«Не без причины неизвестно происхождение игры в шахматы:
вероятно, она существовала до появления на Земле человека и,
может быть, даже до сотворения мира. Если мир впадёт в хаос,
а хаос превратится в ничто, игра в шахматы останется вне
пространства и времени свидетельством вечного существования идей».
Бонтемпелли
Содержание
- Вступление
- У истоков шахматной игры
- Ещё немного о тайне шахмат
- Игровое поле бытия
- Древняя магия игры
Вступление
За последнее время нам были даны несколько снов, связанных с шахматными турнирами, а в 2005 году в Турции мы разыгрывали программу названную «Турецкий гамбит» по аналогии с фильмом, вышедшим на экраны незадолго до нашей поездки. Работа, написанная по прохождению этой программы, так и называется «Турецкий гамбит» и вы можете ознакомиться с ней на сайте. Всё это побудило нас обратить внимание на тайну шахматной игры, испокон веков считавшейся абсолютно символической и эзотерической.
Толчком к написанию этой работы послужило обыденное событие, повлёкшее за собой интересные результаты. Месяц тому назад, на даче мне попалась в руки научно-фантастическая книга, которая лежала там многие годы и до определённого момента не привлекала внимания. Но время пришло, и она оказалась в моих руках. Это роман известного американского фантаста «Звёздный гамбит». Естественно, я среагировала на него из-за названия и глубокого внутреннего ощущения, что мы приступаем к программе «Звёздный гамбит». Книга мне это подтвердила. В нескольких словах опишу её содержание.
Герой романа Алган, авантюрист по натуре, т. е. человек склонный к решительным и активным действиям, завербован, против своего желания, в отряд первопроходцев, исследователей других миров нашей необъятной вселенной. Человечество расселилось во вселенной, но парадокс времени, связанный с различным протеканием времени на планетах и в движущихся межпространственных кораблях, тормозит эволюционный рост. Центральное правительство и первопроходцы знали о существовании, во многих вновь открытых мирах, странных сооружений, представляющих собой колоссальные, глухие башни чёрного цвета. На них всех был изображён один символ – шахматная доска. Проникнуть в эти цитадели людям не удавалось.
На одной из освоенных планет Алгану передают странную маленькую шахматную доску и сообщают, что таких игровых досок существует только три, и они являются артефактами неизвестной звёздной расы. Странной эта доска выглядела потому, что на ней, в каждой клетке, был изображён какой-то символ неизвестный людям. Герой романа начинает свой поиск, естественно в романе, это описано захватывающе и, наконец, решает шахматную головоломку. Он понимает, что при определённом сочетании символов на шахматной доске (одновременном нажатии их пальцами), можно оказаться внутри чёрных башен, которые оказываются Вратами в другие миры.
Аналогия очевидна. В Древней Северной Традиции (Гиперборея) существует Три Закона Пространства, один из которых гласит: «Глубины соприкасаются». Речь идёт о точке Альва – центре планет, которая является Вратами для перехода в аналогичный центр любой другой планеты, что осуществляется одномоментно. Так и в романе «Звёздный гамбит» Алган начинает своё путешествие из башни в башню и оказывается в Центре, откуда «всё начало быть». Его встреча с Первотворцами совершенно символична. Его приветствовали с великой радостью, как «блудного сына», который, наконец, нашел Дорогу Домой. Было сказано, что, если хоть один человек прошел этой Дорогой, то прошло всё человечество.
Но, именно, о том же говорит Друнвало Мелхиседек в своих книгах, что если хоть один человек дорос в своём сознании до определённого уровня, то он прокладывает путь всем остальным. Героя романа «Звёздный гамбит» встретили первотворцы и ими оказались Звёзды. В научно-фантастическом произведении прописана вся наша программа, программа всего человечества, которая сейчас задействована в нас – Дорога Домой.
Наша цель на Земле – стать Звёздами, т. е. богами – вернуть свою память о божественном рождении. Об этом говорят все ченнелинги, послания Вознесённых Владык, все Древние Учения и Священная Наука. Человечество сейчас идёт по Дороге Домой и вехами на этой дороге являются звёзды. Е. П. Блавадская пишет: «Наша судьба начертана в звёздах». Об этом говорят Учителя: «Поднимайте взор к небу. Движения созвездий, планет, комет соразмерны всем земным проявлениям. Небесные циклы отражены на земле, в телах людей и всего проявленного мира».
Далее мы будем разбирать историю создания и символику шахмат, но именно шахматная доска, цвета и форма фигур отражают всё то, о чём говорилось выше: чёрное и белое, темноту и свет, проявленное и непроявленное, Солнце и Луну и т. д. Давайте отправимся в это увлекательное путешествие по шахматному полю жизни, вы не пожалеете.
Шахматы = 114 = Небо + Земля = Эквивалент = Огонь и вода = Символ магии = Самое главное = Сутратма (нить духа) = Тайна бездны = Я вижу небо = Я – человек
Звёздная игра = 115 = Дорога к Богу = Древнее знание = Огонь ума = Воля к игре (один из 12-ти типов разъятия, Гиперборея) = Мир чисел = Сам человек = Творить
Звёздная игра – шахматы = 229 = Умение видеть невидимое = Два полярных начала = Космическая магия = Жизненный принцип = Память поколений = Союз с Высшим Я = Союз человека с Богом = Строить мосты = Замок между небом и землёй = Любовь к мудрости = Бесценная жемчужина = Божественная природа = Галактический вестник = Программа «Звёздные Врата» = Огонь Преображения
У истоков шахматной игры
«Черным циркулем судьбы круг начертан вкруг меня.
В этом круге точка – я. Пешка шахматной доски».
Хафиз
При подготовке материала к данной работе, я встретила в Интернете очень интересную статью Черевко Кирилла Евгеньевича название которой вынесено в заголовок этого раздела. Мне не захотелось пересказывать её своими словами, поэтому привожу работу Черевко К. Е. с некоторыми сокращениями, для облегчения понимания. Кирилл Евгеньевич востоковед, экс-чемпион Токио по шахматам, предлагает свою версию возникновения шахмат и истории их развития.
Хочу добавить, что на основании всех изученных мною книг и различных материалов, нельзя, с полной очевидностью сделать вывод о времени создания и месте зарождения этой игры. Разные авторы делают свои заключения о возникновении шахмат, здесь есть мнения и о внеземном её происхождении, о заложенных в ней тайных знаниях. Мнения разных авторов весьма разнятся, хотя все сходятся в одном – шахматы пришли с востока. Поэтому данная статья, на мой взгляд, чрезвычайно интересна и затрагивает звёздную концепцию игры, что имеет непосредственное отношение к нашей теме.
Спор о прародине
Прототип современных шахмат чатуранга (модель сражения четырех армий нескольких родов войск) возник в VI–VII веках в Индии. Им предшествовала аштапада – индийская «игра вперегонки» вчетвером на доске – 8 на 8 – с использованием игральной кости, символизирующей карму и служащую для определения количества ходов. В сражении принимал участие только один род войск – «войска на колесницах». Современным шахматам предшествовала также греческая игра «Петейя», в которой при полной свободе выбора ходов – фишки могли снимать одна другую. В своих последних исследованиях иранские историки стремились оспорить традиционную версию: приводя факты в пользу персидского происхождения этих игр, проникших в Греко-бактрийское царство (Северо-западная Индия), они датируют появление шахмат временем до IV века н. э.
Шахматы же, которые получили распространение в Китае, Японии, Корее и других странах Дальнего Востока, рассматриваются учеными как заимствованные, хотя конкретных указаний на это нет.
Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о протошахматах относится к IV веку до н. э. – китайская классическая книга «Мэн-Цзы». Историк Бань Гу (32-92 годы н. э.) указывает на то, что в Южном Китае они назывались Ци, а в Северном – И. Имелось несколько разновидностей Ци, в частности – «звездные Ци», олицетворяющие небесные тела (как, впрочем, и в современных шахматах, проникших в Западную Европу через арабский мир).
В «Ши Цзи» – «Исторических записках» Сыма Цяня говорится о том, что фигуры Ци под действием сил притяжения начинали сами взаимодействовать, отталкиваясь и притягиваясь. Эти шахматы назывались Сянь И – «магические шахматы даосов» или дословно: «шахматы горных волшебников». То, что при этом использовался магнит, вделанный в шахматную доску, стало известно из разных письменных источников, дошедших полностью или частично до наших времен. Широкое его применение в Китае для этих целей относят к 1 веку до н. э. Что же касается узкого круга придворных магов, то им использование магнита при игре в шахматы было известно уже во II веке до н. э.
Большая медведица, календарь и священное Зеркало
Такие протошахматы служили одновременно и календарем, фиксирующим времена года, месяцы и положение Земли во Вселенной относительно других небесных тел: Солнца, Луны и зодиакальных созвездий. Для угадывания предопределенного человеку Пути (ДАО), которым он должен следовать, чтобы находиться в гармонии с законами Земли (Природы) и Неба (Вселенной), важно было соотнести расположение созвездия Большой Медведицы на гадательной (протошахматной) доске с гороскопом этого человека.
В волшебных шахматах использовалось и Бронзовое Зеркало – один из трех символов власти японского императора. Бронзовое Зеркало служило символом правды, отражающим все существующее в Подлунной так, как оно есть на самом деле. Необходимо также отметить, что Бронзовое Зеркало являлось символом власти верховного даосского божества. В качестве этого божества почиталась Полярная Звезда.
Как подчеркивают источники, в Китае, и только в Китае, – с доминирующей в нем теорией о строении макрокосма исключительно на основании представления о взаимодействии Инь и Ян – могла возникнуть такая гадательная техника (заложившая основы протоигры), которая одновременно относилась и к области астрологии и к технике сражения.
Первое упоминание об использовании бронзовых круглых зеркал в качестве досок для игры в протошахматы, относится к 672 году до н. э., а самые древние из сохранившихся зеркал относятся к 6 и 10 году н. э. Два таких зеркала найдены в могильниках в Корее в районе Лоляна. . Отметим попутно, что на рубеже нашей эры, изящно орнаментованные ханьские бронзовые зеркала (II века до н. э. – II века н. э.) распространялись из Китая не только в Корею и Японию, но и в Центральную и Среднюю Азию и дальше на северо-запад вплоть до бассейна Волги.
После бронзовых протошахмат появляются и деревянные. «Шахматные» доски начинают изготавливать из дерева, придавая им круглую форму. На них наносят изображение перевернутого (как в зеркале) «ковша» Большой Медведицы. Известный философ (27–104 годы н. э.) Ван Чун писал, что на таких досках начали использовать вместо «ковша» символизирующие его настоящие ложки из магнитного железняка. Ручка такой ложки служила магнитной стрелкой, и назначение ее было таким же, как у стрелки компаса.
Со временем протошахматы изменились: теперь начали помещать круглую доску – символ Неба – на квадратную – символ Земли. Вместе они образовывали шахматно –календарно – гадательную доску Си. Круг воспринимался как положительное начало, свет (Ян); квадрат – отрицательное, мрак (Инь). На круглую доску наносились 24 деления, соответствующие количеству часов в сутках; квадратную – 28 делений, соответствующих 28 созвездиям лунного зодиака, эти 28 делений отмечали путь Луны в течение месяца. Кроме того, по углам и четырем сторонам света наносились 8 главных гадательных триграмм, состоящих из трех черт – верхняя обозначала Небо, нижняя – Землю, средняя – человека. Одна из квадратных досок полированной бронзы описана как «зеркало с четырьмя сторонами (света)» и относится к периоду Хань (206 год до н. э. – 220 год н. э.).
Сто ханьских круглых зеркал были подарены легендарной царице Химико, которая рядом японских ученых считается и даосской жрицей. С магическим кругом на шахматно-гадательной доске, по-видимому, связана и сферическая форма кургана, в котором была захоронена Химико: обычно могильный курган имеет форму замочной скважины.
Гадательная доска. Могильник в Корее в районе Лоляна. |
Историк Сыма Цянь в 90 году до н. э. писал, что прорицатели пользуются моделями Неба и Земли в виде шахматно – календарно – гадательных досок, на которых обозначены четыре времени года и соотнесенные с ними вселенские добродетели – любовь, справедливость и т. д.
Как играли в шахматы в Древнем Китае
Первоначально правила игры в китайские протошахматы в значительной степени совпадали с техникой гадания. Они носили эзотерический характер, так как знание их являлось достоянием узкого круга посвященных жрецов. Но некоторые сведения об этих правилах все же удалось почерпнуть из старинных рукописей, написанных жрецами или их учениками. В одной из наиболее ранних форм протошахмат использовались дощечки-фигуры, олицетворяющие звезды и планеты (позднее они были заменены изображением людей) по 12 фигурок – в соответствии с количеством знаков зодиака – у каждого из двух партнеров; фигурки бросали как игральные кости на доски по очереди, в три приема («хода»). Именно тем, что они символизировали «волю неба», они были похожи на аштападу. Брошенные дощечки-фигуры останавливались у гадательных черт, каждая из которых имела свое определенное значение, зафиксированное в гадательных книгах, и по нему определялась будущая счастливая или неудачная судьба того, кому гадали.
В дальнейшем «ходы» состояли в поочередном встряхивании доски легким ударом снизу. В результате этого возникали новые «позиции» – конфигурации светлых и темных дощечек у изображений гадательных черт – 8 триграмм, сплошных (положительных) и прерванных (отрицательных), которые при удвоении образовывали 64 гексаграммы. Позднее, после бросания дощечек-фигур на доску, они начинали передвигаться уже по определенным для каждой из них правилам. Такие протошахматы приобретали свойства, приближающие их к дальневосточным шахматам современного типа.
Первое упоминание о протошахматах, связанных с бросанием дощечек-фигур на календарно-гадательную доску, относится к началу II века до н. э. в рукописи «И Юань» («Сад удивительных вещей»).
От шахмат «небесных» к шахматам «земным»
Традиционно считается, что дальневосточные шахматы современного типа (Сянци, япон. Сёги) – фигуры-образы – были изобретены в 569 году. В официальной китайской историографии они приписываются императору У-Ди (560–578 годы) сяньбийской династии Северная Чжоу. Принципиально новым в этих шахматах явилось приобретение партнерами относительной самостоятельности по аналогии с действиями полководца в реальных сражениях. В этом, в частности, нашел свое отражение качественный скачок в развитии человека – осознание им в модели космоса своей активной роли по отношению к окружающему миру.
Качественные изменения в шахматах осуществлялись на фоне так называемого «сяньбийского ренессанса» VI века н. э. , который получил такое название благодаря сильному влиянию тюркских степных племен сяньбийцев. В течение почти двух веков (386–581 годы) под властью сяньбийской династии находилась огромная территория от Ферганы до Корейского полуострова. В последние три десятилетия данного периода сяньбийское государство Северная Вэй (386–581 годы) разделялось на западную и восточную части – Северная Ци и Северная Чжоу. Сяньбийцам принадлежит важная роль в трансформации древнекитайской культуры. Существенное значение в этом процессе имело распространение чань-буддизма. Большую роль в жизни сяньбийцев играли войны, что нашло свое преломление в характере шахмат нового типа в восточной части азиатской «ойкумены», связанной с ее западной частью – «Шелковым путем».
В этот период в государствах Северного Китая образованный человек должен был разбираться в астрономии, рисовать, играть в шахматы и разговаривать по сяньбийски. Сходный процесс, по-видимому, происходил несколько позднее в Корее и Японии, где также опосредованная сяньбийцами китайская культура вступала в более тесное взаимодействие с культурой аборигенов, находившейся под сильным влиянием буддизма. Фигуры в шахматах нового типа в Северном Чжоу олицетворяли Солнце, Луну, звезды и планеты. Эти шахматы были более доступны для понимания.
Деление шахматных фигур на белые и черные, 64 клетки шахматной доски – все это не случайно. Это символика китайской «Книги Перемен» («И Цзин») IV века до н. э. По этой книге (а в ней наиболее глубоко выражена взаимосвязь природы и человека) прорицатель, знающий состояние хозяйственных и военных дел, космических и климатических явлений, этнических отношений, быт населения и личную жизнь правителей, прогнозировал, какие действия целесообразно предпринять в той или иной ситуации.
Белые и черные фигуры олицетворяют две космические силы – светлое, активное, положительное начало и темное – пассивное, отрицательное. А комплекс всех реальных ситуаций, согласно «И Цзину», составляет число 64, где каждой из них соответствует свой символический знак, или гексаграмма, которая состоит из шести сплошных или прерванных графических черт; в различных комбинациях этих черт заключается идея взаимосцепления событий.
«В теории «Книги Перемен»,– отмечает советский востоковед Ю. К. Шуцкий,– рассматривался процесс возникновения, бытия и исчезновения [сущего]. Творческий импульс, погружаясь в среду меона (исполнения), действует, прежде всего, как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит уточнение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое приходит, в конце концов, к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению».
Интересно, что в прикладном значении эти шахматы служили средством диагностики и выявления причин болезней, рассматриваемых как результат нарушения равновесия борющихся между собой положительных и отрицательных сил божества головы и рук – одного из трех главных духов в религиозном даосизме III–VI веков. Сама же идея борьбы – в шахматах не была новой, она была перенесена из астрологии, для которой борьба больших и малых звезд между собой представляла обычное явление, и отражала в своеобразной символической форме борьбу между различными слоями древнего и средневекового общества.
Одним из источников происхождения шахмат явились сяньбийско-китайские шахматы Сянци (японские Сёги), а другим – индийские шахматы Чатуранга, которые, как свидетельствуют буддийские летописи, были привезены первыми буддийскими монахами в начале III века н. э. в Китай, где их дополнили такими новыми фигурами, как катапульта (прототип ладьи) и слон. Возможно, что уже после этого они попали по великому «Шелковому пути» в Персию и далее в страны Европы.
Любопытно, что и Сёги (вариант китайских Сянци с доской 9 на 9 клеток по 9 фигур), хотя и значительно отличаются от индийских, рассматриваются как восходящие к индийскому источнику. Японские ученые также считают, что шахматы появились в Китае вместе с буддизмом, а отсюда были привезены в VI веке в Японию в период правления императора Киммэй (540–572 годы).
«Ци» и космическая антропология
От китайских Ци происходят не только Сянци (японские Сёги) но и Вэйци (япон. «Го», или «облачные шашки»). Их число – 180 белых + 180 черных = 360 (+1 черная шашка в центре доски – «звезда», символизировавшая Полярную звезду) было первоначально равно числу дней в году в солнечном календаре Древнего Египта и Древнего Китая (30 дней, умноженные на 12 зодиакальных созвездий равняются 360). Затем 5 дней были, по древнеегипетскому преданию, выиграны в игру, подобную Ци, у богини Луны богом – хранителем времени – Тотом.
Обращает на себя внимание нумерологическое соответствие 19 полей на каждой стороне этой доски и общего количества 64 полей на шахматной доске 64 кодонам, выстраивающимся в 1 молекулу генетического кода ДНК за 19 витков ее двойной спирали. 19 – это также число лет в так называемом Метоновом цикле лунно-солнечного древнекитайского календаря из 235 лунных месяцев (с середины II тысячелетия до н. э. ), служащих для согласования периодов обращения Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Из этого делается предположение об отражении в 19-членном витке спирали ДНК биоинформации лунно-солнечного года.
Сопоставляя количество черт в гексаграммах (шесть) и количество разных фигур, фиксировавших разные социальные позиции, при переходе к современным шахматам, П. Бондаревский в статье «Гадание по Книге Перемен» пишет: «Аналогичная символика отдельных черт по их позиции в гексаграмме с древних времен существует и в гадательной практике ицзинистов, первая (начальная) черта – «простолюдин», вторая – «служилый», третья – «вельможа», четвертая – «придворный», пятая – «царь», шестая – (верхняя) – «современный человек» (можно соотнести с набором современных фигур: пешка, ладья, конь, слон, король, ферзь – прим. сост. ).
Вдумаемся: ведь число 6 означает и такой «набор» – 4 стороны горизонта плюс точки зенита и надира. В пульсовой диагностике Древнего Китая шестерка – это количество пульсов, по которым оценивается состояние основных органов тела в целом. С точки зрения молекулярной биологии число шесть – это мини спираль: кодон (триплет) и антикодон. Оно соответствует числу сторон каждого поля в гексагональных шахматах. Итак, совпадает количественный набор: 64 шахматных поля на шахматной доске и столько же кодонов в одной молекуле кода ДНК. Может быть, эти совпадения все-таки не случайны?
С астрономической точки зрения, 8 градусов Солнца (аналог 8 фигурам в ряду) – это единица измерения, связанная пропорцией с расположением планет, а максимальное расстояние от Земли до Луны – примерно 64 радиуса Земли (среднее расстояние – около 60 радиусов). А 64 – это число «завершающих», уточняющих пульсов в 64 точках – элементах организма, через которые на организм воздействует биоэнергетическая информация извне, оказывающаяся в резонансе с космосом.
В современных шахматах круг, вписанный в квадрат,– это круглое основание каждой фигуры, поставленной на квадратное поле доски, повторяющее «образы» Неба и Земли в протошахматах (см. эпиграф). Их космологическое значение становится особенно важным, если учесть, что в настоящее время в физике круг и квадрат связываются с понятиями симметрии и суперсимметрии, позволяющими вывести единую теорию взаимодействия всех сил природы и таким образом создать модель «свертывания» и «развертывания» Вселенной, начиная с Большого Взрыва. Итак, некоторые числовые и геометрические характеристики шахмат и протошахмат свидетельствуют о том, что эта игра является в своей основе моделью человека, природы и космоса, созданной в соответствии с натурфилософскими представлениями об изменчивости, выработанными в странах Востока.
Ещё немного о тайне шахмат
Мистерия жизни и смерти по обеим сторонам памяти.
Мы обязаны, пусть в кристалле воображения,
попытаться различить исчезнувшее семя шахмат –
если хотим удостоиться мифа.
Юдасин Л. Г.
Можно было бы ещё много писать об истории создания шахмат и рассматривать иные предположения иных авторов, но я не вижу в этом смысла. Даже если выводы Черевко К. Е. не в полной мере соответствуют истине, они дают, в общем, великолепное представление о трансформации этой «звёздной игры», которую и игрой назвать нельзя.
Но прежде, чем непосредственно перейти к символике шахмат мне бы хотелось привести ещё несколько высказываний из великолепной книги Юдасина Л. Г. «Тысячелетний миф шахмат». Именно это произведение мне показалось наиболее интересным для тех, кто хотел бы прикоснуться к древнейшим тайнам природы человеческого сознания, потому что «шахматы обнаруживают парадокс, лежащий в природе человеческого разума: он и рационален и иррационален. Шахматы – замкнутый мир игры, ограниченный пространством доски. Но какая-то чудодейственная сила выводит этот крохотный мир за пределы его собственного пространства, и он охватывает своим ментальным полем весь огромный мир человеческой культуры».
«Зачем нам история? Обновить ушедшие возможности, воскресить забытые силы, сочленить корни и ветви явлений. Ради цельности».
«Прошлое цепью держит возле себя. Но – «скала становится волной, которую рыба прошивает насквозь», подножием – если урок выучен».
«Истинная связь – небесам. Себе мы лепим историю под стать, – ибо жизнь, как кашмирский ковер, цветиста, и, как пальцы мима, пластична. Стол накрыт…».
Происхождение шахмат – вековая тайна, что символично в смысле их сегодняшнего понимания и - дальних причин. «Дымка красивых легенд, повествующих о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение радостями бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой жизни…» (И. Линдер).
Шахматы оплодотворяют, впитывают мыслящую силу самых разных цивилизаций: правила менялись, а удивительная, методологическая гармония не утрачивалась. При формировании игры индусы знали о связи шахмат с магическими квадратами. У других народов, возможно, своеобычные матрицы (или интерпретации), – но нечто столь же идеальное – в основе всех долгоживущих вариантов.
«Шахматы выводимы из законов диалектики, элементарной теории или зодиакальных соответствий… Диалектика изощренней гегелевской, обрастая плотью образов и частных наук – прикидывается, возвращается игрой. Ушедшее не отброшено, – но, по законам духовного мира, вросло: стволом, центральной веной» (В. Афанасьев).
Место шахмат – структура разума, даже архетип духа, производящего разум как свою частную манифестацию.
Обратимся к военному аспекту. «Ты увидишь, когда откроешь путь этой игры, и ход, и мысль, и снаряжение боя» (Фирдоуси «Шахнаме»). На сумятицу битвы благородная строгость шахмат не очень-то похожа, и все же игра не раз становилась предметом военных школ. «Только шахматные доски учат, как располагается армия» («Харша Чаритра»).
«Индия – классическая страна символов» (Поль Дюссен). Санскритские, на «священном языке», названия фигур – знаки древнейшие. Миф о Чакравартине (Верховное брахманическое божество в роли властителя вселенной) обозначает своего героя семью эмблемами («драгоценными камнями»): 1. Hastin (слон). 2. Asva (конь). 3. Ranha или Katha (колесо, колесница). 4. Shnapati (полководец). 5. Bhumy (поле битвы, место). 6. Niani (драгоценный камень). 7. Bharya (жена, женщина). Niani я связал бы с игроком («драгоценностью», ради которой происходит все действо, вернее, его разумным «буддхи», ассоциируемым с блистающим камнем), bhumu – доска (позднее «astapaga», первопричина), bharya, игрою вечных иронических сил, стала впоследствии «королевой», «дамой»; остальные четыре – буквально фигуры чатуранги. Чакравартин – король.
Шахматы медленно входили в мир человеческой культуры. Веками оттачивалась их форма, постепенно принимая тот облик, в котором они стали общечеловеческим достоянием. Почему же шахматам удалось завоевать всемирное признание? Не потому ли, что долгая историческая эволюция позволила им превратиться в идеальную, очищенную от жизненных случайностей арену деятельности человеческого духа? И тогда, может быть, через изучение шахматной игры лежит путь к постижению его природы или даже вообще того, что философы называют «сущностной силой» человека?
Шахматы лишь маскируются под простую забаву – этой маской они привлекают начинающего игрока к вступлению в великое царство мысли, где властвует «чистый разум», где требуются знания, творчество и искусство, где сплавлены воедино логика и эстетика».
И как небольшое замечание ко всему вышеизложенному хочу напомнить, что с этого года в общеобразовательных школах Москвы введено обязательное обучение основам шахматной игры. Лёд тронулся…
Игровое поле бытия
«Можно мыслить понятиями и словами –
А можно кубами, шарами и даже мирами»
О. Григорьев
Итак, мы начинаем разбираться с эзотерическим символизмом шахмат с игрового шахматного поля, на котором разворачивается процесс познания мира и его законов во всем его кажущемся противоречии и истинном единстве. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» пишет: «Шахматы олицетворяют королевскую игру жизни; конфликт между духовными силами света и тьмы, дэвами и асурами, ангелами и демонами, борющимися за господство над миром. Двухцветная, черная или красная и белая, шахматная доска символизирует поочерёдное притяжение всех фундаментальных свойств и качеств в их проявлении, как отрицательных, так и положительных: ночь и день; Солнце и Луна; мужчина и женщина, помутнение и ясность; светлое и тёмное время Луны, время и пространство.
Шестьдесят четыре шахматных поля – это мандала Шивы в его трансформирующем аспекте. Они базируются на символизме четырёхкратности (8 + 8), на фундаментальной форме храма или города, означающей космос во всех его возможностях вместе с силами, оперирующими во вселенной и в человеке. Этот образ предполагает космическое совершенство.
Индийская круглая шахматная доска означает бесконечность и Круг Рождения и Смерти. Каждая игра – это эпоха, а смена фигур означает период неосуществленности. Движение фигур – это реализация всех возможностей в этом мире и в отдельном человеке в течение данной манифестации. Выбор ходов свободен, но ответственность в том, что каждый ход влечёт за собой неумолимые последствия. В игру вовлечены как свободная воля, так и судьба; дух её есть истина, и в ней человек свободен, а вне её он раб судьбы».
Зная из некоторых справочников, что масоны использовали в оформлении своих Лож шахматную символику, я надеялась найти в Интернете данные об этом. Мне повезло: «кто ищет, тот найдёт». Брат N описывает архитектурное оформление Ложи «Гамаюн», весьма подробно и с соответствующими комментариями. Я зачиталась, всё необыкновенно познавательно, но далее придётся привести только то, что касается нашей темы, хотя всё остальное не менее интересно. Я внесла некоторые правки в текст оригинала, для упрощения сложных и громоздких предложений, надеюсь, автор не будет на меня в обиде.
«Пол, или основание Ложи, – это шахматная доска из черных и белых квадратов, обозначающих двойственность всего, связанного с земной жизнью и физической основой человеческой природы со всеми ее желаниями и аффектами. "Паутина нашей жизни – это смешанная нить, вместе хорошее и плохое", написал Шекспир. Всё материальное характеризуется сложным сочетанием добра и зла, света и тени, радости и печали, позитивного и негативного. То, что является добром для меня, может быть злом для тебя; Наслаждение возникает из боли и, в конечном итоге, вновь обращается в боль; у меня интеллектуальный подъем сегодня и завтра, соответственно, я подавлен и рассеян.
Дуализм этих противоположностей управляет нами во всем, и переживание этого неизбежно для нас до тех пор, пока, наученные этими уроками и возросшие, мы не будем готовы к продвижению. Мы приходим к состоянию, в котором перерастаем ощущение существования этой шахматной доски и эти противоположности перестают восприниматься как противоположности, но осознаются как единство или синтез. Найти это единство или синтез – значит познать опыт, который приносит понимание. Этот опыт превосходит наш нынешний, потому что в нем тьма и свет тождественны друг другу, и наши нынешние концепции добра и зла, радости и боли трансцендируются в единое.
Это возвышенное состояние символизируется зубчатой или мозаичной каймой, обрамляющей черно-белую шахматную доску, также как Божественное Присутствие и Провидение окружает и охватывает наши временные организмы, которым присущи эти оппозиции.
Почему шахматная доска имеет столь важное значение в оформлении Ложи? Ответ находим в следующем утверждении Ритуала Третьего Градуса: "Выложенный квадратами пол предназначен для того, чтобы по нему ходил Первосвященник". Ныне это относится не только к еврейскому первосвященнику прошлых веков, но и к каждому отдельному члену Цеха. Каждый Масон должен быть Первосвященником своего личного храма и сделать его местом, где он может встречаться с Богом.
По самому факту существования в дуалистическом мире, каждое живое существо, является ли оно Масоном или нет, ходит по шахматной доске из смешанных друг с другом добра и зла в каждом действии своей жизни. Таким образом, пол в виде шахматной доски – это символ элементарной философской истины, общей для всех нас. Но, для нас (масонов), слова "ходить по" означают много больше, чем это. Они означают, что тот, кто стремится быть мастером, хозяином своей судьбы и капитаном своей души, должен ходить по этим противоположностям в смысле трансцендирования и господства над ними. Он должен ходить по ним, попирая свою низшую чувственную природу и держа ее под своей пятой в подчинении и повиновении.
Он должен быть способным подняться над пестротой добра и зла, стоять выше подъемов и падений фортуны, стремлений и страхов, управляющих обычными людьми и направляющих их действия по тому или иному пути. Он должен быть безразличным ко всему этому. Его цель – это развитие его внутренних духовных возможностей. Эти возможности не могут быть развиты, пока человек управляем своими материальными тенденциями и колеблющимися эмоциями удовольствия и боли. Поднимаясь над всем этим и достигая спокойствия и душевного равновесия во всех обстоятельствах, в которых он в данный момент может оказаться, масон действительно "ходит по" шахматной доске существования и конфликтующих тенденций его материальной природы».
Найти изображение мозаичного пола Ложи мне не удалось, но приведённая фотография пола в западной галерее дворца Монплезир в Петергофе, мне кажется, должна быть идентична полу масонской ложи.
Итак, что же пишет Рене Генон в своём замечательном произведении «Символы Священной науки» – катехизисе всех символистов – эзотеристов: «Масонский символ «мозаичной мостовой» принадлежит к числу тех, которые зачастую недопонимаются или плохо интерпретируются. Эта мостовая образуется сменяющими друг друга белыми и чёрными квадратами, расположенными точно также как клетки шахматной или шашечной доски. Символика, очевидно, одинакова в обоих случаях (шахматы или шашки), потому что эти игры первоначально были чем-то совсем иным, нежели простыми профаническими забавами, каковыми они стали в настоящее время. Впрочем, игра в шахматы, несомненно, является одной из тех, где следы первоначального «священного» характера остались наиболее очевидными, вопреки этой деградации.
Взаимное наложение белого и чёрного, естественно, олицетворяет свет и тьму, день и ночь и, следовательно, все пары противоположностей и взаимодополнений. Следует напомнить, что всё, являющееся противоположностью на одном уровне, становится дополнением на другом, так что одна и та же символика применима и к тому, и к другому. Следовательно, здесь перед нами точный эквивалент дальневосточного символа Инь-Ян. Можно также заметить, что взаимопроникновение и нераздельность двух аспектов Инь и Ян, являются таковыми же и вследствие переплетения двух разновидностей квадратов.
Тогда как другое расположение – как, например, в виде сменяющих друг друга прямых белых и чёрных полос – не могло бы столь отчётливо выразить эту идею. Однако этот последний способ расположения также применялся в некоторых случаях: известно, что оно имело место именно в Босеане Тамплиеров, значение которого было точно таким же. Напомним только, что не следует видеть в этой символике, равно как и в признании космических дуальностей, выражением которых она является, утверждения какого-либо «дуализма», ибо все эти дуальности реально существуют на своём уровне, имея, тем не менее, обоснование в единстве одного и того же принципа (Тай-цзи дальневосточной традиции).
Это действительно одно из важнейших положений, потому что именно оно даёт повод для ложных интерпретаций, т. к. иные считали возможным говорить о «дуализме» в связи с Инь-Ян, вероятно, по недопониманию. Вполне возможно, что некоторые «дуалисты» сами извратили подлинный смысл этой символики в угоду своим собственным доктринам, как смогли они изменить по той же причине символы, выражающие непостижимые для них единство и незыблемость.
Кроме значения, о котором мы говорили до сих пор, существует ещё и другое, более глубокого порядка, и это вытекает непосредственно из двойного смысла чёрного цвета».
Чтобы понять дальнейшее рассуждение Рене Генона необходимо коснуться другой его работы, где он разбирает смысл чёрного цвета. Поэтому сейчас мы немного отклонимся от темы, и далее я приведу выдержку из его работы, посвящённой соединению двух основополагающих цветов: белого и чёрного.
«В глубокой древности китайцы навали себя «чёрным народом» (ли-минь). Интересно, что иероглифы «сюань» и «хэ» (kien и he), обозначающие «чёрный» изображают пламя. Древние египтяне называли свою страну Кеми или «чёрная земля». Поэтому следует обратиться к высшему смыслу значения чёрного цвета.
Известно, что в своём высшем смысле чёрный цвет символизирует, главным образом, изначальное состояние непроявленности, и именно в этом значении надо понимать имя Кришна, в противоположность имени Арджуна, которое означает «белый». Оба они, соответственно, олицетворяют непроявленное и проявленное, бессмертное и смертное, «Я» и «я», Параматма и Дживатма.
Следует помнить, что народы, о которых мы говорили: китайцы и египтяне, принадлежат к тем, кто считает себя занимающим «центральное» положение. Известно обозначение Китая, как «Срединного Царства» (Чжунго), так же, как и то, что обитатели Египта ассоциировали свою страну с «Сердцем Мира». Это «центральное» положение, впрочем, абсолютно обоснованно с точки зрения символической, т. к. каждая из стран, в самом деле, является местом пребывания духовного центра традиции, эманацией и образом высшего духовного центра. Но центр есть, в силу своего изначального характера, то, что можно было бы назвать «местом» непроявленности; и, стало быть, чёрный цвет, понимаемый в своём высшем смысле, действительно подобает ему. Следует, впрочем, заметить, что и противоположный, белый цвет также подобает центру, в другом его аспекте: как точке исхождения «традиции», отождествляемой с точкой излучения света.
Можно, следовательно, сказать, что Центр, рассматриваемый с внешней стороны и по отношению к проявленности, возникающей из него, является «белым»; в то же время он «чёрен» с внутренней стороны и в самом себе. И эта точка зрения, естественно, присуща тем, кто, по только что изложенным причинам, символически располагается в самом центре».
Вернёмся к нашей теме и продолжим изложение Генона по поводу сочетания чёрного и белого цветов. «Мы рассмотрели только низший и космогонический смысл чёрного цвета, но нужно рассмотреть также его смысл высший и метафизический. Пример этого, необыкновенно чистый, мы обнаруживаем в индуистской традиции, где тот, кого посвящают, должен сидеть в шкуре с чёрной и белой шерстью,символизирующей, соответственно, непроявленное и проявленное».
Придётся опять отвлечься и напомнить вам, что «Ритуал Шкуры» подробно описывался нами в работах: «Египетский вальс» и «Хранительница космического порядка» (см. сайт).
Итак, «тот факт, что в данном случае речь идет о ритуале, по самой сути своей инициатическом, является достаточным основанием для сближения его со случаем «мозаичной мостовой» и для подчёркнутого придания последнему того же самого значения – даже если, при нынешнем состоянии вещей, это значение было полностью забыто.
На другом уровне эти два цвета здесь олицетворяют также Небо и Землю, но нужно особо обратить внимание на то, что в силу соответствия этих цветов непроявленному и проявленному, тогда именно чёрный соотносится с небом, а белый с землёй, так что связи, существующие в случае Инь-Ян, оказываются изменёнными. Впрочем, это лишь один из случаев обратного значения аналогии. Посвящаемый должен касаться стыка белой и чёрной шерсти, соединяя, таким образом, дополнительные принципы, от которых он должен родиться как «Сын Неба и Земли».
Стало быть, мы обнаруживаем здесь символику, равнозначную символике Арджуны, «белого», и Кришны «чёрного», которые, в самом человеческом существе, суть его смертное и бессмертное, «я» и «Я» (это также символика Диоскуров – связь последних с двумя полушариями или двумя половинами «Мирового Яйца» возвращают нас к рассмотрению неба и земли). Поскольку последние также являются «двумя нераздельно слитыми птицами», о которых говорится в Упанишадах, то это напоминает ещё и о другом символе, символе двуглавого чёрно-белого орла, который фигурирует в некоторых высоких масонских степенях. Этот новый пример, последний в ряду столь многих других, ещё раз свидетельствует, что символический язык обладает поистине универсальным характером».
Закончить эту главу хочется следующим. Символикой двуглавого орла мы занимались несколько лет, но тогда у нас не было сайта и мы не оформляли свою работу в текстах, а сейчас, на новом витке, мы опять приходим к тому же. Упомяну ещё об одном интересном факте. В Великий Устюг мы ездим каждый год, т. к. ещё одна наша задача заключается в активизации этой сакральной точки Земли. В 2002 году, удалось впервые подняться на колокольню Храма Преображения, т. к. ранее колокольня не функционировала, и вот, сверху был хорошо виден тротуар перед входом в Дом Деда Мороза. Он представлял собой шахматную доску из красных и белых квадратов. Как вы читали выше, чёрные клетки на многих шахматных полях заменяются красными, отсюда и Красная королева у Льюиса Кэрролла в его знаменитом романе «Алиса в Зазеркалье». Мы обсудили этот факт, смотрелось красиво, сфотографировались на шахматном поле и только сейчас, становится понятно, что уже пять лет назад, в столь сакральном месте и в столь сакральный год, тонкий план уже намекал нам о важности символа шахматной доски и о предстоящей программе.
Древняя магия игры
Как все в картине объединено,
Всё правда в ней, и всё необъяснимо.
И зреет дальше, дивно и незримо,
Оно отныне с нами заодно.
Так знай же: нет преграды для души.
Неслыханная даль с тобой сольется,
И голос твой, что прозвенел в тиши,
В тех звёздах отдалённых отзовётся.
Р. М. Рильке
Начнём главу с некоторых общеизвестных шахматистам истин, но для нас являющихся интересным открытием. Прежде всего, следует, наконец, определиться в названии игры. Откуда произошло слово «шахматы»? Можно сказать, что это соединение двух слов «шах» и «мат», и у нас откроется великолепная возможность для построения различных умозаключений. Например, «шах» – повелитель, мужской принцип; «мат» – корень слова «мать» – женский принцип и отсюда следует единство двух полярностей и т. д. Но обратимся к обычной шахматной литературе. Два известнейших исторических названия шахмат хранят военное звучание: индийское «Чатуранга» («четыре войска») и персидское «Шахмат» («король умер», «убит»).
Далее, всё в той же общедоступной литературе, мы читаем: «в указанной игре мы легко выделим три типа шахматных фигур: базовые, производные и дополнительные.
Производными фигурами являются ферзь, король и пешка. Ферзь является геометрической суммой ладьи и слона (возможность передвижения, как по полям слона, так и по полям ладьи), король – миниферзем, пешка – это ведь король с секторальным ограничением и с одновременным разделением свойств его лучей активности (передвигается пешка как ладья, а угрожает как слон – разумеется, на один шаг).
Дополнительной фигурой является конь, призванный, прежде всего, попытаться противостоять чудовищно мощному ферзю (а уж потом – пощекотать шпагой короля). Для чего конь, естественно, должен угрожать ферзю с ближайших недосягаемых для него пунктов доски. Таких пунктов на общеизвестной доске 8, они расположены вокруг ферзя в виде правильной фигуры – восьмиугольника. При этом траектория хода коня не только не имеет ничего общего с траекторией фигур линейного действия, но и, вообще, удивительным образом выходит в третье измерение! Для удобства запоминания мы часто говорим, что конь ходит «буквой Г», но на самом деле это лишь метафора, явно недостойная включения в энциклопедические определения. Фигуры, которые «ни от кого не произошли и никого не дополняют», логично было бы назвать базовыми.
Базовыми фигурами являются ладья и слон. Именно они формируют основополагающий шахматный принцип и дают начало всем остальным фигурам посредством шести типов преобразований. Именно они передвигаются и угрожают только по базовым направлениям в любой ортодоксальной шахматной структуре. Ладья – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), перемещается и угрожает по ортогональному базовому направлению игрового пространства через середины двух противоположных сторон игровой доски (т. е. двигается по прямой). Слон – другая базовая фигура перемещается и угрожает по диагональному базовому направлению игрового пространства через два противоположных угла игровой доски – и обязательно по ячейкам одного цвета (т. е. двигается по диагонали и, соответственно, только по своему цвету).
Вот это уже интересно, и непосредственно касается темы, с которой мы начали свой рассказ: в шахматах отражены законы Неба и Земли в единстве и вот мы получаем подтверждение этому в самом обычном описании действующих фигур. Ниже будет объяснён принцип перемещения фигур по игровому полю и их эзотерический смысл, но акцент необходимо сделать. Две фигуры: ладья и слон являются базовыми, но ладья движется по прямой (может выписать квадрат), и даже своей формой символизирует землю, а слон передвигается по диагонали и являетсясимволом воздуха, т. е. неба.
Затронем еще одну струну. «Шахматы берут начало из древнейшего философского учения человечества… – теории четырех или пяти первоэлементов: эфир, огонь, ветер, вода и земля» – пишет югославский профессор Павле Бидев. В публикации 1951 года он произвел анализ четырёхчленной структуры Чатуранги, которая символизировала борьбу четырёх стихий: воздуха, огня, земли и воды, а также ассоциировалась со сменой четырёх времён года. И поэтому, утверждает Бидев, фигуры своими ходами вычерчивают на шахматной доске геометрические контуры символов отдельных стихий, почерпнутых из религиозных ритуалов:
Автор ещё одной замечательной книги «Тайна шахмат» Валерий Трубицын даёт несколько иное графически символическое объяснение шахматных фигур. В его трактовке символы ферзя и слона поменялись местами. Мне захотелось привести его обозначения, которые, на мой взгляд, дают более точное понимание скрытой сути шахматных фигур.
Король представлен началом всех плоских фигур – кругом, который указывает на неспешную активность его величества вокруг своего трона.
Ферзь представлен шестилучевой звездой, являющейся символом самой мощной фигуры, далеко действующей по многим направлениям. Во многих шахматных играх ферзь вполне обоснованно олицетворяет главного военачальника.
Слон и ладья представлены правильными простейшими плоскими фигурами, известными, как и круг, с древнейших времён: треугольником и квадратом. При этом квадрат олицетворяет массивную штурмовую башню (или колесницу), двигающуюся по сплошному ряду ячеек, а треугольник – дерзко действующего воина, отнюдь не склонного идти в лоб на неприятеля.
Конь представлен в виде кольца, так как его, по сути, круговое действие, начинается не на ближайших ячейках, как у короля, а за ними. В древней символике он, скорее всего, напоминал бы катапульту.
Пешка представлена в виде заметной точки. Олицетворяет пешего воина. Заметим, что все указанные символы в двухсторонних играх должны быть двухцветными.
Ещё в одном материале я наткнулась на замечательное и очень образное описание движения коня, мне захотелось его привести дословно: «конь, «застывший вихрь», путешествием по доске выражает идею систематического вихревого движения, – математическим рождением обязанный центральному «вращающемуся вихрю».
Итак, вернёмся к Дж. Куперу и соединим его описание символического значения шахматных фигур с аналогичными описаниями из других справочных изданий, т. к. , по сути, они аналогичны и дополняют друг друга.
Король – это Солнце, сердце, силы закона и порядка; его ходы ограничены очевидностью. Белый король или Чёрный король – это Ормузд и Ариман, в просторах Космоса разыгрывается бесконечная война между светом и тьмой. Белый Король и его свита символизируют Я и его средства. Чёрный Король со своей свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Таким образом, игра представляет вечную борьбу человеческой природы против его тени. Король – символизирует высшую составляющую духа (атма – будхи), и, будучи духом, не может быть пленён, но проигрывает игру, если окружён таким образом, что не может избежать плена. В игре есть такое понятие, как «пат» – ситуация, когда король не находится под ударом, т. е. мата нет, но и двигаться дальше не может, т. к. все окружающие поля простреливаются. В одной из статей я нашла образное сравнение, что «пат» – это символ солнечного затмения.
Королева, Ферзь или Визирь – это дух (манас), передвигающийся по своей воле, вольный деятель, Луна. В одном из справочников говорится, что Королева (Ферзь) – символизирует ум (ментальное тело). Здесь нет сильного расхождения с Дж. Купером т. к. высшей составляющей нашего ментального тела, как раз и является манастическое тело.
Слон или Епископ, олицетворяет правителей духовного мира, и его ходы основаны на треугольнике; его движение по белым полям означает позитивный интеллектуальный путь, а по красным или чёрным – путь религиозный, благочестивый; движение по диагонали – экзистенциональное или женственное, подчинённое Юпитеру. Слоны (Епископы) – символизируют эмоции (астральное тело).
Ладья, Тура, Замок или Колесница, – светская власть правителей этого мира; движение её основано на квадрате, который символизирует материю и землю, осевое движение, пересекая цвета, означает мужское и мужественное и подчиняется Сатурну. Ладьи (Туры, Замки) – символизируют физическое тело.
Конь или Рыцарь, защитник, использует как интеллектуальные, так и религиозные пути, но не имеет силы духа; прыжок, совершаемый конём, есть прыжок интуитивный, а также плутовской ход. Предполагается, что у него имеются военные и турнирные ассоциации с правилами инициации у Тамплиеров и что он – странник или «блуждающий конь», подчиняющийся Марсу. Странник – странствующий рыцарь, не видящий, куда он может попасть в конце пути. В буддизме странствие символизирует сансару, или состояние человека, оказавшегося в круге перерождений до обретения просветления. Кони (Рыцари) – символизируют жизненность (праническое тело).
Пешки – это простые бойцы, пытающиеся пересечь доску через семь ступеней инициации и достичь восьмого поля, как цели инициации. Достичь восьмого уровня – значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле. Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников.
В связи с восьмым уровнем можно говорить об открытии Восьмых Врат, которое недавно произошло; о восьмой чакре, находящейся вне тела и являющейся энергетическим центром, связывающим нас с Солнечной системой; о двери в Райский сад и т. д. Но не будем отвлекаться от основной темы, хотя всё, что перечислено выше, включено в нашу программу и разбирается в других материалах сайта.
В арабо-испанских шахматах мат не обязательно означает смерть короля, но он теряет честь и снимается с доски. Ладья (Тура) – это ужасный Рок, которого так страшится Синдбад; это ещё название колесницы, и потому означает прямой ход. Епископ (слон) возникает в этом варианте, как Слон. Нет Королевы, но есть Советник, который может ходить на одно поле по диагонали, хотя, делая первый ход, он должен прыгнуть на третье поле, либо по диагонали, либо прямо. Доска варьируется от шестидесяти четырёх полей до сотни. Была даже двойная игра, которая проходила на доске в шестнадцать на двенадцать квадратов. Великие или Большие шахматы имели 144 поля, и в них участвовали двенадцать фигур и двенадцать пешек. Рядом с Королём стоял Грифон, потом Василиск, Жираф, Единорог, Лев, Тура.
Ещё следует добавить, что при записи шахматной партии используются следующие сокращённые обозначения фигур: Король – Кр; Ферзь – Ф; Ладья – Л; Слон – С; Конь – К; пешка не обозначается.
И как заключение данной работы, но не окончания программы «Звёздный гамбит» необходимо сообщить, что несколько дней назад к нам пришла волшебная шахматная доска. В начале работы говорилось о доске-ключе для путешествия между мирами, а мы получили другой подарок: шахматную доску с прозрачными квадратами вместо чёрных. Это очень большой знак для нас. Он говорит о том, что мы смогли заглянуть в глубину непроявленности, которая стала для нас прозрачной. Это большая награда, пришедшая с тонкого плана. Спасибо всем, кто с нами в этой непростой, но столь увлекательной и захватывающей работе. Спасибо!