальности. Такое известие передаётся либо через непосредственную интуицию, либо путём интуитивного откровения во сне, либо, наконец, в видении, явленном будущим родителям, пребывающим в полном сознании. Именно так было возвещено воплощение не только Христа деве Марии, но и воплощение Иоанна Крестителя отцу его Захарии; воплощение Исаака Аврааму и Саре; воплощение Кришны его матери Деваки и многим, многим другим. Естественно, история донесла до нас сведения только об известных личностях, хотя рождение – воплощение не является прерогативой адептов, а относится ко всем людям без исключения. Но следует помнить, что рождение – воплощение означает два события, сколь бы ни была различна их форма: откровение воли свыше, или благовещение, и акт согласия воли внизу.
Валентин Томберг завершает рассказ о Двадцатом Аркане Таро следующими словами: «Воскресение представляет собой единение духа и души умершего с его бессмертным телом – телом воскресения (Телом Света), которое будет пробуждено «трубным гласом» свыше. Воскресение есть магическое действо – по природе своей одновременно Божественное и человеческое, – в котором любовь Божия и любовь человеческая совместно превозмогают забвение, сон и смерть. Ибо любовь никогда не забывает, неизменно бодрствует, и сила её выше смерти».
«Великое делание» самого себя
Человек приходит в мир для самопознания и вечно жаждет Реальности и, стремясь к какой-либо цели, он неизменно верит в ее реальность, ибо в противном случае и самого стремления быть бы не могло. Мир, в котором мы живем, это, прежде всего, кладбище всех наших деяний, всех стремлений и идей, всех надежд и верований.
Аркан XX есть учение о великом переломе, наступающем в человеческом духе, когда он восстанавливает себя в Мире Реального. До той поры он жил среди иллюзий, а потому и самого себя ощущал лишь в отражениях на волнах иллюзии. Восстанавливая себя в своем Первообразе, человек сбрасывает с себя все оковы иллюзии, он начинает непосредственно ощущать реальность своего бытия.
Несмотря на всю грандиозность и многообразие путей, по которым сознание человеческое движется к конечной цели, их внутренняя природа повсюду тождественна. Человек томится жаждой Реального и начинает искать Первопричину всего. Все виды человеческого познания, в том числе и разум, лишь средства познания этой искомой Реальности (вспомните роман «Хроники Амбера»: Реальность – собственно Амбер, а всё остальное только его отражения). Чем более развит человек, тем более сложным и грандиозным в его глазах является мир, тем сильнее он сознает величие своего призвания и грандиозность вложенных в него ресурсов. Вот почему путь познания есть, вместе с тем, путь самоосознания. «Великое Делание есть, прежде всего, создание человеком самого себя» (Элифас Леви).
Человека, двигаемого жаждой Реальности, ничто преходящее удовлетворить не может. Цель его исканий – лицезрение Истины. Но никакое восприятие, никакие усилия разума не дают человеку перешагнуть заветный порог Области Непреложного и Абсолютного. Сознание Реальностиможет дать лишь Сама Реальность, и цель эволюционного пути человека состоит в постепенном Ей уподоблении. Человек как микрокосм в искре своего духа несет как Саму Реальность, так и способ Ее достижения. Реальность может быть постигнута лишь сознанием духа, все же другие формы познавания имеют своей целью лишь дать этому сознанию простор и свободу. «Человеческая личность только потому может свободно изнутри соединяться с Божественным Началом, что она сама в известном смысле божественна, или точнее — причастна Божеству» (Владимир Соловьев).
Таким образом, хотя путь познания в разуме имеет лишь посредственное значение, он все же неминуемо должен быть пройден человеком для возможности приобщения к наивысшим способам видения; вот почему отрицание разума, как средства Богопознания, есть одно из вопиющих заблуждений. Хотя зачатки интуиции у некоторых людей встречаются без соответствующего развития разума, все же эта высшая способность быстро притупляется и дает лишь ничтожные результаты, когда человек одновременно с ее развитием не стремится параллельно развивать свой разум. Человек только тогда является таковым, т. е. микрокосмом, несущим в себе отблеск вселенной, когда он разумен, когда он во всеоружии всех видов познавания стремится к своей Конечной Цели. Необходимость развития разума признавалась одинаково всеми богоискателями, достойными этого имени; так, например, Плотин открыто говорит, что он «видит человека только в человеке мыслящем».
Конечная цель всех видов человеческого познания выражается традиционной формулой «видеть Единство в множественности и множественность в Единстве». Начав с изучения явлений, человек, в конце концов, приходит к познанию единства природы. «И ты познаешь, если Провидению это будет угодно, что природа повсюду подобна» (Пифагор).
Итак, мы задаём вопрос: «Что есть Реальность»?
Если раньше в младенческую пору разум еще пытался что-то лепетать на этот вопрос, то теперь он уже достаточно познал себя, чтобы хранить абсолютное молчание, — а в этом он и дает ответ. Верховное Синтетическое Учение начинает свое повествование с определения Реальности, как «Молчание». Пройдя долгий путь, человек встречает те же слова, но теперь они уже живы для него. Замолкнуть совсем — это значит уйти в глубь своего Я, войти в свой дух, отказаться от всяких исканий в области майи, и раз человек способен это сделать — победа достигнута. Голос Безмолвия воистину страшен; в мире нет ничего и ничего быть не может, что могло бы сравниться с его дуновением, ибо все гибнет, все рушится пред ним. Это есть смерть человека, конечная, абсолютная смерть, это есть предел всех его исканий.
На пути своей жизни человек долго был рабом, потом он сознал в себе властелина, он увидел в себе Победителя, гордо шествующего на колеснице, запряженной сфинксами, он реализовал всю его мощь, он поднялся до затаеннейшей его сущности и тем воплотил его в себя. Он дошел до конечных ступеней знания и сам стал его олицетворением, он понял Верховный Закон, достиг Великого Делания, стал истинным властелином, упиваясь в торжестве своего утвержденного «Я»: «все — Я и это Я — мое Я». Это и есть наш путь Героя. И он готов был провозгласить «Я есть все». Но только что поднял он руку со скипетром своей власти и знания, он увидел», что он убил себя, его власть стала слишком велика, чтобы мир мог ее вместить. Он обернулся опять на свое «Я», но на его месте он увидел лишь пустоту; Я исчезло; нет более Я; нет никакого Я; есть лишь Безначальное и Безымянное «Есмь»…
Высшая степень самоутверждения исчерпывающего — утверждение своего Я, — есть его смерть. Человека не стало в мире, его долгий путь кончен и в миг этой смерти он возрождается в Мире Реальности. Слова Ошо, как нельзя лучше иллюстрируют эту мысль: «Когда меня нет, тогда я по-настоящему есть».
Аркан XX есть учение о воскресении из мертвых, о великом переломе в бытии человека, об обретении им истинной жизни. Разбив оковы материального мира сознанием духа, постигнув с исчерпывающей полнотой его суету, замкнувшись в своем Я, человек умирает для этого мира. Если частная смерть есть преддверие будущего существования в новой форме и при новых условиях, если Посвящение есть приобщение к тайнам Духа, то эта конечная смерть есть заветные врата Царства Духа и Истинной Жизни. Индивидуальность видоизменяет свою природу, она претворяется из уединенной Божественной Мысли в составляющую Единого Божественного Самосознания.
«Лишь тот может действительно вступить в Бытие Озириса, кто уже сам, как Озирис, достиг врат вечного миропорядка. Таким образом, высшая жизнь, на какую способен человек, должна заключаться в том, что он превращается в Озириса. В сознательном человеке уже в жизни преходящей должен обитать, возможно, совершенный Озирис. Живя как Озирис и проделав все, что проделал Тот, человек становится совершенным» (Рудольф Штейнер).
Человек возвращается не один в этот мир, ему сопутствует его Божественная Душа, воскресающая вместе с ним. Раньше она была лишь пассивным архивом его деяний — теперь же она исполняется бытием его духа и становится его жизнью. Его деяния — его детище приходит также за ним. Отчужденность между ними падает, он живет вместе со своим сознанием в своем опыте. С этой высоты он оглядывается вниз, он начинает созерцать жизнь мира, и под его пламенным взором все мертвое оживает.
«Теперь, оглядываясь назад, за собою мы видим мертвую жизнь: все имена слетели с вещей, все виды творчества распались в прах, пока мы стояли у преддверия; стоя во храме, мы должны, как первозданный Адам, дать имена вещам, музыкой слов, как Орфей, заставить плясать камни. Стоя в магическом ореоле истинного и ценного, мы созерцаем лишь смерть вокруг этого ореола; перед нами — мертвые вещи. Давая имена дорогим мертвецам, мы воскрешаем их к жизни; свет, брызнувший с верхнего треугольника пирамиды, начинает пронизывать то, что внизу; все, умерщвленное нами в познании и творчестве, вызывается к жизни в Символе. Теперь, как Маги, мы спускаемся вниз по пирамиде, и там, где ступаем мы, возвращается право — познанию быть познанием, возвращается право — творчеству быть творчеством. Мертвая пирамида становится живой; знание жизни, умение воскресить носит в себе Посвященный в третью ступень» (Андрей Белый).
Относительные формы, относительные пути, относительные синтезы — все группируется стройным хороводом, облекая бытие воскресшего, и наполняется им в свою очередь. Все становится на свое место, все обретает смысл, все проникается сознанием цели. Свет Конечного Синтеза проникает до конечного дифференцирования, все делает разумным и сознательным, то есть — живым. Вот почему достижение человеком конечного этапа есть воистину воскресение из мертвых, обретение истинной жизни во всей ее полноте».
«Жизнь истинная в нас светит миру»!